Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 08.11.2019

Статья просмотрена: 1207 раз

Библиографическое описание:

Зверева, Н. Р. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста / Н. Р. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63759/ (дата обращения: 21.11.2024).



Сегодня в детских садах нередки конфликтные ситуации между детьми, которые негативно сказываются на развитие общения ребёнка. В дошкольном возрасте коммуникация является важной деятельностью, которая формирует отношение детей к окружающему миру.

В отечественной педагогике и психологии в проблеме развития и особенностях коммуникативных умений разбирались следующие учёные: О. А. Анисимова, Н. Н. Богомолова, И. А. Алексеев, В. А. Сонин, В. Н. Снетков, и другие. По их мнению, работу по становлению коммуникативных умений необходимо вести с дошкольного возраста. Проблема детской коммуникации изучалась учёными по следующим составляющим: сущность коммуникативных умений (В. И. Загвезинский, В. И. Кашницкая); структурирование коммуникативных умений (О. А. Анисимова, Н. Н. Богомолова); специфика формирования коммуникативных умений (О. В. Защринская, В. И. Селиверстов, JI. M. Шипицына, Н. М. Юрьева).

Говоря о детях с задержкой психического развития, число которых увеличивается с каждым годом, нужно отметить особую значимость процесса формирования коммуникативных умениях. Особенность этой нозологии впервые была изучена под руководством Т. А. Власовой и Т. С. Певзнер. В наши дни специальная педагогика и психология имеет ряд исследований, которые отмечают специфику развития детей с ЗПР и адаптированные образовательные программы. Но вместе с этим некоторые аспекты изучены не в полной мере, к ним можно отнести вопросов вопрос формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Общение является одним из основных факторов психического развития ребёнка. Благодаря коммуникации дошкольник полноценно развивается и имеет свою индивидуальность. Для ребёнка с ЗПР характерно изменение выстраивания общения, что объясняется, в первую очередь, наличием у них сопутствующих речевых нарушениях. Дети с ЗПР имеют дефекты в звукопроизношении, они испытывают сложности при восприятии и осознании услышанного, пересказ также вызывает трудности. Нарушения в речевом развитии, слаборазвитиые коммуникативные умения приводят к тому, что ребёнок с ЗПР отстраняется от сверстников и порою от педагога. На это основании можно обострить актуальность и значимость работу по формированию коммуникативных умений у детей с ЗПР.

Теоретическое обоснование весомой роли коммуникации в психическом развитии детей описаны в работах JI. C. Выготского, в которых сказано, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. Учёный говорил, что для благополучных отношений в детском коллективе необходимо вести работу по развитию коммуникативных умений.

Анализ психолого-педагогической литературы не дал единой трактовки определения коммуникативных умений. Можно отметить, что эта группа умений предполагает навыки получения нужной информации; понимание эмоционального состояния другого, умение слышать его и говорить с ним. В структуре коммуникативных умений выделяют три составляющие: — мотивационно-личностный, когнитивный и поведенческий компоненты. Мотивационно-личностный компонент предполагает желание это стремление ребенка вступать в контакт. Когнитивный компонент отражает знания о процессе коммуникации, его значение в жизни людей, правила общения, невербальные средства и пр. Поведенческий компонент подразумевает умение действовать в конкретной ситуации, где ребёнок осуществляет выбор действия по определённым правилам.

М. И. Лисина выделяет компоненты коммуникативной успешности: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Критериями когнитивного компонента выступают умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно реагировать на критику и способность проявить интерес к коммуникации. Критериями поведенческого компонента самостоятельность в выборе действия, соблюдение норм поведения, умение применять невербальные средства общения. Критерии эмотивного компонента выражаются в умении контролировать своё эмоциональное состояние, говорить без тревоги и разрешать конфликтные ситуации. Вышеизложенные умения выступают основой для формирования коммуникативных умений детей, которые помогут прогнозировать процесс коммуникации, ориентироваться в партнёре по общению и вести диалог.

Качество коммуникативных умений зависит от половых, возрастных, индивидуальных особенностей, социальной средой и содержанием педагогического процесса. Для полноценного становления коммуникативных умений детей с ЗПР требуется соблюдения перечня условий: создание ситуаций коммуникативной успешности, использование проблемных ситуаций для формирования знаний о сути общения, коррекционно-педагогическую работу по развитию коммуникативных навыков, раскрепощение на выражение своих переживаний и эмоций, организация игр, способствующие появлению желания вступать в контакт со сверстниками и взрослыми.

Таким образом работа по развитию у детей с ЗПР положительного отношения к себе и окружающим, формирование у них знаний о различных эмоциях и способах выражения своих чувств, понимание эмоционального состояния сверстника, формирование умения конструктивно взаимодействовать со сверстниками, учитывание индивидуальных особенностей ребёнка с ЗПР и создание в группе благоприятного эмоционального климата способна повышать уровень сформированности коммуникативных умений у детей с ЗПР.

Литература:

  1. Выготский, Л. C. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Уч. пособие, 1956. — 448 с
  2. Петровская, Л. А. Обратная связь в межличностном общении [Текст] / Л. А. Петровская, О. В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. — № 5. — С. 14–18.
  3. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1994. — 269 с.
  4. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. — М.: Просвещение, 2000. — 294 с
  5. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет.) [Текст] / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. — М.: детство-пресс, 2003. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, дошкольный возраст, поведенческий компонент, выбор действия, когнитивный компонент, коммуникативная успешность, коммуникативное умение детей, процесс коммуникации, психическое развитие, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Задать вопрос