Сегодня в детских садах нередки конфликтные ситуации между детьми, которые негативно сказываются на развитие общения ребёнка. В дошкольном возрасте коммуникация является важной деятельностью, которая формирует отношение детей к окружающему миру.
В отечественной педагогике и психологии в проблеме развития и особенностях коммуникативных умений разбирались следующие учёные: О. А. Анисимова, Н. Н. Богомолова, И. А. Алексеев, В. А. Сонин, В. Н. Снетков, и другие. По их мнению, работу по становлению коммуникативных умений необходимо вести с дошкольного возраста. Проблема детской коммуникации изучалась учёными по следующим составляющим: сущность коммуникативных умений (В. И. Загвезинский, В. И. Кашницкая); структурирование коммуникативных умений (О. А. Анисимова, Н. Н. Богомолова); специфика формирования коммуникативных умений (О. В. Защринская, В. И. Селиверстов, JI. M. Шипицына, Н. М. Юрьева).
Говоря о детях с задержкой психического развития, число которых увеличивается с каждым годом, нужно отметить особую значимость процесса формирования коммуникативных умениях. Особенность этой нозологии впервые была изучена под руководством Т. А. Власовой и Т. С. Певзнер. В наши дни специальная педагогика и психология имеет ряд исследований, которые отмечают специфику развития детей с ЗПР и адаптированные образовательные программы. Но вместе с этим некоторые аспекты изучены не в полной мере, к ним можно отнести вопросов вопрос формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Общение является одним из основных факторов психического развития ребёнка. Благодаря коммуникации дошкольник полноценно развивается и имеет свою индивидуальность. Для ребёнка с ЗПР характерно изменение выстраивания общения, что объясняется, в первую очередь, наличием у них сопутствующих речевых нарушениях. Дети с ЗПР имеют дефекты в звукопроизношении, они испытывают сложности при восприятии и осознании услышанного, пересказ также вызывает трудности. Нарушения в речевом развитии, слаборазвитиые коммуникативные умения приводят к тому, что ребёнок с ЗПР отстраняется от сверстников и порою от педагога. На это основании можно обострить актуальность и значимость работу по формированию коммуникативных умений у детей с ЗПР.
Теоретическое обоснование весомой роли коммуникации в психическом развитии детей описаны в работах JI. C. Выготского, в которых сказано, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. Учёный говорил, что для благополучных отношений в детском коллективе необходимо вести работу по развитию коммуникативных умений.
Анализ психолого-педагогической литературы не дал единой трактовки определения коммуникативных умений. Можно отметить, что эта группа умений предполагает навыки получения нужной информации; понимание эмоционального состояния другого, умение слышать его и говорить с ним. В структуре коммуникативных умений выделяют три составляющие: — мотивационно-личностный, когнитивный и поведенческий компоненты. Мотивационно-личностный компонент предполагает желание это стремление ребенка вступать в контакт. Когнитивный компонент отражает знания о процессе коммуникации, его значение в жизни людей, правила общения, невербальные средства и пр. Поведенческий компонент подразумевает умение действовать в конкретной ситуации, где ребёнок осуществляет выбор действия по определённым правилам.
М. И. Лисина выделяет компоненты коммуникативной успешности: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Критериями когнитивного компонента выступают умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно реагировать на критику и способность проявить интерес к коммуникации. Критериями поведенческого компонента самостоятельность в выборе действия, соблюдение норм поведения, умение применять невербальные средства общения. Критерии эмотивного компонента выражаются в умении контролировать своё эмоциональное состояние, говорить без тревоги и разрешать конфликтные ситуации. Вышеизложенные умения выступают основой для формирования коммуникативных умений детей, которые помогут прогнозировать процесс коммуникации, ориентироваться в партнёре по общению и вести диалог.
Качество коммуникативных умений зависит от половых, возрастных, индивидуальных особенностей, социальной средой и содержанием педагогического процесса. Для полноценного становления коммуникативных умений детей с ЗПР требуется соблюдения перечня условий: создание ситуаций коммуникативной успешности, использование проблемных ситуаций для формирования знаний о сути общения, коррекционно-педагогическую работу по развитию коммуникативных навыков, раскрепощение на выражение своих переживаний и эмоций, организация игр, способствующие появлению желания вступать в контакт со сверстниками и взрослыми.
Таким образом работа по развитию у детей с ЗПР положительного отношения к себе и окружающим, формирование у них знаний о различных эмоциях и способах выражения своих чувств, понимание эмоционального состояния сверстника, формирование умения конструктивно взаимодействовать со сверстниками, учитывание индивидуальных особенностей ребёнка с ЗПР и создание в группе благоприятного эмоционального климата способна повышать уровень сформированности коммуникативных умений у детей с ЗПР.
Литература:
- Выготский, Л. C. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Уч. пособие, 1956. — 448 с
- Петровская, Л. А. Обратная связь в межличностном общении [Текст] / Л. А. Петровская, О. В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. — № 5. — С. 14–18.
- Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1994. — 269 с.
- Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. — М.: Просвещение, 2000. — 294 с
- Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет.) [Текст] / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. — М.: детство-пресс, 2003. — 384 с.