Актуальность: Формирование общения у детей является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.
Коммуникативная деятельность, которая рассматривается как совместная деятельность по В. Д. Шадрикову, [3] является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, со взрослыми, в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения.
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Этим вопросом занимались следующие ученые: Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. С. Рузская и др.
Общение — важная социальная функция, его развитие должно осуществляться в школьном возрасте во взаимосвязи с развитием эмпатии и учетом статусного положения ребенка в группе сверстников. [1]
Развитие общения — педагогически обусловленный процесс, включающий в себя обогащение представлений детей об эмпатийных формах поведения, культуре речевого общения; формирование коммуникативного опыта, включающего в себя умение входить в контакт со сверстниками, влиять на сверстника с целью эмоциональной поддержки, умение вежливо обращаться, эмоционально привлекать к общению, умение слушать и понимать собеседника, вести диалог.
Большинство детей в коммуникативном общении достаточно благополучны Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовать; свободно выражают свои просьбы, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства — речевые, мимические, невербальные (образно — жестовые). Их отличает живой — интерес к собеседнику, которым для ребёнка старшего школьного возраста; становится сверстник.
Однако, определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью (в общении). Это обнаруживается при взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками, в партнёрской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения (в свободной деятельности). Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнёра приводят к обеднению коммуникативных способностей ребёнка, оказывают негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. У ребёнка складываются сложные отношения со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены играть в одиночестве. [2]
Родители переживают факт отклонения в развитии у своего ребенка подчас так же, как собственное заболевание, а часто даже более остро.Чем грубее проявляется отставание в развитии речи, тем раньше родители начинают понимать, что развитие ребенка протекает атипично и необходимо обратиться к специалисту за помощью. Психологическое консультирование родителей имеет несколько основных целей. Первая по значимости — формирование готовности к пониманию и поддержке своего ребенка. Как правило, у родителей обнаруживается недостаточная включенность в душевную жизнь ребенка, эмоциональная закрытость. Создающаяся ситуация эмоциональной депривации особенно болезненна для ребенка. Таким образом, одно из направлений психологической поддержки семьи заключается в повышении степени толерантности родителей к особенностям ребенка, формированию психологического принятия его и достижения осознания, что он способен к более глубокому пониманию и общению, чем кажется родителям. Важно показать им, насколько велики внутренние ресурсы ребенка и насколько значительна их собственная роль в создании условий для максимальной реализации этих ресурсов. Необходимо перенести фокус их внимания с негативных явлений на позитивные качества личности ребенка.
Чтобы проводить работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у детей, необходимы предварительные наблюдения. Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребёнком подвергается анализу. Следует обратить внимание, легко ли вступает ребёнок в контакт со взрослыми и детьми, имеют ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребёнок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх.
Следует выявить, направлен ребёнок на взрослого или на сверстника. Отметить, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению со взрослым в поле восприятия младшего школьника, по какому принципу (эмоциональному, деловому, игровому, познавательному) ребёнок отдаёт предпочтение сверстникам.
Внимательно наблюдать за содержанием общения ребёнка со взрослым (о чём спрашивает, что сообщает). Проводится анализ невербальных коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимики). Отметить, используются ли они более активно при недостатке речевых средств.
Наблюдают за уровнем общей речевой активности ребёнка (какие виды коммуникативных высказываний встречаются наиболее часто; имеют ли вопросы познавательную направленность). По результатам наблюдений следует проводить специальную работу по коррекции коммуникативного поведения.
Необходимость раннего формирования опыта общения обусловлена не только тем, что приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения у детей, но и отклонениям в развитии: аномалии органического происхождения и рост психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожности, неуверенности в себе, неадекватности поведения. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их — важнейшая задача педагогов и родителей. А между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, во многом определяет характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом.
Важной задачей является диагностика коммуникативных способностей детей и их развитие в условиях совместной деятельности, разных видов деятельностей, а также разработка принципов психолого-педагогических тренингов «продуктивного» говорения, слушания, непринужденного общения с детьми.
Литература:
- Бодалев А. А. Личность в общении. — М., 1983.
- Кряжева. Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
- Шадриков. В.Д. «Психология деятельности человека» -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013–464с.