Отличительные особенности тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 27.10.2023

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Качур, С. Б. Отличительные особенности тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Б. Качур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 337-346. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107054/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена анализу отличительных особенностей тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормативным развитием. В статье проанализировано исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей с задержкой психического развития, сделаны выводы об особенностях мелкой моторики у детей 6–7 лет с задержкой психического развития.

Ключевые слова: тонкая моторика, уровень сформированности мелкой моторики, задержка психического развития, диагностика, статическая координация движений, динамическая координация движений, графическая проба.

The article is devoted to the analysis of the distinctive features of fine motor skills in older preschool children with mental retardation in comparison with children with normative development. The article analyzes the study of the level of formation of fine motor skills in children with mental retardation, conclusions are drawn about the features of fine motor skills in children aged 6–7 years with mental retardation.

Keywords: fine motor skills, the level of fine motor skills, mental retardation, diagnostics, static coordination of movements, dynamic coordination of movements, graphic test.

Формирование всех органов и систем в организме ребенка происходит в дошкольный период, который является важным периодом психомоторного развития. Двигательные навыки и умения ребенка составляют основу его нормального физического и психического развития и развиваются именно в дошкольном возрасте ребенка. В последнее время многие исследователи замечают тенденцию к увеличению детей с задержкой психического развития. Для понимания особенностей тонкой моторки у детей старшего дошкольного возраста необходимо раскрыть содержание о таких понятиях, как тонкая (мелкая моторика), задержка психического развития.

Моторика (англ. motorics) — вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты [2]. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.

Разделяют понятия: крупная и мелкая моторика. Двигательные навыки крупной моторики содержат в себе такие действия, как наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные, она отвечает за координацию движений, четкость действий частей физического тела. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Моторика мелкая (тонкая) пальцев рук — это совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций [2].

Пальцевая моторика составляет основу осязания, ее развитие дает возможность умственному совершенствованию ребенка, его психического и физического состояния в период дошкольного возраста. Психологи и педагоги подтверждают, что по уровню сформированности тонкой моторики можно судить о зрелости у дошкольника изобразительных, музыкальных, трудовых и конструктивных умений, готовности к освоению родного языка и овладению письмом [3].

Развитие мелкой моторики кистей рук имеет большое значение в развитии познавательных способностей, и находясь в тесной связи с развитием речи, становиться первым этапом в развитии умственных способностей ребенка, влияя на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память [5]. От того, насколько развита мелкая моторика кистей рук, зависит, насколько хорошо ребенок научится совершенно элементарным действиям: держать в руках карандаш, кисточку и ручку, застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. Функция человеческой руки уникальна и универсальна.

Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития. Такие дети составляют особую группу. Первое клиническое описание детей с задержкой психического развития было сделано еще в 19-м веке немецким психоневрологом Генрихом Хаффманом, который обратил внимание на детей с дефицитом внимания и некоторой двигательной расторможенностью. В работах же отечественных врачей и педагогов конца девятнадцатого века и начало двадцатого (А.Н Грабов,1925;В. П. Кащенко 1929;П. П. Блонский 1930, и др.) говорится от детях «с пониженным общим развитием», «слабо одарённые», «умственно недоразвитые», которых, по их мнению объединяет нарушение внимания, памяти, «моторная неусидчивость» или общая заторможенность [4].

В самом общем виде сущность «задержка психического развития» состоит в следующем: развитие мышления памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности ребенка происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку справляться с заданиями и требованиями взрослого. Эти ограничения впервые чаще начинают проявляться, когда ребенок приходит в школу. У такого ребенка дольше, а возможно на протяжении всего периода обучения в начальной школе, остаётся ведущей игровая мотивация, с большим трудом и в меньшей степени формируются учебные интересы [1]. Сосредоточиться, переключать внимание, быть усидчивым, уметь удерживать задание, работать по образцу очень сложно ребенку с задержкой психического развития, он не может полноценно учиться, очень быстро устает, истощается. Ребенок данной категории не умеет сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать, ему нужна помощь педагога, ему будет сложно усваивать содержательный минимум школьной программы, наблюдаются отклонения в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, может быть конфликтным с другими детьми или наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате подвергается насмешкам со стороны сверстников.

Дошкольник старшего возраста с задержкой психического развития отличается особенностями в развитии высших психических функций.

Все высшие психические функции у ребенка с ЗПР имеют свои отличительные особенности. Это связано с последствиями нарушения в раннем внутриутробном развитии, что обусловлено различными органическими поражениями центральной нервной системы [1]. Так как развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием познавательных способностей, мышления, внимания, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти, с развитием речи, с собственным движением рук ребенка для осуществления предметных, орудийных действий, в том числе и письма.

Основная функция мелкой (тонкой) моторики для ребенка — это то, что ее навыки помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Тонкие движения рук у детей шести-семи лет с задержкой психического развития очень будут отличатся от нормы. Особые двигательные нарушения у них связаны с функциональной недостаточностью центральной нервной системы. Недостатки двигательного развития у детей с ранним минимальным органическим поражением центральной нервной системы могут иметь разную природу, их нужно диагностировать и осуществлять дифференцированный подход к коррекции выявленных нарушений [1].

Чтобы определить главные направления деятельности в условиях логопедического сопровождения, содержание работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, необходимо провести исследование, показывающее, что мелкая моторика у детей с нормальным развитием и у детей обозначенной группы отличается и имеет специфику, после анализа результатов можно разработать программу по развитию мелкой моторики для дошкольников старшего дошкольного возраста с ЗПР. Мы провели исследование, в котором определили уровень сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Исследование особенностей мелкой моторики и уровень ее сформированности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития проводилось в рамках работы над магистерской диссертацией «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения», база исследования- МБДОУ Детский сад № 50 компенсирующего вида, г. Барнаул, пр-т Строителей,111, в исследовании учувствовало 20 детей, в возрасте 6–7 лет, посещающие массовые группы детского сада. Из них 10 человек –это дети с нормальным развитием мелкой моторики и другую группу из 10 человек составили дети 6–7 лет с задержкой психического развития. Участники эксперимента составили контрольную и экспериментальную группы.

Диагностика состояла из трех этапов.

  1. Этап-диагностика статической координации движений и динамической координации движений.
  2. Этап- исследование чувства ритма и исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки
  3. Этап- графическая проба.

Этап первый- диагностика статической и динамической координации движений. Методика обследования моторных функций у дошкольников взята из пособия Акименко В. М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями». В этой пробе отмечается точность и правильность заданий.

Диагностика статической координации движений является наиболее адекватной для исследования функции статистического равновесия, устанавливается преимущественное участие руброспинального уровня ЦНС (уровня А по Н. А. Бернштейну): остановка по сигналу [6]. Для диагностики статической координации движений рук нами были проведены следующие пробы:

Проба1. Ребенку последовательно предлагаются позы пальцев, которые он должен воспроизвести. Поочередно обследуются две руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

Проба 2. Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные положения пальцев:

– распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10–15;

– распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать кисть в этом положении под счет до 10–15;

– 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

– указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

– 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;

– 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

– 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1,4 и5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);

– выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет до 15:

– 2-й и 5-й выпрямить, остальные собраны в кулак и удержать под счет до 5–8.

Проба 3. –«Пальчики здороваются» [6].

Целью проведения диагностики динамической координации движений является исследование возможности усвоения двигательной программы по наглядному образцу, способности к автоматизации двигательного навыка, переключение с одного движения на другое, направлена на изучение особенностей кинестетической основы организации движений, одной из задач первого этапа диагностики является воспроизведение пальцевых поз в статичном положении, точность и одновременность (при выполнении двумя руками) осуществления проб, состояние мышечного тонуса рук (напряженность, скованность движений, невозможность удержания созданной позы), координация и характер формирования позы. Ребенку предлагается выполнить задания правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно. Для определения статической координации движений пальцев рук проводилось 3 пробы. Для проведения диагностики динамической координации движений пальцев рук проводилось 2 пробы.

Проба 1. Показать ребёнку движения пальцев рук и попросить его повторить их. После выполнения каждого задания дать словесную инструкцию и попросите ребёнка показать движения (т. е. ребёнок выполняет каждое движение 2 раза). Попеременно соединяйте все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно («Здороваются пальчики только правой, только левой руки», «Здороваются пальчики правой и левой руки).

Проба 2. Выполнить движение «кулак — ребро — ладонь» правой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно. Повторить пробу с прикушенным зубами языком.

При выполнении этих проб отмечается:

– усвоение программы (с первого предъявления, со второго предъявления, после совместного выполнения с экспериментатором, невыполнение);

– характер выполнения действия (плавное, поэтапное, замедленное, трудности переключения с одного звена на другое);

– ошибки (персеверации, нарушение последовательности движений).

Этап второй — исследование чувства ритма и механизмов автоматизации движений ведущей руки.

Цель этого этапа –исследовать способность к произвольному выполнению двигательных программ (ритмов) по речевой инструкции и отражает состояние как серийной организации, так и программирования, и контроля, согласованность движений, состояние зрительно-моторной координации, скорость манипуляций.

При выполнении заданий этого этапа отмечаются:

– способность восприятия ритма;

– воспроизведения ритма в движениях;

– способность к ретенции ритма-сохранение его в памяти;

– способность к ритмическому творчеству-ритмическая активность [6].

Для исследования проводилось 4 пробы.

Проба 1. Экспериментатор показывает упражнение, сопровождает голосовой инструкцией. Сменять руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулаки разжиманием кулака другой кисти

Проба 2. «Игра на рояле»- ребенок последовательно касается кончиками пальцев стола: одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1. двумя пальцами: 1–5, 1–4, 1–3, 1–2; 1–2, 1–3, 1–4, 1–5.

Проба 3. Обследование темпа движений при помощи письменной пробы: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе, в течении следующих 15с чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 с чертить в первоначальном темпе; результаты первого и третьего раза сравниваются и оцениваются темпы: замедленный, нормальный, ускоренный.

Проба 4. Исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся») Педагог предлагает протянуть руку для приветствия(поздороваться): сначала правую, затем левую, затем обе руки. При этом следует отметить наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сокращение мышц лица, открывание рта и др.), которые указывают на низкий уровень коррекции произвольных движений.

Критерии оценок.

По результатам обследования мелкой моторики рук в первом и втором этапах определяется уровень сформированности тонкой моторики рук. За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл. Этапы содержит 9 проб.

Максимальное количество баллов:

– исследование статической координации движений пальцев рук -3 балла;

– исследование динамической координации движений пальцев рук -2 балла;

– исследование чувства ритма и механизмов автоматизации движений ведущей руки -4 балла.

Первый уровень (низкий, менее 1 балла). Ребенку движения не удаются, отмечаются инертность и недифференцированность движений. Отсутствует последовательность движений, темп движений или замедленный, или быстрый, ритм не воспроизводится. Имеются лишние движения во время приветствия.

Второй уровень (ниже среднего, 2–3 балла) У ребенка движения не точные; отмечаются нарушения динамической организации движений. Отсутствует последовательность движений, темп движений замедленный или быстрый, ритм не воспроизводится, имеются лишние движения во время приветствия.

Третий уровень (средний,4–5 балла). У ребенка при выполнении заданий на статическую и динамическую координацию движений пальцев рук диагностируются затруднения, но явных нарушений не отмечается. При выполнении обследования фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения пальцев рук, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность, темп может быть замедленный или быстрый, ритм воспроизводится с небольшими ошибками, имеются лишние движения во время приветствия.

Четвертый уровень (выше среднего6–7баллов). Статическая и динамическая координация движений пальцев рук сформирована, но объем движений пальцев рук недостаточно полный, сформировано чувство ритма, лишних движений во время приветствия нет.

Пятый уровень (высокий -8–9 баллов). Статическая и динамическая координация движений пальцев рук сформирована, движения пальцев рук активные, у ребенка полностью сформировано чувство ритма. Ведущая рука- правая. Лишних движений во время приветствия нет.

Результаты исследования уровня сформированности мелкой моторики у детей 6–7 лет норма представлены в таблице№ 1

Таблица 1

Этап первый и второй. Уровень сформированности мелкой моторики в группе норма.

Шифр испытуемого Ребенка

Исследование статической координации

Исследование динамической координации

исследование чувства ритма и механизмов автоматизации движений ведущей руки

Уровень

Н.1

2

2

3

7-выше среднего

Н.2

2

2

3

7- выше

среднего

Н.3

3

2

4

9-высокий

Н.4

3

2

3

8-высокий

Н.5

3

2

3

8-высокий

Н.6

2

1

4

7-выше среднего

Н.7

2

2

4

8-высокий

Н.8

3

2

4

9-высокий

Н.9

3

2

4

9-высокий

Н.10

2

2

3

7-выше среднего

Итого: выше среднего

высокий

4ребенкавыше среднего-40 %

6 детей-высокий уровень-60 %

По результатам диагностики на первом и втором этапах в контрольной группе у детей 6–7 лет с нормативным развитием нами выявлен уровень сформированности мелкой моторики выше среднего у 40 % детей и высокий уровень у 60 % детей.

Результаты исследования уровня сформированности мелкой моторики рук у детей 6–7 лет в норме отражены в процентном соотношении в диаграмме. Смотри рисунок 1.

.

Рис. 1.

Уровень сформированности мелкой моторики у детей 6–7 лет с ЗПР в экспериментальной группе представлен в таблице № 2

Таблица 2

Этап первый и второй. Уровень сформированности мелкой моторики в экспериментальной группе детей 6–7 лет с ЗПР

Шифр испытуемого Ребенка

Исследование статической координации

Исследование динамической

координации

исследование чувства ритма и механизмов автоматизации движений ведущей руки.

Уровень

Э.1

1

1

2

4-средний

Э.2

1

1

1

3- ниже

среднего

Э.3

1

1

2

4-средний

Э.4

1

1

1

3-ниже среднего

Э.5

1

1

1

3-ниже среднего

Э.6

1

1

2

4-средний

Э.7

1

2

1

4-средний

Э.8

1

2

1

4-средний

Э.9

1

1

1

3-ниже среднего

Э.10

1

1

1

3-ниже среднего

Итого: ниже среднего и средний

5 детей –ниже среднего-50 %

5 детей-средний

По результатам диагностики на первом и втором этапах в контрольной группе у детей 6–7 лет с ЗПР нами выявлен уровень сформированности мелкой моторики ниже среднего уровня 50 % и средний уровень 50 % детей.

Данные исследования уровня сформированности мелкой моторики рук у детей 6–7 лет в экспериментальной группе с ЗПР представлены в диаграмме. Смотри рисунок 2.

.

Рис. 2.

3 Этап- графическая проба.

Графическая проба- направлена на исследование возможности усвоения двигательной программы при графическом предъявлении образца, плавного переключения с одного элемента программы на другой, автоматизации двигательной серии. Также проба может информирует о развитии зрительно-моторных координаций и пространственных функций (соблюдение строки). При выполнении выявляются также тенденция к микрографии, нейродинамические характеристики –темп деятельности, утомляемость, важные для оценки функций 1 блока мозга, степень подготовленности руки к письму, сформированности внимания и контроля за собственными действиями [6].

Третий этап диагностики содержит 4 пробы.

Проба1. «Заборчик»

Проба 2. Рисование по образцу «дом-дерево-забор»

Проба3». Штриховка»

Проба 4. Методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).

Критерии оценки: за каждую пробу считается 1 бал.

Высокий уровень — 4 балла, ребенок все выполняет правильно,

Выше среднего- 3 балла, ребенок допускает 2 ошибки,

Средний уровень — 2 балла допускает ошибки в чередовании элементов либо в пропуске какого-то из них, выходит за пределы фигуры, при штриховке,

Низкий уровень 1балл— продолжить узор не может, выполняет путем прямого копирования заданных элементов.

Данные по графической пробе у детей 6–7 лет с нормативным развитием представлены в таблице № 3

Таблица 3

Третий этап — графическая проба. Уровень сформированности мелкой моторики у детей 6–7 лет в группе норма

Шифр испытуемого ребенка

Проба 1

Проба2

Проба3

Проба4

Уровень

Н.1

1

1

1

1

4-высокий

Н.2

1

1

1

1

4-высокий

Н.3

1

1

1

0

3-выше среднего

Н.4

1

1

1

0

3-выше среднего

Н.5

1

1

1

1

4-высокий

Н.6

1

1

0

1

3-выше среднего

Н.7

1

1

1

1

4-высокий

Н.8

1

1

1

1

4-высокий

Н.9

1

1

1

1

4-высокий

Н.10

1

1

1

1

4- высокий

Итого: высокий и выше среднего

7детей –высокий -70 %

3ребенка-выше

Среднего-30 %

По данным нашего исследования уровня сформированности мелкой моторики у детей норма на третьем этапе 70 % детей имеют высокий уровень и 30 % детей –выше среднего. Процентное соотношение детей по уровню сформированности мелкой моторики по графической пробе в контрольной группе норма отражено в диаграмме рисунок № 3.

.

Рис. 3.

Данные исследования уровня сформированности мелкой моторики по графической пробе в экспериментальной группе детей 6–7 лет с ЗПР представлены в таблице № 4.

Таблица 4

Третий этап — графическая проба. Уровень сформированности мелкой моторики у детей 6–7 лет с ЗПР в экспериментальной группе

Шифр испытуемого ребенка

Проба 1

Проба2

Проба3

Проба4

Уровень

Э.1

1

0

0

1

2-средний

Э.2

0

1

0

1

2- средний

Э.3

0

1

0

0

1- низкий

Э.4

0

0

1

0

1-низкий

Э.5

0

1

0

0

1-низкий

Э.6

0

0

1

0

1- низкий

Э.7

1

0

0

1

2-средний

Э.8

1

0

0

0

1-низкий

Э.9

1

0

0

1

2-средний

Э.10

1

1

0

0

2-средний

Итого: средний и низкий

5детей-средний50 %,

5-детей-низкий -50 %

В экспериментальной группе у детей 6–7 лет с ЗПР мы наблюдали 50 % детей имели средний уровень сформированности мелкой моторики, а 50 %-низкий уровень. Данные исследования в экспериментальной группе также отражены в диаграмме рисунок № 4.

.

Рис. 4.

Таким образом, по результатам исследования мы можем сделать вывод об уровне сформированности моторики рук у детей 6–7 лет с нормативным развитием. Мы определили, что у детей с нормативным развитием мелкая моторика рук сформирована: статическая и динамическая координация движений пальцев рук сформирована, движения пальцев рук активные, у ребенка полностью сформировано чувство ритма. Ведущая рука- правая. Лишних движений во время приветствия нет, движения точные, двигательная память развита, высокая произвольность движений.

По данным нашего исследования мы можем видеть, что мелкая моторика рук у детей 6–7 лет с ЗПР имеет отличительные особенности:

– у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития недостаточный уровень развития мелкой моторики (в основном средний и ниже среднего),

– движения рук отличаются напряженностью и нескоординированностью, нарушением темпа движений рук,

– наблюдается ручная неловкостью, нарушены позы рук, резкость движений,

– наблюдается наличие синкинезий,

– прослеживается повышенная утомляемость, нарушение произвольной регуляции движений,

– есть трудности восприятия словесной инструкции исследователя,

– движения характеризовались недостаточной динамической координации движений и двигательной маневренности рук,

– отмечалась неловкость и беспорядочность движений пальцами рук с последующим их напряжением,

– трудности выполнения заданий на кинестетический праксис.

– при выполнении графической пробы дошкольники с ЗПР допускали такие ошибки, как несоответствие образцу по величине, стройности, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров элементов узора в конце строки, разрывы линий. Так же замечено, что дети этой группы плохо «держат» строчку.

Делая выводы по результатам исследования, можно сказать, что одной из предпосылок успешного развития тонкой (мелкой) моторики рук у детей 6–7 лет с задержкой психического развития, является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти, для того чтобы развить мелкую моторику рук у детей 6–7 лет, необходимо разработать систему коррекционных-развивающих занятий по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях логопедического сопровождения с использование дидактических игр и нейропсихологических упражнений, так как это будет способствовать развитию мелкой моторики, а также стимулировать психическое и физическое развитие, восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Литература:

  1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов. — М.: НЦ ЭНАС, 2004.
  2. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: АСТ, 2006. 479 с.
  3. Марковская И. Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР И. Ф. Марковская, Е. А. Екжанова // Дефектология, 1989. № 4. С. 62–65.
  4. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–53
  5. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с. — (Коррекционная педагогика
  6. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями /В. М. Акименко. -Ростов н/Д: Феникс, 2011. -77, [1] с.-(Сердце отдаю детям).
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, психическое развитие, уровень, графическая проба, ведущая рука, проба, старший дошкольный возраст, чувство ритма, среднее.


Ключевые слова

диагностика, задержка психического развития, тонкая моторика, уровень сформированности мелкой моторики, статическая координация движений, динамическая координация движений, графическая проба

Похожие статьи

Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития

В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...

Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития. Проанализированы различные подходы педагогов-психологов дефектологов к определению понятия «коммуникативные навыки», представлены результаты...

К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье обосновывается проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрыты причины воздействия музыкально-ритмических упражнени...

Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...

Коррекция координационных способностей детей 12–15 лет с умственной отсталостью посредством игры в бочче

В статье предложена методика коррекции координационных способностей детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью посредством игры в бочче. Представлены результаты тестирования уровня развития координационных способностей на начальном и ...

Развитие крупной и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема развития мелкой и крупной моторики в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается роль развития моторики в общем развитии ребенка. Описываются методы взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитател...

Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи

В данной работе рассматриваются особенности гностической функции у детей с нарушениями речи. Осуществляется сравнение особенностей гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием. Полученные данные указывают на большую вовлеч...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения

В статье раскрыты понятия индивидуальный подход и дифференцированный подход, понятие общей и мелкой моторики. Представлен материал, отражающий особенности моторного развития слабовидящих детей, результаты экспериментального изучения мелкой моторики р...

Особенности формирования связной речи у детей с заиканием

В данной работе рассмотрена особенность формирования связного высказывания у детей с заиканием. Охарактеризованы причины заикания, описаны особенности речевого развития дошкольников с заиканием, а также обоснованы пути речи у дошкольников с заиканием...

Особенности формирования графомоторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных нарушений

В статье представлены краткие сведения о специфике протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта и особенностях формирования графо-моторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных расст...

Похожие статьи

Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития

В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...

Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития. Проанализированы различные подходы педагогов-психологов дефектологов к определению понятия «коммуникативные навыки», представлены результаты...

К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье обосновывается проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрыты причины воздействия музыкально-ритмических упражнени...

Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...

Коррекция координационных способностей детей 12–15 лет с умственной отсталостью посредством игры в бочче

В статье предложена методика коррекции координационных способностей детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью посредством игры в бочче. Представлены результаты тестирования уровня развития координационных способностей на начальном и ...

Развитие крупной и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема развития мелкой и крупной моторики в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается роль развития моторики в общем развитии ребенка. Описываются методы взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитател...

Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи

В данной работе рассматриваются особенности гностической функции у детей с нарушениями речи. Осуществляется сравнение особенностей гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием. Полученные данные указывают на большую вовлеч...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения

В статье раскрыты понятия индивидуальный подход и дифференцированный подход, понятие общей и мелкой моторики. Представлен материал, отражающий особенности моторного развития слабовидящих детей, результаты экспериментального изучения мелкой моторики р...

Особенности формирования связной речи у детей с заиканием

В данной работе рассмотрена особенность формирования связного высказывания у детей с заиканием. Охарактеризованы причины заикания, описаны особенности речевого развития дошкольников с заиканием, а также обоснованы пути речи у дошкольников с заиканием...

Особенности формирования графомоторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных нарушений

В статье представлены краткие сведения о специфике протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта и особенностях формирования графо-моторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных расст...

Задать вопрос