Данная статья посвящена выявлению особенностей развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. С помощью проведенных методик был выявлен уровень развития мелкой моторики рук у дошкольников старшей группы «Ромашка» в МБДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» г. Йошкар-Олы с задержкой психического развития.
Ключевые слова : мелкая моторика, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, дети старшего дошкольного возраста.
Выражение В. А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» определяет точный образ развития ребенка, ведь большое количество нервных окончаний содержится на поверхности ладони [1; с. 49]. Именно от рецепторов информация поступает в мозг, где соотносится с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. А развивается интеллект и речь благодаря исследованиям окружающей среды.
Сформированность мелкой моторики рук у детей зависит напрямую от уровня развития речи. У ребенка может быть задержка психического развития, если его пальцы рук очень слабы. М. М. Кольцова в своих исследованиях доказала, что «движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка». Следуя результатам исследования М. М. Кольцовой можно утверждать: «около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны» [1; с. 48]. Регулярная и постепенная работа с детьми над движениями пальцев рук помогает активизировать соответствующие центры головного мозга, что сказывается в основном на ускоренном развитии речи у ребенка.
Мелкая моторика — основной составляющий компонент осязания, и развитие пальцев рук дает начало умственному развитию ребенка, его психофизическому состоянию в дошкольном возрасте. Б. Д. Эльконин в своих работах писал: «мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями» [3; с. 1]. Эта составляющая помогает повысить двигательную координацию, облегчает овладение навыком письма, а также способствует развитию мышления и речи. В зависимости от уровня сформированности мелкой моторики рук можно предвещать благополучное развитие у ребенка изобразительных, музыкальных, трудовых и конструктивных качеств, а также способностей к изучению родного языка и подготовки руки к письму. Опять-таки, эти развивающиеся способности могут быть воплощены только тогда, когда действия и движения рук ребенка будут иметь осознанный характер.
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности [2; с. 157]. Дети с задержкой психического развития неоднородны, тем не менее большинство детей отличаются низким уровнем развития всех высших познавательных функций, в том числе и низким уровнем развития всей моторной сферы. Эти дети отстают в развитии движении: нарушена произвольная регуляция движений, нечеткие непроизвольные движения, трудности переключения и автоматизации. Больше всего у детей данной категории страдает именно мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Главная цель нашего исследования: изучить особенности мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
При проведении исследования нами были использованы следующие методики: методика «Обследование мелкой моторики» (Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук); методика «Дорожки» (Л. А. Венгер); методика «Домик» (Н. И. Гуткина).
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19 «Василёк» г. Йошкар-Олы. В экспериментальном исследовании приняли участие 14 старших дошкольников с задержкой психического развития (старшая группа «Ромашка»).
Результаты методики «Обследование мелкой моторики» Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук следующие. В старшей группе «Ромашка» в основном преобладает средний уровень развития мелкой моторики (64 %), этих детей также относят к группе «Б». Низкий уровень развития мелкой моторики отмечается у 36 % детей, которые относятся к группе «В». Детей из группы «А», получившие высокий уровень развития мелкой моторики не наблюдается.
В ходе проведения методики «Дорожки» Л. А. Венгера результаты были следующие: половина группы имеют уровень ниже среднего (50 %), у 29 % детей — средний уровень развития мелкой моторики, а уровень выше среднего выявлен у 21 % детей в группе, на самой низкой позиции находятся высокий и низкий уровни (0 %).
Из полученных данных по методике «Домик» Н. И. Гуткина, можно сказать, что низкий уровень развития мелкой моторики у 50 % детей, уровень ниже среднего показали 43 % детей из группы, средний уровень выявлен у 7 %. Самый низкий показатель у высокого и выше среднего уровней (0 %).
При проведении исследования нами было выявлено, что у детей возникали ошибки при выполнении заданий, требующих, в основном, высокой дифференциации пальцев. Почти на каждом задании у многих детей пальцы рук действовали синхронно. Большие трудности начались, когда нужно было детям вдеть нитку в иголку. А при выполнении задания по рисованию и вырезанию ножницами у некоторых детей наблюдается сильный тонус мышц руки. Линии выходили ломаные, с очень сильным нажимом. Были дети, у которых возникали трудности при выполнении заданий, направленных на узнавание качества предмета и его названия.
Таким образом, диагностируя мелкую моторику рук детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по трем методикам, мы получили результаты нашего экспериментального исследования, и нам удалось выявить, что в старшей группе «Ромашка» большинство детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют недостаточно сформированную мелкую моторику. Каждому ребенку следует дальше развивать мелкую моторику рук на занятиях в детском саду, а также с родителями дома и самостоятельно. Правильно подобранная и организованная коррекционная работа поможет детям в старшей группе «Ромашка» с задержкой психического развития в развитии мелкой моторики, а также в подготовке руки к письму.
Литература:
1. Архипова, Е. Ф. Для чего нужна пальцевая гимнастика ребенку? / Е. Ф. Архипова. — Текст: непосредственный // Современное дошкольное образование. — 2016. — № 10. — С. 46–53.
2. Петрова, С. В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития / С. В. Петрова. — Текст: непосредственный // Символ науки. — 2021. — № 1. — С. 157–159.
3. Прозорова, А. С. Развитие мелкой моторики рук дошкольников в условиях экспериментальной деятельности / А. С. Прозорова, М. П. Уварова. — Текст: непосредственный // «А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки)». — 2019. — № 2. — С. 1–9.