Особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 15.05.2021

Статья просмотрена: 638 раз

Библиографическое описание:

Морозова, С. Ю. Особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81028/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена выявлению особенностей развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. С помощью проведенных методик был выявлен уровень развития мелкой моторики рук у дошкольников старшей группы «Ромашка» в МБДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» г. Йошкар-Олы с задержкой психического развития.

Ключевые слова : мелкая моторика, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, дети старшего дошкольного возраста.

Выражение В. А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» определяет точный образ развития ребенка, ведь большое количество нервных окончаний содержится на поверхности ладони [1; с. 49]. Именно от рецепторов информация поступает в мозг, где соотносится с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. А развивается интеллект и речь благодаря исследованиям окружающей среды.

Сформированность мелкой моторики рук у детей зависит напрямую от уровня развития речи. У ребенка может быть задержка психического развития, если его пальцы рук очень слабы. М. М. Кольцова в своих исследованиях доказала, что «движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка». Следуя результатам исследования М. М. Кольцовой можно утверждать: «около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны» [1; с. 48]. Регулярная и постепенная работа с детьми над движениями пальцев рук помогает активизировать соответствующие центры головного мозга, что сказывается в основном на ускоренном развитии речи у ребенка.

Мелкая моторика — основной составляющий компонент осязания, и развитие пальцев рук дает начало умственному развитию ребенка, его психофизическому состоянию в дошкольном возрасте. Б. Д. Эльконин в своих работах писал: «мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями» [3; с. 1]. Эта составляющая помогает повысить двигательную координацию, облегчает овладение навыком письма, а также способствует развитию мышления и речи. В зависимости от уровня сформированности мелкой моторики рук можно предвещать благополучное развитие у ребенка изобразительных, музыкальных, трудовых и конструктивных качеств, а также способностей к изучению родного языка и подготовки руки к письму. Опять-таки, эти развивающиеся способности могут быть воплощены только тогда, когда действия и движения рук ребенка будут иметь осознанный характер.

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности [2; с. 157]. Дети с задержкой психического развития неоднородны, тем не менее большинство детей отличаются низким уровнем развития всех высших познавательных функций, в том числе и низким уровнем развития всей моторной сферы. Эти дети отстают в развитии движении: нарушена произвольная регуляция движений, нечеткие непроизвольные движения, трудности переключения и автоматизации. Больше всего у детей данной категории страдает именно мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Главная цель нашего исследования: изучить особенности мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

При проведении исследования нами были использованы следующие методики: методика «Обследование мелкой моторики» (Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук); методика «Дорожки» (Л. А. Венгер); методика «Домик» (Н. И. Гуткина).

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19 «Василёк» г. Йошкар-Олы. В экспериментальном исследовании приняли участие 14 старших дошкольников с задержкой психического развития (старшая группа «Ромашка»).

Результаты методики «Обследование мелкой моторики» Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук следующие. В старшей группе «Ромашка» в основном преобладает средний уровень развития мелкой моторики (64 %), этих детей также относят к группе «Б». Низкий уровень развития мелкой моторики отмечается у 36 % детей, которые относятся к группе «В». Детей из группы «А», получившие высокий уровень развития мелкой моторики не наблюдается.

В ходе проведения методики «Дорожки» Л. А. Венгера результаты были следующие: половина группы имеют уровень ниже среднего (50 %), у 29 % детей — средний уровень развития мелкой моторики, а уровень выше среднего выявлен у 21 % детей в группе, на самой низкой позиции находятся высокий и низкий уровни (0 %).

Из полученных данных по методике «Домик» Н. И. Гуткина, можно сказать, что низкий уровень развития мелкой моторики у 50 % детей, уровень ниже среднего показали 43 % детей из группы, средний уровень выявлен у 7 %. Самый низкий показатель у высокого и выше среднего уровней (0 %).

При проведении исследования нами было выявлено, что у детей возникали ошибки при выполнении заданий, требующих, в основном, высокой дифференциации пальцев. Почти на каждом задании у многих детей пальцы рук действовали синхронно. Большие трудности начались, когда нужно было детям вдеть нитку в иголку. А при выполнении задания по рисованию и вырезанию ножницами у некоторых детей наблюдается сильный тонус мышц руки. Линии выходили ломаные, с очень сильным нажимом. Были дети, у которых возникали трудности при выполнении заданий, направленных на узнавание качества предмета и его названия.

Таким образом, диагностируя мелкую моторику рук детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по трем методикам, мы получили результаты нашего экспериментального исследования, и нам удалось выявить, что в старшей группе «Ромашка» большинство детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют недостаточно сформированную мелкую моторику. Каждому ребенку следует дальше развивать мелкую моторику рук на занятиях в детском саду, а также с родителями дома и самостоятельно. Правильно подобранная и организованная коррекционная работа поможет детям в старшей группе «Ромашка» с задержкой психического развития в развитии мелкой моторики, а также в подготовке руки к письму.

Литература:

1. Архипова, Е. Ф. Для чего нужна пальцевая гимнастика ребенку? / Е. Ф. Архипова. — Текст: непосредственный // Современное дошкольное образование. — 2016. — № 10. — С. 46–53.

2. Петрова, С. В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития / С. В. Петрова. — Текст: непосредственный // Символ науки. — 2021. — № 1. — С. 157–159.

3. Прозорова, А. С. Развитие мелкой моторики рук дошкольников в условиях экспериментальной деятельности / А. С. Прозорова, М. П. Уварова. — Текст: непосредственный // «А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки)». — 2019. — № 2. — С. 1–9.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, мелкая моторика, ребенок, уровень развития, мелкая моторика рук, старшая группа, старший дошкольный возраст, задержка, детский сад, палец рук.


Похожие статьи

Исследование особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В работе приведены результаты исследования уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нормальны...

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена особенностям развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье на основе изучения материала по данной теме изложена сравнительная характеристика развития мелкой моторики в норме у дошко...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Особенности физической подготовленности старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлены особенности физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР. Проанализированы показатели физических качеств детей с ЗПР в сравнении с дошкольниками с нормальным темпом психического развития.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Этапы подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста (6–7 лет) с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, задачи, этапы и специфику готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР). Приводит пример ряда требований к дидактическому материалу, применя...

Приемы коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассмотрены основные виды нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. Обоснована необходимость проведения коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по преодолению дисграфии. Рассмот...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Похожие статьи

Исследование особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В работе приведены результаты исследования уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нормальны...

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена особенностям развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье на основе изучения материала по данной теме изложена сравнительная характеристика развития мелкой моторики в норме у дошко...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Особенности физической подготовленности старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлены особенности физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР. Проанализированы показатели физических качеств детей с ЗПР в сравнении с дошкольниками с нормальным темпом психического развития.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Этапы подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста (6–7 лет) с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, задачи, этапы и специфику готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР). Приводит пример ряда требований к дидактическому материалу, применя...

Приемы коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассмотрены основные виды нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. Обоснована необходимость проведения коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по преодолению дисграфии. Рассмот...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Задать вопрос