Статья посвящена особенностям развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье на основе изучения материала по данной теме изложена сравнительная характеристика развития мелкой моторики в норме у дошкольников и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, в публикации затрагивается тема важности ее развития как интеллектуального показателя готовности к школе.
Ключевые слова: мелкая моторика, задержка психического развития, продуктивные виды деятельности, предметная деятельность, дети дошкольного возраста.
The article is devoted to the peculiarities of the development of fine motor skills in preschool children with mental retardation. Based on the study of the material on this topic, the article presents a comparative characteristic of the development of fine motor skills in normal preschool children and the development of fine motor skills in preschool children with mental retardation, the publication touches on the importance of its development as an intellectual indicator of readiness for school.
Keywords: fine motor skills, mental retardation, productive activities, subject activity, preschool children.
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка — это очень важный и существенный этап для его дальнейшего развития. Именно в этот период развивается и формируется становление личности ребенка. Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Особое место в общей совокупности движений занимает мелкая моторика, именно ее уровень развития отражает в большей степени интеллектуальные способности ребенка.
Аналитический обзор данных в литературе по данной проблеме дает возможность увидеть существование онтогенетической связи тончайших движений рук и речи, что движения рук исторически, в ходе развития человеческого общества оказали основополагающее влияние на формирование речи, как одной из высших психических функций человека.
Совокупность двигательных возможностей человека, проявляющихся в виде различных двигательных умений и навыков в разных видах деятельности, определяется. как моторика. Которая включает в себя произвольные и непроизвольные движения [5].
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, во многих случаях в сочетании со зрительной системой при выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук, она необходима и важна для многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, которые вырабатываются в ходе общественно-исторического и культурного развития общества. Мелкая моторика относится к высшим психическим функциям. Можно обобщить и сказать, что мелкая моторика — это «ручная умелость, ловкость» — умение выполнять руками разнообразные движения (трудовые и бытовые действия, самообслуживание, рукоделие, изобразительная деятельность, письмо, ручной труд и т. д.) [6]. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию мелкой моторики ребенка дошкольного возраста необходимо уделять особое внимание.
Таким образом, ключевым аспектом развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие у него мелкой моторики и согласованности движений пальцев и кистей рук. Мы можем сказать, что этот вопрос приобретает важное значение. А вот необходимость развития активных мелких движений получила также научное обоснование. Способности человеческой руки универсальные и уникальные, присущи только человеку, как главному венцу создания. Подтверждение этому слова известного ученого и педагога В. А. Сухомлинского, который говорил следующее: «Источники способностей и дарований детей –на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Ученые считают речь, как и всю когнитивную сферу человека, развывшимися в свои высшие формы благодаря труду, сложным операциям рук. Эти операции начинались с развития мелкой и общей моторики. В исследованиях многих ученых мы видим, что двигательные импульсы, поступающие в головной мозг от пальцев рук, очень сильно влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка, оказывают стимулирующее влияние.
В психолого-педагогической литературе можно найти данные, что разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка [3]. Ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психики детей, а также речевого и физического развития отмечают большое активизирующее значение именно руки.
К примеру, исследования, которые проводили Л. В. Фомина и М. М. Кольцова, доказывают, что систематические упражнения по тренировке тонких движений пальцев рук оказывают развивающее влияние не только на речевое развитие, но и являются, по их мнению, мощным средством повышения функциональности коры головного мозга.
Движения пальцев рук неотъемлемо связаны с речевой функцией исторически. Примечательно, что первой формой общения первобытных людей были жесты, которыми предупреждали об опасности или для привлечения, или отстранения. Особенно велика была роль руки- она давала возможность путем разнообразных движений, жестов развить первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. В более поздние периоды развития человечества жесты стали уже сочетаться с возгласами и выкриками, мычанием, наши предки пытались уже издавать звуки. В процессе развития словесной речи, она долгое время оставалась органично связанной с жестикуляторной речью. Эту связь мы наблюдается и в наше время.
Все ученые, которые занимались изучением деятельности детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки [6]. В. М. Бехтерев писал, что тонкие движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. А известный психолог Д. Сели также придавал большую важность «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.
В дальнейшем историческом развитии тонкие движения пальцев рук у людей улучшались и совершенствовались из поколения в поколение, так как люди начинали выполнять руками все более тонкую и сложную, разнообразную работу, вследствие этого постепенно происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки человека в мозге. Развитие же функций руки и речи у людей шло параллельно.
Мы можем сказать, что примерно таков же онтогенез речи ребенка. Сначала начинают совершенствоваться тончайшие движения детских пальчиков рук, затем появляется уже артикуляция слогов и все дальнейшее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки подвижности пальцев руки [6].
Исследования М. М. Кольцовой, которая придавала этому вопросу большое значение, доказали, что влияние «импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области», поэтому она пришла к такому важному заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей реализовывается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев [7].
Исходя из выше сказанного, мы можем выделить два направления по совершенствованию мелкой моторики у детей:
– тренировать тонкие движения пальцев рук, используя различные способы, с раннего дошкольного возраста;
– совмещать занятия по развитию мышления и мелкой моторики, так как именно в раннем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структура и функции головного мозга, это будет увеличивать возможности познания окружающего мира.
Таким образом, можно отметить, что в психолого-педагогических научных источниках данное явление, как развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, имеет следующее значение:
– способствует развитию познавательных способностей дошкольника, мышления, восприятия, показывая уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе;
– влияет на развитие речи;
– движений рук являются основой для формирования и совершенствования навыков самообслуживания детей дошкольного возраста;
– для подготовки к формированию графомоторных навыков письма.
На наш взгляд, эти положения требуют расширения, дополнения, изучения, реализации в практической деятельности педагога-логопеда.
Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает именно в раннем возрасте. Обследование различных предметов руками- непременное условие познания ребенком предметного мира. Тактильно-двигательное восприятие, лежащее в основе чувственного познания, дает наибольшее представление о предметном окружающем человека мире. Именно так складываются первые впечатления о форме, величине, расположению в пространстве предметов. С развитием мелкой моторики особенно тесно связано развитие речи. Область коры головного мозга, которая отвечает за двигательную активность пальцев рук, находиться рядом с речевым центром Брока, около трети всей площади двигательной площади занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне [6].
Проведенные М. М. Кольцовой исследования и наблюдения показали, что уровень развития движений пальцев совпадает со уровнем развития речи у детей. Чтобы ребенок заговорил, нужно тренировать не только артикуляционный аппарат, но и мелкую моторику рук. А. В. Запорожец говорил: «Чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении подлинно человеческой рукой, превратилась бы в «орудие орудий», ребенок должен научиться использовать ее безграничные возможности, в соответствии с бесконечным многообразием окружающих условий. На этом пути одним из важнейших этапов является возникновение хватания видимого предмета» [2]. По мнению автора, произвольность движений отличается возможностью постепенно отделить орудийные операции от предметных. Можно выделить различие между двумя видами действий с предметами: предметом действуют, как рукой и он становится как бы простым ее удлинением (это условно действия ручные), рука зависима от орудийных предметов. Об этом же говорил и П. Я. Гальперин. Полученные в его исследованиях результаты доказывают, как при переходе от ручных действий к орудийным в практической деятельности ребенка начинают появляться интеллектуальные и аналитические реакции, наглядно- действенное мышление в его наиболее простейших и первичных формах [2].
Особую группу, разнородную по составу, представляют дети дошкольного возраста с задержкой психического развития. Задержка психического развития –это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Она является наиболее распространенной группой среди детей с различными отклонениями [3].
Контингент таковых детей характеризуется нарушением нормального темпа психического развития. Проявления отставания в развитии высших психических функций такого ребенка дошкольного возраста, можно наблюдать в замедлении темпа созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности при наличии значительных потенциальных возможностей развития. У таких детей снижена познавательная активность, наблюдается недоразвитие в игровой деятельности, замечена неустойчивость внимания, отличительные поведенческие реакции с выраженными аффективными проявлениями, есть нарушения в развитии психомоторики.
К. С. Лебединский в своей классификации выделяет четыре типа ЗПР в зависимости от причин ее возникновения. Это ЗПР:
– конституционального типа,
– соматического типа;
– психогенного типа;
– церебро-органического происхождения.
Выделяется многочисленная группа детей с ЗПР-это дети с ЗПР церебро-органического происхождения. Причиной возникновения данных отклонений являются органические поражения центральной нервной системы в перинатальный или ранний послеродовый период развития ребенка [5]. У детей дошкольного возраста, которые относятся к данной группе наблюдаются отличительные признаки мелкой моторики. Это дети с плохо развитой ручной моторикой, они неловко держат ложку или карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собирать разложенные детали конструктора, работать с пазлами, палочками для счета, создавать узоры из мозаики, рисовать. Они отказываются от любимых другими детьми увлекательных лепки и аппликации, у них не получаются выполнить задание педагога точно и быстро, дети не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях, это снижает эмоциональную окраску от удачно выполненной работы. Дети чувствуют себя неуклюжими, неповоротливыми и это снижает их самооценку.
Мы рассмотрим особенности развития мелкой моторики в основном детей с этой формой ЗПР, так как именно они составляют основной контингент специальных детских садов (групп), школ и классов. Чтобы выделить особенности мелкой моторики у детей с такими нарушениями, нужно рассмотреть развитие ее в норме.
Развитость тончайших движений пальцев рук играет значительную роль в полноценном интеллектуальном развитии ребенка-дошкольника, имеет огромное значение для общего гармоничного физического развития ребенка. А еще большую роль играет мелкая моторика в развитии речи ребенка. Чтобы ребенок мог успешно овладеть конструктивными, изобразительными, трудовыми, музыкальными умениями, изучить родной язык, приобрести в дальнейшем первоначальные навыки письма, он должен иметь достаточный для этого уровень развития мелкой моторики. Большое внимание исследователи уделяют роли мелкой моторики в развитии речи М. И. Аксенова) [1, с.62–65].
В дошкольном возрасте, ребенок как бы переходит на новую ступень развития. Одна из основных стремлений в этом возрасте- подражание взрослым. Это мы можем увидеть в тяготении к самостоятельности в быту, очень активном участии в труде. Как известно из литературы по психологии, еще один способ удовлетворения потребности быть «как взрослый» можно найти в сюжетно-ролевой игре. В играх дети, как правило, пытаются проигрывать роли и ситуации, которые видят в реальной жизни. Потом игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Обобщаясь и сокращаясь, предметные действия в последующем развитии ребенка начинают заменяться речью.
Большое значение для развития пальцевой моторики руки будут иметь продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, а также и рукоделие (шитье, вязание, макраме, вышивание, работа с инструментами) для старших дошкольников. В результате осуществления такой деятельности происходит развитие тонких движений руки и ВПФ- воображения, внимания, памяти, и других познавательных процессов. Меняется также познавательная сфера ребенка. Мышление постепенно начинает обретать наглядно- образный характер. Ребенок находит связи и отношения между предметами прежде всего уже на основе непосредственных впечатлений. Ребенок научится слышать и слушать взрослого, последовательно выполнять его советы, действовать по образцу и правилу. Это будет способствовать появлению элементов учебной деятельности и пониманию способов выполнения действий. Описывая развитие моторики у дошкольников М. М. Безруких [3] отмечает, что развитие движений у детей трех- семи лет связано с созреванием мозга и всех его структур, участвующих в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры. В дошкольном возрасте совершенствуется и приобретает устойчивость структура локомоций и перемещений рук как при игровых, так и бытовых ситуациях.
В три-семь лет происходит активное освоение тонких инструментальных движений — это манипуляции карандашом, ручкой, кисточкой.
В три-четыре года появляются навыки держания и свободного владения карандашом. К этому возрасту развитие зрительного восприятия и координации позволяет ребенку совершать копирование. Возникают навыки передачи пропорций, изображения параллельных линий и т. д. Для рисунков уже свойственно сюжетное разнообразие. Дети не только рисуют, но пытаются писать буквы, подписывая свои рисунки.
В пять лет ребенок осваивает вполне выполнение вертикальных штрихов. Он может сам ограничивать длину штриха и линии становятся достаточно ровными. Способ держания ручки или карандаша меняется на взрослый. На рисунке ребенок выполняет разные движения: вертикальные, горизонтальные, циклические.
В шесть лет появляется умение копировать простые геометрические фигуры. Значительно улучшается штрих, появляется завершенность кругов и овалов. В этом возрасте детям доступны любые графические движения, любые штрихи и линии.
Возможность же целенаправленного обучения ребенка разнообразным моторным действиям появляется с четырех лет. Именно в этом возрасте приходит понимание вербальных инструкций, и становится возможной не только подражательная деятельность, но и специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого. Наиболее эффективный результат будет, если сочетаются словесная инструкция и наглядный показ.
В шесть — семь лет начинается овладение одним из самых сложных моторных навыков — письмом. Сложность формирования письма определяется не только многосложностью самого действия, но и несформированностью мелких мышц кисти и пальцев, незавершенностью окостенения костей запястья и фаланг пальцев, слабостью нервно-мышечной регуляции. Необходимо выделить важные условия для формирования навыка письма. Чтобы повысить эффективность этого процесса нужно учесть осознанный анализ траектории каждого движения, выделить основные ориентиры движения, включить в общую концепцию деятельности высокую игровую мотивацию.
Итак, можно сделать вывод, что в возрасте от трех до семи лет наиболее продуктивным является формирование новых двигательных действий при высокой мотивации в условиях игровой деятельности. Необходимым и важным элементом подготовки ребенка к школе, к письму, является совершенствование тонко-координированных движений руки, пальцев, зрительно- моторных координаций (согласованности в действиях руки и зрения при выполнении графических заданий, например, при копировании), а также тренировка пространственного восприятия фигур, графических элементов на плоскости (листе) [9].
По мнению нескольких ученых, таких, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Т. П. Зинченко и др. мелкая моторика в онтогенезе развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Овладение ребенком тонкими движениями пальцев рук является характерной чертой развития на раннем этапе. В младенческом возрасте ребенок размахивает руками, ощупывает, рассматривает, пытается удерживать предмет. Эти двигательные манипуляции можно отнести к подготовительным действиям, которые формируют комплексное восприятие предмета в «сенсомоторном единстве». А вот именно хватание выделяется из этих действий. Сначала ребенок захватывает предмет, затем- держит, перекладывает из руки в руку. Позже появляется так называемый «пинцетный» захват. Таким образом, ребенок знакомится со свойствами предметов (формой, величиной, расстоянием) и это способствует развитию тончайших движений рук. Ученые Леонтьев 1975, Сеченов 1952, Выготский 1984 относят манипулирование к способу знакомства с функциональными свойствами предметов. Как результат этого -формирование у ребенка первых предметных действий (сдвигание, перемещение, снимание, нанизывание, открывание, вкладывание). Все это способствует формированию познавательной деятельности и обогащает сенсорный опыт. Научившись действиям с предметами, ребенок может выбрать их для игры и других видов деятельности. А в дальнейшем дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, появляется сила. Заметно увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Уровень развития мелких движений рук определяет также развитость зрительно-моторной координации — согласованного взаимодействия рук и глаз. Свои движения ребенок контролирует при помощи зрения и совершенствует их точность. Можно сказать, что глаза направляют движения руки. В то же время тактильные ощущения от предмета дают больше информации, которая объединяется с информацией, получаемой через зрительные каналы.
В раннем возрасте зрение и движения рук являются основными источниками познания мира, выявления причинно-следственных связей. Далее ребенок все чаще использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Так уже появляется предметная деятельность. Он в игровой деятельности строит дома, башни, и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. Рукам при этих разнообразных манипуляциях помогают глаза. Развитие мелкомоторных функций при наличии достаточной координации движений, концентрации внимания, позволяет ребенку довести выбранную работу до конца с хорошим качеством, получить удовольствие от творческой или трудовой деятельности и, следовательно, мотивация к дальнейшему занятию такой деятельностью будет выше. [7].
Особенности ребенка дошкольного возраста в рассматриваемой группе детей с ограниченными возможностями здоровья таковы, что из-за ограничения психических и познавательных способностей, он не справляется успешно с заданиями и требованиями, которые предъявляет к нему общество. У такого ребенка гораздо дольше (чаще на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается основной игровая мотивация, с трудом и в меньшей степени формируются учебные интересы. Из-за слабо развитой произвольной сферы (умение быстро сосредоточиться, усидчивость, внимание, умение удерживать знания, работать по образцу) ребенок очень быстро устает и истощается. Усвоить необходимый содержательный минимум образовательной программы ребенок с ЗПР не может без помощи педагога, по причине недостаточной для своего возраста возможности сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать.
Часто трудности осложняются способностью к смысловому и звуковому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, сложнее осваивает письменную речь. Нервное торможение и возбуждение ЦНС мало сбалансированы из-за функциональной незрелости. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив и из-за этого подвергается насмешкам со стороны сверстников [4].
В раннем возрасте (от одного года до трех лет) отклонения в развитии ребенка становятся более очевидными, даже если они не имеют грубого характера. По результатам психологической диагностики детей с задержкой развития психики, которую дают в научно-практическом руководстве авторы Мамайчук И. И., Ильина М. Н. [11], следует отметить некоторые особенности развития таких детей по возрасту.
Например, если они рассматривают возраст два года, то отмечают особенности развития мелкой моторики следующие: при построении башни из кубиков ребенок данной категории строит ее вертикально, а вот горизонтальное расположение кубиков вызывает затруднение, то же повторяется при конструировании дорожки, поезда, при этом ребенок действует с фигурками хаотично; при ходьбе наблюдается неустойчивая походка, а при спуске с лестницы заметны трудности. При оценке тонкой моторики пальцев рук можно заметить, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья затрудняется провести горизонтальные линии и неуверенно держит карандаш в кулаке, очень заметны сложности в изображении круглых линий — некоторые стереотипии.
На третьем году жизни авторы отмечают в особенностях развития мелкой моторики то, что ребенок затрудняется копировать линии, они не четкие, может наблюдаться тремор, не соблюдает пропорции, линии могут быть изображены за пределами листа бумаги.
В четыре года у ребенка с задержанным развитием движения рук не скоординированы, отмечается слабый нажим карандаша, нарушение плавности и ритма движений [11].
В пять лет такой ребенок при ходьбе опускает голову, действия рук и ног недостаточно координированы, во время прыжков заметно напряжение и страх, движения пальцев рук слабо согласованы, особенно при рисовании, конструировании и собирании мелких предметов [11].
В шесть лет сохраняется замедленность и неловкость движений. заметны трудности при вырезании предметов даже прямолинейных форм.
Прежде всего, следует обращать внимание на развитие общей и мелкой моторики (как ребенок реагирует на предметы, узнает ли их, стремится ли их исследовать, находит ли одинаковые, использует ли их по назначению). Важным отличительным показателем является коммуникативная активность ребенка, его возможности сотрудничества со взрослым.
В дошкольный период в норме происходит бурное развитие речи. У проблемного ребенка обнаруживается недоразвитие речи, при этом несформированной оказывается не только активная речь, но и понимание обращенной к ребенку речи.
Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность и недоразвитость всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношения к возрастным возможностям. Познавательная деятельность снижена, внимание ребенка трудно привлечь и удерживать, восприятие тоже страдает. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств [11]. Дети данной категории плохо владеют речью- пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, а вот способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена [4].
Развитие пальцевой моторики рук у детей дошкольного возраста с ЗПР имеет свои характерные особенности. Так, манипуляторные действия с предметом сочетаются с предметными действиями. Педагог помогает такому ребенку в осваивании дидактических игрушек, однако мы наблюдаем, что способы выполнения сопоставляемых действий все же несовершенны. В отличии от нормально развивающихся сверстников, нашей категории детей требуется гораздо большее количество времени для совершения проб и примериваний в решении какой-нибудь наглядной задачи. Отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики проявляется также в технике движений и двигательных качеств таких, как быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявляются и очень заметны недостатки психомоторики.
Хочется отметить, что в продуктивной деятельности дошкольники с ЗПР отмечаются несформированные технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании, выкладыванию узоров из мозаики, они не контролируют силу нажима карандаша, кисточки, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств нет, однако уровень физического и моторного развития детей данной категории ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков. Тонкие движения руки, которые используются в изобразительной деятельности будут очень отличаться от тех движений, которые ребенку нужно приобрести при обучении письму.
Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам, они связаны с учебной деятельностью и необходимы для правильного формирования письменной речи. Их формированию должно предшествовать достаточное развитие тонких движений пальцев рук. Поэтому очень важно это учитывать при подготовке ребенка к школе. Дети с ОВЗ рассматриваемой группы испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Такие дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов, представлений у этих детей значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми.
А также есть затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ формируется у них замедленно. Таким детям свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться» от задания, которое предлагает педагог. Например, в рисунках можно отметить выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, заметна диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей.
Дошкольники с ЗПР не умеют создавать сюжетное изображение. Рисование отдельных предметов они не связывают в единую сюжетную линию, из множества нарисованных предметов только два или три могут объединить в небольшой эпизод. Продукты их изобразительной деятельности примитивны из-за отсутствия в них дополнительных и мелких деталей. Наблюдается подмена изображений предметов простым изображениями геометрических фигур, неадекватное использование цвета (например, снеговик нарисован зеленым цветом) [9].
Выбрать тему для рисования по сюжету детям трудно, они не думают о рисунке в процессе рисования. Такие дети не могут придумать название своему рисунку, не задают себе вопросов, когда занимаются рисованием, не проявляют каких-либо эмоций, рассказывая об изображении на бумаге. При штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура, недостаточная сила нажима на карандаш, неравномерность закрашивания тоже очень заметна в продуктах изобразительной деятельности. Можно отметить в данной группе детей сниженный интерес или вообще его отсутствие к процессу и результату деятельности; дошкольники не всегда понимают, что от них требует педагог. При работе с акварелью, гуашью рисунки часто выглядят неаккуратно.
Нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации — все это можно отнести к отклонениям в двигательной сфере у детей данной группы. Наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда [9].
Подводя итоги, можно сказать, что уже в дошкольном возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья, а мы рассматриваем дошкольников с задержкой психического развития, можно диагностировать отставание в развитии мелкой моторики, выявляются недостатки психомоторики, хотя грубых двигательных расстройств у детей рассматриваемой категории не отмечается, однако уровень моторного развития значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, недостаточность моторного развития детей не только отрицательно сказывается на овладении речью и письмом, а также затрудняет их адаптацию к школе; практически для всех дошкольников с ЗПР общей особенностью является недостаточность двигательного тонуса, ведущего к нарушению движений руки.
Чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка с ЗПР, необходима систематическая развивающая работа по формированию мелкой моторики. Наличие недостатков мелкой моторики дошкольников с ЗПР указывает на необходимость проведения специальных мероприятий, направленных на охрану и укрепления здоровья, коррекцию и развитие моторной сферы детей данной категории.
Литература:
- Аксенова М. И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи / М. И. Аксенова // Дошкольной воспитание, 1990. ‒ № 8. ‒ С. 62–65.
- Артемьева А. В. Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 64 с. (Библиотека Логопеда).
- Безруких, М. М. Как подготовить ребёнка к школе / М. М. Безруких. ‒ Тула: Арктоус, 2007. — 71 с
- Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. --М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с.
- Дудьев В.П Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие /В. П. Дудьев.-Барнаул: АлтГПУ,2020.-360с
- Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973. 160с.
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., Педагогика 2000.
- Мастюкова Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. //Дефектология. — 1987.
- Шипова Л. В. Психология младших школьников с задержкой психического развития Учебное пособие. — Саратов: СГУ имени Н. Г. Чернышевского, 2019. — 70 с.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 56 с.
- Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. — СПб.: Речь, 2004. — 352 с.