Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ
Автор: Свиридова Надежда Ивановна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.
Дата публикации: 07.01.2022
Статья просмотрена: 211 раз
Библиографическое описание:
Свиридова, Н. И. Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ / Н. И. Свиридова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/6973/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ имеют свою специфику развития: отсутствует мотивация к познавательной деятельности; ограниченные представления об окружающем мире; повышенная утомляемость (быстро утрачивают интерес, отказываются от задания) или повышенная возбудимость (упрямство, раздражительность); низкий уровень свойств внимания (переключение, устойчивость, концентрация); трудности в понимании инструкций; темп выполнения заданий низкий; нуждается в постоянной поддержке взрослого.
У данной категории детей обязательно в той или иной мере нарушена речь. В частности, нарушается и звукопроизношение. К сожалению, традиционные приемы работы по автоматизации звуков у детей с ОВЗ не всегда приносят положительный результат. Поэтому необходим поиск путей повышения эффективности процесса коррекции звуков у детей с ОВЗ.
Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Психолого-педагогический подход предполагает учёт соотношений нарушений в системе речевой деятельности и их взаимосвязи с другими сторонами психики ребёнка. Очень часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с различными нарушениями психической деятельности. Применение здоровьесберегающих технологий — это эффективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Поэтому в своей работе применяю элементы цветотерапии. Оказывается, повысить эффективность в работе по коррекции звукопроизношения можно, объединив работу над звуком и цветом.
Почему это важно для детей и в чем новизна? Это важно для детей с ОВЗ, т.к диагностика показывает — наряду со звукопроизношением нарушены память, внимание, мышление, а так же цветовое различение. Дети путают такие цвета, как синий, голубой и фиолетовый; красный, бордовый и розовый.
Новизна опыта состоит в нестандартном применении известной здоровьесберегающей технологии. Ведь цветотерапию чаще применяют психологи для работы над эмоциональным состоянием человека. Мы же предлагаем использовать цвет в качестве средства для коррекции звуков, но не забываем и про развитие иных психических процессов. Проблемой использования цвета в коррекционной работе занимались такие авторы как Г. С. Швайко, Н. В. Нищева, Н. М. Погосова. Объединение двух процессов — работа по закреплению цвета и звуков, позволяет педагогу разнообразить работу по автоматизации и дифференциации звуков. В результате у детей улучшается звукопроизношение, цветовосприятие и цветоразличение.
Цвет используется на индивидуальных логопедических занятиях в период автоматизации. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом. Для примера возьмем желтый цвет. Само название цвета, «ЖеЛтый», содержит звуки, над которыми часто проводят коррекционную работу. Это звуки Ж и Л. Называя картинки, ребенок автоматизирует и дифференцирует определенные звуки. Например, при проговаривании словосочетаний «желтый жук», «желтая жаба»-идет автоматизация звука Ж; «желтая юла», «желтый колобок»-автоматизация звука Л; «желтый зонт», «желтая змея»-дифференциация звуков Ж-З; «желтая корона», «желтый сыр»- дифференциация звуков Л-Р.
Использование цвета для автоматизации лишь возможно более на поздних этапах работы, когда ребенок уже легко произносит поставленный звук в словах (в разных позициях). Если в названии цвета встречаются два трудных для произношения звука (а это можно обнаружить почти в каждом слове), то один из звуков у ребенка должен быть либо сохранным, либо полностью автоматизированным. [1. С.89]
Осуществлять коррекцию звукопроизношения на этапе автоматизации звуков позволяет использование различных цветов:
– Звук [р]- красный, розовый, серый, оранжевый, чёрный цвета.
– Звук [л] -голубой, жёлтый, белый; Звуки [с] [с'] -серый, синий, красный
– Звук [ж]-желтый, оранжевый; Звуки [з'], [з]-зеленый, розовый
– Звук [ч]- черный, коричневый.
На занятиях с детьми применяю настольные дидактические игры- «Магазин», «Наведем порядок», «Лабиринт», «Лото», «Разноцветные предметы». Так же использую и мультимедийные презентации в виде игр. Это игры «Посчитай, сколько», «Собираем яблоки», «Шары для клоунов», «Построй дом» и другие.
Основные задачи игр с применением цвета: Коррекция и развитие произвольного внимания; автоматизация и дифференциация звуков; совершенствование фонематического восприятия; формирование лексико-грамматических средств языка, а также развитие связной устной речи; формирование цветовосприятия и цветоразличения.
Данный опыт работы показывает, что системность применения элементов цветотерапии оказывает стимулирующее влияние на коррекцию звукопроизносительной стороны речи у детей с ОВЗ. Использование цветовых игр позволяет повысить мотивацию, интерес детей, оказывает комплексное положительное воздействие как на речевые, так и неречевые процессы детей с ОВЗ.
Литература:
- Кузьменко И., Лаптева Е., Орлова И. Использование цвета в коррекции речевых нарушений // Журнал Дошкольное воспитание. 2012. № 7. с. 89–97.
- Нищева Н. В. Разноцветные сказки. — Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Поваляева М. А. Справочник логопеда. — Ростов-н-Дону: «Феникс», 2003.
- Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. — СПб.: Речь, 2005.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи.-М.: Айрис-Пресс, 2006.