В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в процессе логопедического сопровождения. Также отображен опыт выстраивания комплекса мероприятий по логопедическому сопровождению детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова. дети с общим недоразвитием речи (ОНР), логопедическое сопровождение в ДОУ, коррекция словообразования.
This article reveals the experience of a speech therapist teacher in correcting the word formation of children with general speech underdevelopment of senior preschool age. It is noted that successful correction is possible with the organization of conditions for the child's development in the process of speech therapy support. The experience of building a set of measures for speech therapy support for children with general speech underdevelopment is also displayed.
Keywords: children with general speech underdevelopment, speech therapy, correction of word formation.
В настоящее время исследователями отмечается высокий рост речевых нарушений в среде детей дошкольного возраста. Причин развития речевой патологии множество — биологические факторы, наследственность, социальное окружение ребенка. Наиболее распространенным нарушением речи является общее недоразвитие речи (далее — ОНР).
Общее недоразвитие речи понимается как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне [3, с. 164].
В работах В. В. Виноградова, Г. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконина рассматривается последовательность, законы и этапы формирования процессов словообразования в речевом онтогенезе [1]. Данные, полученные в процессе научных исследований, позволили сделать выводы о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются специфические особенности процессов словообразования. К таким специфическим особенностям процессов словообразования относятся сложности семантического анализа и синтеза, лежащих в основе процессов словообразования [2, с. 181]. Морфологическая система языка тесно связана со словообразованием, основываясь на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы по их значению и языковой структуре.
В основу нашей логопедической работы заложена идея, согласно которой работа по коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет более эффективна, если:
— в процессе логопедического сопровождения детей учитывать, что в структуру нарушения входит несформированность взаимосвязей событий окружающего мира;
— коррекция словообразования в обучающей деятельности в процессе логопедического сопровождения детей с общим недоразвитием речи;
— разработать и реализовать комплекс мероприятий, реализация которого будет осуществляться междисциплинарной командой специалистов: учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями и родителями. Ведущим специалистом выступает учитель-логопед.
Вся работа участников логопедического сопровождения направлена на развитие навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В рамках такого сопровождения в образовательном процессе воплощаются следующие функции — раннее выявление и коррекция нарушений речи, психолого-медико-педагогическая диагностика детей, составление и выполнение персонализированного плана речевой коррекции в соответствии с особенностями дефекта: его структуры и степенью выраженности, клинической картины. Кроме того, в обязательном порядке должны учитываться индивидуально-личностные черты ребенка. Также важна работа по вопросам использования специфических методов помощи детям с нарушениями речевого развития, проводимая с педагогическими работниками и родителями воспитанников.
В состав комплекса мероприятий по коррекции словообразования вошли такие формы деятельности, как дидактические игры, театрализации и инсценировки.
Процесс коррекции словообразования на логопедических занятиях включает следующие направления:
— образование неологизмов при помощи ненормативных суффиксов;
— лексические замены;
— использование приставки;
— словоизменение;
— неправильный выбор основы мотивирующего слова.
Использование дидактических игр в процессе коррекционно-развивающей работы позволяет оптимизировать любое занятие по развитию навыков словообразования и легко входит в структуру театрализованной постановки, сказкотерапии на занятиях. Именно применение тематических игр позволяет погрузить детей в обучающую ситуацию, у которой есть четкие границы, правила и последовательность выполнения заданий. Обучение через многократное повторение позволяет детям усвоить правила и законы, по которым строится процесс словообразования.
Работа педагога-психолога в процессе работы по коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР строится с учетом развития у детей внимания, памяти, что способствует общему повышению высших психических функций и способствует улучшенной работе детей на коррекционно-развивающих занятиях.
Коррекционно-развивающая работа воспитателей по развитию словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР строилась следующим образом. Дети с воспитателем разбирали необходимые в последующей работе учителя-логопеда речевые направления (см. направления логопедической работы), воспитатели формируют необходимую для успешной работы речевую базу. После проведенного логопедического занятия дети с воспитателем повторяют изученный ими материал. Данное повторение происходит регулярно через речевые пятиминутки.
Перспективами организации логопедического сопровождения детей с ОНР по коррекции словообразования, по нашему мнению, является:
— учет индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекции словообразования;
— применение комплекса мероприятий, основанных на взаимодействии педагогов и родителей в процессе коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи;
— использование игровых методов в процессе логопедического сопровождения в детей с общим недоразвитием речи.
Литература:
- Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений / под редакцией Л. С. Волковой. — Москва: Советские учебники, 2024. — 544 с.
- Левковская, К. А. Словообразование / К. А. Левковская. — Москва: Владос, 1954. — 203 с.
- Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В. И. Селиверстов. — Москва: Владос, 2015. — 289 с.