Коррекционно-логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 09.03.2021

Статья просмотрена: 299 раз

Библиографическое описание:

Ключникова, А. В. Коррекционно-логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения / А. В. Ключникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6138/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается концепция коррекционно-логопедического сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения. Подробно раскрыты ключевые условия организации дистанционных логопедических занятий: организация рабочего места учителя-логопеда и обучающегося, режим занятий, организация деятельности учителя-логопеда и обучающегося, взаимодействие с родителями. Кроме того, автором разработана адаптированная к условиям дистанционного обучения модель индивидуального логопедического занятия с описанием его основных структурных компонентов.

Ключевые слова: коррекционно-логопедическое сопровождение, дети дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, дистанционное обучение.

Проблема эффективной организации дистанционного обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО является на сегодняшний момент одной из актуальных задач дошкольного образования. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи имеют особые образовательные потребности и нуждаются в систематической коррекционной поддержке учителя-логопеда.

Коррекционно-логопедическое сопровождение данной категории обучающихся в дистанционном режиме может быть организовано посредством:

  1. Рекомендаций для родителей с подробным описанием игровых упражнений, способствующих развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических категорий, а также навыков связной речи детей. Данные рекомендации целесообразно обновлять каждую неделю. Их рассылка осуществляется как с помощью различных мессенджеров, так и по электронной почте.
  2. Видеозаписей разнообразных занятий для детей , разработанных непосредственно самим учителем-логопедом и размещенных в сети Internet. При этом по желанию родителей контроль за правильностью выполнения офлайн-заданий может осуществляться с помощью видео- или фотофиксации с последующей проверкой педагога. Кроме того, целесообразно организовать оперативный канал связи для индивидуальных консультаций родителей.
  3. Подборки виртуальных образовательных пространств по развитию речи, которые содержат полезные материалы для организации игр и занятий дома. При этом очень важно донести до родителей необходимость контроля за ребенком в ходе дистанционного обучения. Также обязательно предусмотреть дозирование заданий для каждого ребенка с учетом его коммуникативных возможностей и зоны ближайшего развития. В качестве подобных бесплатных информационных ресурсов можно рекомендовать:

− Интерактивный развивающий онлайн-курс «Стань школьником с Робобориком!»: раздел «Речевое развитие, основы грамоты и чтения» (https://roboborik.com/);

− Детский тренажёр для развития речи «Легко сказать» (https://yandex.ru/alice/legko-skazat);

− Ресурс Московского городского методического центра «Игры и занятия для дошкольников» (http://deti.mosmetod.ru/).

  1. Индивидуальных и групповых (подгрупповых) логопедических занятий в формате видеоконференций на платформе Zoom (https://zoom.us/) или Skype (https://www.skype.com/ru/). Индивидуальные занятия предоставляют учителю-логопеду максимальные возможности для реализации коррекционных задач (за исключением механической постановки звуков и логопедического массажа), однако требуют от ребенка большей включенности в работу с информационным ресурсом. Групповые (подгрупповые) занятия более сложны как для детей, так и для педагога. Наложение шума в процессе синхронного говорения препятствуют точному распознаванию речи в целом и инструкций педагога в частности, что создает предпосылки для неточного понимания, ошибок и повышенной утомляемости детей. При этом с помощью данного вида занятий можно организовать передачу информации одновременно многим участникам. Поэтому приоритетной задачей групповой (подгрупповой) работы с детьми должно стать объяснение нового материала или организация групповой коммуникации. [1]

При проведении логопедических занятий с детьми дошкольного возраста в дистанционном режиме важно учесть ряд необходимых условий:

  1. Организация рабочего места ребенка:

ПК, на котором занимается ребенок, должен быть оснащен монитором с web-камерой и подключен к сети Internet. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 60 см от окна, таким образом, чтобы окно располагалось слева от ПК. Размер экрана дисплея по диагонали — не менее 35–38 см для того, чтобы ребенок мог четко видеть изображения и текст. Дисплей должен быть подвижным, чтобы его можно было поворачивать и наклонять в разные стороны в зависимости от освещения. Монитор должен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Мебель рабочего места должна быть удобной для ребенка и соответствовать его росто-возрастным особенностям. [3]

  1. Организация рабочего места учителя-логопеда:

Рабочее место учителя-логопеда лучше организовать в отдельном помещении с хорошим освещением и шумоизоляцией. ПК должен быть оснащен монитором с web-камерой, технические характеристики которых позволяют произвести эффективный контроль за правильностью речи ребенка. Также необходимо подключение к сети Internet. Использование наушников и микрофона не обязательно, однако значительно улучшает качество работы.

3.Режим занятий:

− Длительность занятий должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (в редакции с изменениями и дополнениями).

− Первая половина дня является наиболее оптимальным временем для работы. Вторая половина дня допустима, однако занятие следует проводить в интервале от 15 ч.30 мин. до 16 ч.30 мин., после дневного сна и полдника. Недопустимо проводить занятия с использованием ПК во время, отведённое для дневного отдыха. [2]

− Рекомендуемые дни недели для занятий с использованием ПК — вторник, среда и четверг. В понедельник работоспособность детей ещё не достигает желаемого уровня. А в пятницу заниматься на компьютере нежелательно, поскольку происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся за неделю усталости. В выходные дни проведение подобных занятий недопустимо. [2]

4. Организация деятельности ребенка с использованием ПК:

− К работе с использованием ПК допускаются обучающиеся, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Данную информацию необходимо заблаговременно уточнить у родителей (законных представителей).

− Для предупреждения развития переутомления обязательны смена видов деятельности, а также рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. При этом важно обращать особое внимание на внешние признаки утомляемости ребенка: потирание глаз и лица, зевота, отвлекаемость от задания, хаотичные движения, приближение к монитору, нарушение правильной посадки за столом, капризность и пр.

− После окончания занятия целесообразно рекомендовать родителям выполнить с ребенком простую зрительную гимнастику для снятия напряжения глаз.

5. Визуальное сопровождение деятельности учителя-логопеда:

Наглядность — это обязательный компонент дистанционного обучения, который помогает дошкольнику качественно усвоить изучаемый материал. Программы Zoom и Skype позволяют учителю-логопеду во время занятия включить демонстрацию экрана с необходимым наглядным материалом. При этом стоит отметить, что платформа Zoom имеет несколько значительных преимуществ:

− Возможность заранее запланировать занятие, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного занятия в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.

− Возможность делиться экраном со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу. Более того, можно делиться не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию браузера.

− Возможность использования встроенной интерактивной доски. Платформа позволяет легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску.

Презентация является одним из инструментов предъявления визуального ряда для ребенка. Для лучшего восприятия презентации, ее влияния на результативность процесса обучения и состояние здоровья ребенка необходимо придерживаться следующих принципов:

− Предпочтительно горизонтальное расположение материала. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

− Всем известно, что цвет по-разному влияет как на первичное восприятие и запоминание информации, так и на здоровье дошкольника. Например, зеленый и белый цвет — спокойные, не раздражающие, способствующие интеллектуальной деятельности. Красный цвет — привлекает внимание, но оказывает возбуждающее психологическое воздействие. Именно поэтому важно соблюдать баланс сочетания цветов и «цветового равновесия». На одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один-два для заголовков и один-два для текста. Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались. [4]

− Грамотно подобранные фотографии и рисунки усиливают внимание, положительно влияют на понимание изучаемого материала и эмоциональный фон занятия. Они должны быть четкими и соответствовать текстовому содержанию слайда. На одном слайде допустимо наличие 3–5 изображений. Размещение фотографий и рисунков на слайде должно отвечать общим эргономическим требованиям экранного представления информации. При этом не следует увлекаться анимацией, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации. [2]

6. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями:

Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется учителем-логопедом совместно с родителями, исходя из его готовности к выполнению заданий и сохранению мотивации на протяжении занятия. [1] Зачастую присутствие родителей во время проведения занятия и оказание помощи ребенку при необходимости повышает эффективность коррекционной работы.

Исходя из опыта своей практической деятельности, я пришла к выводу о том, что классическую структуру индивидуального логопедического занятия с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях дистанционного обучения целесообразнее оптимизировать следующим образом:

  1. Организационный момент:

Длительность этапа занятия — 1 минута.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Длительность этапа занятия — не более 4 минут. Комплекс артикуляционных упражнений подбирается индивидуально в зависимости от группы отрабатываемых звуков. Комплекс включает в себя 10–12 упражнений для тренировки основных движений губ и языка. Каждое упражнение повторяется 4 раза. Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику совместно с педагогом перед экраном монитора.

  1. Дыхательно-голосовые упражнения:

Длительность этапа занятия — не более 2 минут. Ребенок совместно с педагогом выполняет перед экраном монитора 1–2 упражнения на развитие речевого дыхания и выработку целенаправленной воздушной струи.

  1. Развитие фонематического восприятия в сочетании с двигательными упражнениями:

Длительность этапа занятия — не более 3 минут. Например, игра «Топни-хлопни» может не только способствовать развитию фонематических процессов, но и выполнять функцию физминутки.

  1. Коррекция звукопроизношения параллельно с развитием с лексико-грамматических категорий с наглядной опорой на презентацию:

Длительность этапа занятия — не более 8 минут. Реализация данного этапа вариативна. Учитель-логопед может предложить ребенку выполнить различные лексико-грамматические упражнения, построенные на речевом материале по автоматизации нужного звука (за основу целесообразно взять комплект альбомов Л. А. Комаровой «Автоматизация звуков» или В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Автоматизация звуков у детей»). Также автоматизация звукавозможна в процессе любого лексико-грамматические упражнения. Например, традиционные правила дидактической игры «Скажи наоборот» можно усложнить: для того, чтобы получить право хода, ребенку необходимо четко и правильно повторить за педагогом речевой материал по автоматизации нужного звука. Только после этого на экране появляется картинка, к которой нужно подобрать слово, противоположное по смыслу. Если ребенок справился с заданием — появляется картинка с правильным ответом. Собрав пару картинок, ребенок получает 1 балл, который фиксируется внизу экрана с помощью символа. После этого собранная пара картинок исчезает с экрана, а игра аналогичным образом продолжается дальше. В конце игры подсчитывается общее количество баллов.

  1. Итог занятия:

Длительность этапа занятия — не более 2 минут.

Таким образом, предложенная модель занятия предполагает рациональный подбор материала на основе двигательно-кинестетического и слухозрительно-кинестетического методов, что позволяет успешно реализовать комплексный подход коррекции речевых нарушений, а также соблюсти требования СанПиН, ограничивающие использование видеомониторов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Литература:

  1. Ворошилова Е. Л., Кошечкина Т. В. Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с ТНР учителем-логопедом— ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2020.
  2. Комарова Т.С, Комарова Н. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  3. Микляева Н. В., Бардалим В. В., Суслова Е. А. Интернет-технологии как ресурс деятельности учителя-дефектолога— М.: АРКТИ, 2018.
  4. Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования— М.: Вако, 2014.

Ключевые слова

дистанционное обучение, дети дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, коррекционно-логопедическое сопровождение

Похожие статьи

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье представлен теоретический анализ психологических исследований по проблемам родительского отношения к детям с проблемами в развитии и психолого-педагогического сопровождения таких семей. В статье подробно описана программа работы с сем...

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста

В статье дается краткая характеристика специфических нарушений речи детей дошкольного возраста: дислалии и дизартрии. Авторы статьи обращают внимание на схожесть речевых симптомов при проведении диагностики, представляют этапы диагностического обслед...

Создание эмоционально комфортной развивающей среды в ДОУ для детей раннего возраста

В статье исследуется проблема создания эмоционально комфортной развивающей среды в ДОУ для детей раннего возраста. На основе положений ФГОС ДО рассматривается понятие «развивающая образовательная среда». В опоре на «Концепцию содержания непрерывного ...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается вопрос комплексного подхода к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Статья может быть полезна педагогам и специалистам, работающим с детьми с наруше...

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики

В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...

Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста

Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. В результате применения инфографики, дети учатся использовать знаково-симво...

Похожие статьи

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье представлен теоретический анализ психологических исследований по проблемам родительского отношения к детям с проблемами в развитии и психолого-педагогического сопровождения таких семей. В статье подробно описана программа работы с сем...

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста

В статье дается краткая характеристика специфических нарушений речи детей дошкольного возраста: дислалии и дизартрии. Авторы статьи обращают внимание на схожесть речевых симптомов при проведении диагностики, представляют этапы диагностического обслед...

Создание эмоционально комфортной развивающей среды в ДОУ для детей раннего возраста

В статье исследуется проблема создания эмоционально комфортной развивающей среды в ДОУ для детей раннего возраста. На основе положений ФГОС ДО рассматривается понятие «развивающая образовательная среда». В опоре на «Концепцию содержания непрерывного ...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается вопрос комплексного подхода к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Статья может быть полезна педагогам и специалистам, работающим с детьми с наруше...

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики

В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...

Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста

Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. В результате применения инфографики, дети учатся использовать знаково-симво...

Задать вопрос