Особенности дистанционной работы учителя-логопеда с дошкольниками с ОВЗ
Автор: Мелкозёрова Екатерина Владимировна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 07.09.2020
Статья просмотрена: 537 раз
Библиографическое описание:
Мелкозёрова, Е. В. Особенности дистанционной работы учителя-логопеда с дошкольниками с ОВЗ / Е. В. Мелкозёрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5507/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, коррекционная работа, дистанционная форма работа, занятий онлайн, нарушения речи, мелкая моторика, связная речь.
Эпидемия коронавирусной инфекции самым неожиданным образом покачнула не только мировую экономику, но и образование.
Так как традиционные методы контактного обучения стали недоступны, перед нами встала задача быстро перестроить весь учебный процесс и сделать его дистанционным.
В данной ситуации не было выбора переходить или нет на формат дистанционного обучения, так как работа логопеда предполагает постоянное контактное присутствие, постоянный контроль и ведение ребенка как на протяжении одного занятия, так и на протяжении определенного образовательного цикла. Все специалисты прекрасно понимали, что любой перерыв в коррекционной работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений, навыков и уже достигнутых результатов.
Организация логопедической помощи во время режима самоизоляции оказалась весьма непривычной. Нам пришлось выйти из зоны «комфорта», освоить новые формы работы с детьми и родителями, естественно, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Например, не все участники педагогического процесса имели техническую возможность, навык и опыт дистанционного общения. Некоторые педагоги не имели подготовленную методическую базу для занятий онлайн.
Хочется отметить, что в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети, но и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения.
Очень сложно работать дистанционно с детьми, у которых нарушена эмоционально-волевая сфера или тяжелые множественные нарушения развития, задержки и т. п. В таких случаях занятия без активной помощи родителей невозможны. В этом случае родители становятся нашими проводниками, нашей правой рукой. Поэтому кроме уже привычного выполнения домашних заданий и рекомендаций, необходимо обучить родителей элементарным педагогическим приёмам и мотивировать их на занятия.
Современные дети очень хорошо воспринимают информацию, занятия, видеоролики и игры, транслируемые с различных технических средств, поэтому даже дети с нарушениями речи с удовольствием принимают участие в таких занятиях.
У детей с нарушениями речи познавательные процессы и учебное поведение, чаще всего, сформировано в достаточной мере, поэтому дошкольники способны удерживать внимание и активно заниматься от 10 до 30 минут, в зависимости от возраста и особенностей диагноза.
Дистанционную работу можно проводить в различных формах.
−Онлайн занятия с детьми и консультации для родителей. Для этого можно использовать различные компьютерные программы и платформы, например, Teams, Viber, WhatsApp, Skype, Zoom, Google Meet и т. п.
− Просмотр и работа с готовым материалом : видеозанятия, учебные фильмы и мультфильмы, самодельные обучающие видеоролики и т. п.
− Онлайн вебинары и мастер-классы .
− Видео и фотоотчеты от родителей.
При планировании и подготовке к дистанционным занятиям важно соблюдать некоторые этапы работы:
− планирование занятия в зависимости от возраста и диагноза ребёнка, темы и этапа работы;
− заблаговременный подбор и подготовка методического материала, картинок, игр и заданий логопедом;
− информирование родителей о времени занятий, составление графика удобного как для логопеда, так и для родителей;
− заблаговременное оповещение родителей об условиях проведения занятий, например, предметах, необходимых во время занятия (какие-либо игрушки, карандаши, бумага, дидактический материал, распечатках заданий и т. п.);
− регулярное проведение занятий;
− планирование домашнего задания и контроль за его выполнением;
− обратная связь и мотивация родителей работу (близких ребёнка) на дистанционную работу.
В течении года была проделана большая работа по преодолению нарушений речевого развития, работа над звукопроизношением, обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, работа по дифференциации звуков и коррекции слоговой структуры речи, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания, самоконтроля и мелкой моторики.
В связи с внеплановыми затянувшимися каникулами эта работа не остановилась и занятия с детьми продолжились дистанционно. Использовались различные приёмы и методики, различные компьютерные программы и технические средства (телефоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры).
Все задания, которые можно было выполнять дистанционно, выполнялись, а именно: развитием мелкой моторики и пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика.
Также автоматизация и дифференциация поставленных звуков, работа над фонематическим восприятием, словарем, грамматикой и связной речью.
В этот период было очень важно использовать закреплять пройденный материал, особенно это касается детей, которые выпускались из детского сада и пошли в школу.
Подводя итоги, можно сказать, что дистанционная форма работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ имеет свои плюсы и минусы, но постепенно входит в нашу жизнь.
Радует, что при такой форме обучения дети остались включёнными в образовательный процесс и не потеряли связь между новым и старым материалом. Для педагогов переход на такую дистанционную форму работы, пусть даже временно, дал возможность проявить себя профессионально (пусть даже в столь ограниченных условиях), освоить новые грани своей профессии. Ведь педагоги должны уметь быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и перестраиваться с учетом требований нового времени, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии.
Ключевые слова
мелкая моторика, связная речь, коррекционная работа, нарушения речи, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, дистанционная форма работа, занятий онлайнПохожие статьи
Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ
Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы
В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.
Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья
Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...
Формирование нормативной звукопроизносительной базы дошкольников с ОНР путем оптимизации подхода к развитию подвижности артикуляционного аппарата, согласно принципу биоэнергопластики
Авторы раскрывают цели биоэнергопластики, рассказывают о ее применении в образовательной работе с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи). Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...
Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР
Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.
Похожие статьи
Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ
Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы
В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.
Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья
Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...
Формирование нормативной звукопроизносительной базы дошкольников с ОНР путем оптимизации подхода к развитию подвижности артикуляционного аппарата, согласно принципу биоэнергопластики
Авторы раскрывают цели биоэнергопластики, рассказывают о ее применении в образовательной работе с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи). Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...
Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР
Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.