Дистанционное взаимодействие учителя-логопеда и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 09.11.2018

Статья просмотрена: 2122 раза

Библиографическое описание:

Зудина, А. М. Дистанционное взаимодействие учителя-логопеда и семьи / А. М. Зудина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 242-243. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53620/ (дата обращения: 17.12.2024).



С каждым годом количество детей с речевыми дефектами, как бы ни было это грустно, растёт. В большинстве случаев дети имеют не простую дислалию, как хотелось бы логопедам, а сложный дефект, который требует длительной коррекции. Нельзя не отметить, что для эффективной коррекционной работы в условиях дошкольного учреждения необходима преемственность учителя-логопеда и семьи.

Первой задачей следует отметить, необходимость формирования мотивации у семьи к занятиям с логопедом. Было проведено исследование, по результатам которого, можно сделать вывод, что в большинстве случаев родители не владеют информацией о том, кто такой логопед, каким образом осуществляются занятия по устранению того или иного речевого дефекта. А если и знают, то думают, что логопед только ставит *букву ЭР*. Главным помощником логопедов является грамотно подобранная и хорошо донесенная информация. В большинстве случаев родители не принимают участия в обучении и развитии ребенка только из-за своего незнания. Задача логопеда состоит не только в том, чтобы организовать коррекционно-развивающие логопедические занятия с ребенком, но и предоставить родителям всю необходимую для работы информацию. На практике встречаются семьи, различные по социальному статусу и требования. Находить контакт необходимо со всеми. Для некоторых родителей требуется полное объяснение, участие и подбадривание. Для других — твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Формы работы логопеда сродителями

Хотелось бы рассказать про стандартные формы работы для осуществления тесного взаимодействия с родителями и совместного преодоления речевого дефекта у детей, но каждая форма параллельно проводится дистанционно.

  1. Родительское собрание

Первой традиционной формой является «Родительское собрание» или «Групповая консультация». Следует отметить плюсы данной формы. Во-первых, это групповой характер взаимодействия. Часто бывает, что в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а очень неактивные родители получают возможность услышать полезную информацию и ответы на вопросы, которые задают другие участники собрания. В процессе общения на собрании, родители могут обменяться опытом. Также, на консультациях возможно использование информационных технологий, например, презентации, где наглядно можно продемонстрировать ответы на наиболее важные вопросы. Также предлагаю Вашему вниманию, предложенный мной вариант проведения родительского собрания. Как показала практика, в настоящее время мало родителей посещают собрания, встречи, поэтому возник вопрос: «Как это исправлять и что с этим делать?». Поэтому я решила попробовать проведение дистанционного собрания или консультации параллельно с обычным собранием, а в дальнейшем планирую полностью переходить на дистанционное. Суть его заключается в том, что логопед проводит обычное собрание на подготовленную тему, но у родителей идет прямая трансляция этого собрания на телефоне, где они могут в течение всего времени задать интересующий их вопрос или, наоборот, написать ответ на заданный вопрос. Вот некоторые темы собраний в школе, которые проводились дистанционно в том числе: «Зачем нужны домашние задания от логопеда», «Профилактика нарушений письменной речи детей», «Что такое артикуляционная гимнастика и как ее выполнять дома?», «Игровые приемы развития фонематического слуха», «Формирование навыков звукового анализа у детей 6–7 лет», а также по наиболее актуальной в последнее время для родителей теме «Результаты проведения педагогической диагностики на предмет готовности к школьному обучению».

  1. Индивидуальные консультации

Наиболее эффективной, на мой взгляд, является такая форма работы, как «Индивидуальная консультация». На таких консультациях можно предметно разговаривать про то нарушение речи, которое присутствует у конкретного ребенка, предоставить родителям полную картину коррекционно-развивающей работы, познакомить их с методами и формами работы по преодолению данного дефекта и доступно объяснить необходимость работы дома. Бывают детки, у которых нарушен только один звук, поэтому работа будет мгновенной при помощи родителей, а бывают сложные дефекты, при которых без самостоятельной работы дома, процесс будет очень затянут. В рамках дистанционного взаимодействия, мной были использованы различные платформы, которые поддерживают видео связь. Конечно, практиковались обычные звонки, но эффект был совсем другой. При помощи видеосвязи, была возможность продемонстрировать проблемы ребенка на нём самом.

  1. Открытые занятия

«Открытое занятие» также является довольно информативной формой взаимодействия. При проведении данной формы вся теоретическая информация, которую родители приобрели, получает практические очертания, и родители могут сами посмотреть, как правильно работать дома, какие игровые приёмы использовать. Но тут есть и свои «минусы». Это занятость родителей в будние дни в первой половине дня, и то, что чаще всего дети отвлекаются на открытых занятиях на своих родителей. В связи с этим, данную форму взаимодействия тоже провели в дистанционной форме. У родителей была возможность выбрать, какой вид данного занятия им более удобен: прямой эфир или просто видеозапись данного занятия.

Все изложенные выше формы взаимодействия с родителями, бесспорно, действенны и при их использовании результат не заставит ждать. Но стоит отметить, что дистанционные формы, в настоящее время, приходят на замену традиционным, так как у родителей чаще всего нет времени для того, чтобы посещать собрания, консультации, мастер-классы, а задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома для них удобнее средствами интернета. Даже консультации по телефону не столь эффективны по причине того, что они лишены наглядности, а это, как известно, снижает степень усвоения информации. Дистанционное взаимодействие логопеда с родителями через интернет удобно тем, что можно сообщить не только результаты обследования и дать общие рекомендации, но и можно отправлять родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, видеозаписи и другое. Родители в любое время, которое им удобно, могут зайти на нужный сайт, посмотреть видео занятия, познакомиться с приемами работы дома, увидеть рекомендации для выполнения заданий дома, с интересными методическими пособиями и многим другим. Поэтому считаю, что дистанционное взаимодействие не только удобно, но и в конечно итоге станет более эффективно, чем очное.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, большинство случаев, занятие, время, дистанционное взаимодействие, обычное собрание, речевой дефект, родительское собрание, форма взаимодействия, форма работы.


Задать вопрос