Инновационные формы работы с родителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 12.12.2020

Статья просмотрена: 728 раз

Библиографическое описание:

Полянская, Е. В. Инновационные формы работы с родителями / Е. В. Полянская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 502-505. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76540/ (дата обращения: 16.12.2024).



Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» «…образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». [1, ст. 44]

Одна из задач, указанная в ФГОС дошкольного образования, является: «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [2]

В программе «От рождения до школы» определена «основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников — сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи и повышения компетентности родителей в области воспитания». [3, стр. 96]

Полноценное развитие и воспитание дошкольников происходит только при условии тесного взаимодействия и сотрудничества дошкольной организации и семьи. Поэтому очевидным становится вопрос — как заинтересовать родителей в совместной работе?

В нашем детском саду используются новые, интерактивные формы работы с родителями воспитанников, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Интерактивные формы взаимодействия — это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Такие формы наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий познакомить родителей с особенностями восприятия ребенком окружающего мира, с психолого-педагогическими технологиями воспитания дошкольников, повысить авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр, создать единое образовательное сообщество.

Проведение мастер-классов является одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является. Мастер-класс позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между родителями и педагогами в пространстве ДОУ, обмениваться знаниями, эмоциями, опытом.

В нашем ДОУ педагоги активно используют данную форму работы. Мастер-классы проводятся и как часть родительского собрания, и как отдельное мероприятие в рамках реализации проектов. Участниками мастер-классов, в зависимости от темы и цели, являются родители или родители совместно с детьми.

Благодаря проведению мастер-классов у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми, происходит гармонизация внутрисемейных отношений. А самое главное — родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия дома.

Еще одна из форм взаимодействия с родителями — это проектная деятельность. В настоящее время педагоги, разрабатывая проекты, планируют не только работу с детьми, но и с родителями. Педагоги знакомят родителей с планом проекта и его результатами на родительских собраниях. В рамках реализации проекта для родителей проводятся мастер-классы, показ занятий с детьми, организуются выставки совместных работ детей и родителей, творческие мастерские по изготовлению того или иного атрибута, пособия, игры. Родители активно включаются в проведение совместных с детьми мероприятий. Не только спортивных соревнований, туристических походов и праздников, где становятся непосредственными участниками, но и принимают участие в организации образовательной деятельности с детьми, делятся своими творческими умениями и навыками, рассказывают о своей профессии, увлечениях.

Очень важно еще на стадии разработки проекта привлекать родителей к проектной деятельности. В этом случае есть возможность учесть не только желания детей, но и социальные запросы родителей. При совместном составлении плана реализации проекта каждый родитель сможет внести свои предложения. В дальнейшем, как показывает опыт, реализация такого проекта позволяет сделать коллектив родителей группы единомышленниками, дружной семьей. А это очень важно. Ведь от того на сколько сплоченный и дружный коллектив родителей во много зависит и отношение детей группы друг к другу.

В настоящее время актуально оказание дистанционной поддержки родителям. В этом нуждаются не только семьи, определившие дошкольное образование в семейной форме (согласно ФЗ «Об образовании в РФ» «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи» [1, ст. 64]), но и родители детей, посещавших детский сад, но в связи сложившейся обстановкой с распространением коронавируса и введением карантинных мероприятий, вынужденных оставить детей дома, или часто и длительно болеющих дошкольников

Виды дистанционной поддержки разнообразны: это и размещение на сайте детского сада и в социальных сетях видеоконсультаций, видеолекций, видеоуроков; рассылка материалов на почту родителей (консультации, картотеки гимнастик, игр, подборка музыкальных, литературных и художественных произведений, соответствующих возрасту ребенка, рекомендации по их использованию при организации досуга и образования детей), проведение он-лай-консультирования посредством разнообразных мессенджеров (мы используем Viber, WhatsApp, Telegram, Skype, которые в настоящее время есть практически у каждого родителя).

В чем практическая значимость данного вида работы с родителями?

Несмотря на большое количество информации, которую можно найти в интернете, родителям сложно ориентироваться в том, что соответствует возрастным возможностям детей. Да, современные малыши развиваются очень активно, и как губка поглощают все новое. Они зачастую быстрее, чем взрослые осваивают смартфоны и компьютеры, различные их функции. Играют, снимают фото и видео, делают селфи, пользуются интернетом. Но насколько полезна та информация, которую черпают из всемирной паутины дошкольники и их родители — большой вопрос.

Задача специалистов детского сада — помочь родителям сформировать у дошкольников те навыки и компетенции, которые будут им необходимы на пороге начальной школы.

Большое значение здесь приобретают видеоуроки. Это практический материал, направленный на освоение детьми программы дошкольного образования. Длительность видеоурока небольшая: от трех до пяти минут. За это время педагог должен дать четкую и ясную инструкцию, показать способ действия или технологию изготовления.

Видеоурок требует от педагога серьезной подготовки: необходимо четко поставить задачи, решаемые в ходе видеоурока, продумывать значение каждого сказанного слова, обеспечить достаточное количество и удобное расположение необходимого материала. Чем лучше педагог продумает каждую деталь, тем быстрее и проще пройдет запись, которую без монтажа можно размещать видео на сайте ДОУ, в группах детского сада социальных сетях, или отправить непосредственно родителям на электронную почту.

Проведение видеоуроков подразумевает обязательную обратную связь. Это может быть размещение видео и фото в комментариях к видеоуроку, общение родителей и педагога посредством мессенджеров (например, в чате группы). При выполнении заданий от ребенка требуется проявления самостоятельности. Ведь какой толк от изображения дерева, если его нарисовал родитель? Здесь главное не качество, а то, что ребенок освоил и закрепил на практике то или иное умение.

Разучили родители с ребенком какое-то танцевальное движение или физическое упражнение, пальчиковую гимнастику и логоритмическое упражнение, педагог должен обязательно дать положительную оценку, даже если что-то делается неправильно. Например: «Какой ты молодец! Очень стараешься! У тебя все хорошо получается! А если, выполняя упражнение, ты будешь следить, чтобы спина была ровной, то результат будет еще лучше».

В региональном проекте «Дети в приоритете» одним из направлений является «Доброжелательность содержания образования в детском саду», в рамках реализации которого необходимо внедрять дистанционные технологии поддержки родителей («телеобразование»), то есть ребенок, отсутствующий в ДОО, может выйти на связь по системе Skype и виртуально поприсутствовать вместе с родителем на каком-либо мероприятии.

Не во всех ДОУ есть возможность работать в этом направлении в полном объеме. И причин этому очень много: отсутствие необходимой компьютерной техники и интернета в группах детского сада, слабый уровень интернет-сигнала телефонного оператора и недостаточная функциональность телефона воспитателя. В таком случае поможет использование видеоуроков, чтобы ребенок был в курсе того, что нового узнали и освоили дети его группы.

Еще одна из новых форм работы с родителями — это использование QR-кода. Основное достоинство QR-кода — это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием, его широко используют в торговле, производстве, логистике. Поднес телефон к QR-коду интересующего товара и можно узнать всю необходимую информацию: характеристики, габариты, и даже отзывы покупателей.

А в детском саду закодировать и поместить на информационном стенде можно ссылку на сайт детского сада и страницу в социальной сети, где размещена какая-либо интересная новость, информацию о предстоящем конкурсе или его результатах, задания для детей, артикуляционную или пальчиковую гимнастику, слова разучиваемой песни и многое другое.

В каждой группе мы на информационном стенде поместили страницу с QR-кодами, воспользовавшись которыми можно познакомиться со страницей группы на сайте ДОУ, реализуемой образовательной программой, перейти на страницы детского сада ВКонтакте, Одноклассниках и Инстаграм.

Эту технологию можно применять не только в работе с родителями, но и при организации образовательной деятельности с детьми. Ведь намного интереснее не просто получить задание от какого-то персонажа, а раскодировать его с помощью планшета или телефона.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) //Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. — Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 //ФГОС. — Режим доступа: https://fgos.ru/
  3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой — 6-е изд, доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — 368с.
  4. Ярмарка мастеров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/86417-advent-kalendar-istoriya-sozdaniya
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, дошкольное образование, ребенок, образовательная деятельность, педагог, информационный стенд, пальчиковая гимнастика, проектная деятельность, РФ.


Задать вопрос