Ключевые слова: родитель, ребенок, детский сад, собрание, семья, мелкая моторика.
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок родился здоровым, успешно развивался, был активным и общительным, смог добиться большего, нежели он сам. Но мало кто из родителей задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво.
В настоящее время много семей сталкивается с проблемой недостатков развития речи у детей. Не справляясь с этой проблемой, родители чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными, что отражается на их взаимоотношениях с ребенком и его личных чувствах. Когда-то я сама была в такой ситуации и чувства были те же. Мне не хватало собственных знаний и помощи знающих специалистов, которые могли бы меня подбодрить, подсказать, что делать, и, в конце концов, даже дать серьезный «пинок», чтобы вовремя помочь своему ребенку. Поэтому в начале своей логопедической практики я решила обратить внимание на актуальную на сегодняшний день проблему взаимодействия и применения форм работы с родителями, имеющими детей с нарушениями речевого развития.
В основе взаимодействия учителя-логопеда и родителей лежит сотрудничество, которое предполагает равенство позиций, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон. Сотрудничество также предполагает взаимопонимание, взаимодоверие, взаимовлияние для достижения единой цели: получить здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно адаптироваться в коллективе и продолжить свое образование в школе.
Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.
Американский исследователь А. Henderson утверждает, что участие родителей в учебном процессе создает благоприятную среду для успешной работы педагогов и детей. Это участие более эффективно, если оно осознано, хорошо спланировано и долгосрочно. Важно, чтобы сотрудничество началось на более ранних этапах. В таком случае успехи детей будут более значительны.
Благодаря усилиям ученых и педагогов-практиков были разработаны коллективные, индивидуальные и наглядные формы работы специалистов детского учреждения с семьей.
Коллективную работу можно представить в нескольких видах: родительские собрания, консультации, речевые праздники. Эти формы необходимы, так как они направлены на взаимодействие с широким кругом родителей. Но, как правило, родители обычно выступают в роли пассивных наблюдателей или слушателей.
В последнее время стали популярны так называемые нетрадиционные родительские собрания, предполагающие совместное присутствие родителей с детьми. Такие собрания посвящены заранее оговоренной теме. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Прохорова С. Ю. пишет, что лучше всего проводить родительские собрания, следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму», которое современные ученые перевели в выражение цифр: услышанное запоминается на 15 %, услышанное и увиденное — на 25 %, написанное — на 40 %, проделанное — на 70 %.
Т. А. Фалькович предложила нетрадиционные родительские собрания, такие как: «аукцион» (собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме), мастер-класс (собрание, на котором родители или педагоги на примере своих детей демонстрируют достижения в области воспитания детей), «ток-шоу» (обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализация проблемы и возможные пути ее решения). С. Ю. Прохорова выделила другие формы. Среди них: организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания родителей с детьми, собрание-конкурс.
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей: «Мозговой штурм», «Реверсионная мозговая атака, или Разнос», «Список прилагательных и определений», «Ассоциации», «Коллективная запись», «Запись на листах», «Эвристические вопросы», «Мини-эксперимент».
Очень важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Логопеду чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Консультации также важно для учителя-логопеда построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций: «Артикуляционная гимнастика», «Развитие мелкой моторики», «Как следить за автоматизацией звука дома» и другие.
Для более информативного проведения родительских собраний и консультаций логопед готовит пособия, игрушки, сопутствующие определенной теме для организации выставки. Например, бусы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, цветные карандаши, краски, альбомы для рисования и раскрашивания, пластилин, ножницы необходимы ребенку для развития мелкой моторики.
Полезным для развития коммуникативных умений и навыков, повышения оценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники и развлечения в детском саду. Речевой основой праздника становится тема, сюжет, роли, к которым дети готовятся с педагогами в детском саду, а также дома с родителями. Основными требованиями к проведению речевых праздников и развлечений являются: тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка, а также максимальная занятость в мероприятии и активность родителей и детей.
Коллективные формы работы преимущественно уступают индивидуальным, так как позволяют установить более тесный контакт с родителями. К индивидуальным формам работы с родителями относят: беседы, индивидуальные практикумы.
В работе с семьей удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как беседа, важнейший принцип проведения которой — двусторонняя активность беседующих. Учитель-логопед придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача — вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Содержание бесед посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском саду, дома, при общении со сверстниками. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Из беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, роль всех членов семьи в воспитании ребенка, тип семейного воспитания. При проведении бесед учителю-логопеду необходимо продумывать содержание общения с семьями, учитывать возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт. Логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка.
Существует несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями. Вот некоторые из них:
‒ стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее;
‒ слушая ответы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст;
‒ не прибегать к назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий;
‒ избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника;
‒ рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить «опорные» карточки, схемы, алгоритмы. Это облегчит понимание родителями предлагаемого материала. Родители также могут приходить на просмотр индивидуальных логопедических занятий своего ребенка. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.
В индивидуальной тетради для домашних заданий следует оформить «экран звукопроизношения», который будет отражать количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.
Наглядная форма работыочень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Это могут быть специальные логопедические уголки, информационные стенды. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляцией активности родителей.
Родительские собрания, а также консультации целесообразно проводить с применением письменной формы. Чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить наглядными образцами, памяткой, буклетом, содержание которых позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Конечно, мне бы хотелось найти такую форму общения с родителями, при которой будет осуществляться поиск взаимопонимания, поддержка в решении сложных ситуаций, касающихся воспитания, обучения и развития речи детей, более активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. Ведь семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Литература:
1. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
2. Сотрудничество логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада // nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/12/sotrudnichestvo-logopeda-i-semi-rebyonka-s-nedostatkami-rechi-v (дата обращения: 04.07.2018).
3. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 112 с.
4. Форма организации и проведения родительского собрания // Studbooks.net. URL: http://studbooks.net/1870731/pedagogika/forma_organizatsii_provedeniya_roditelskogo_sobraniya (дата обращения: 04.07.2018).