Проблемы организации работы учителя-логопеда в дистанционном формате | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 09.05.2023

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Салова, А. В. Проблемы организации работы учителя-логопеда в дистанционном формате / А. В. Салова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 512-514. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102400/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье раскрываются особенности работы учителя-логопеда в дистанционном формате, плюсы и минусы, способы ее организации.

Современные условия ставят педагогов, обучающихся и родителей в такие условия, в которых они должны осваивать новые формы обучения в дистанционном формате: онлайн-занятия, с использованием образовательных платформ; запись для детей видео-уроков, обучающие презентации и др. Еще недавно сложно было представить, что очные занятия можно заменить дистанционные, но в один миг традиционные методы обучения стали недоступны.

Специалисты, осуществляющие коррекционно-образовательный процесс с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отчетливо понимают, что любое прекращение в работе, даже самое кратковременное, приводит к распаду сформированных умений и навыков.

Дистанционная работа учителя-логопеда с обучающимися — это новое решение, которое стало возможным благодаря возникновению современных технологий. Теперь, несмотря на расстояние, специалист может проводить занятия и работать с учениками, не выходя из дома, а главное, не прерывать коррекционно-образовательный процесс.

Дистанционное коррекционно-развивающее обучение должно строится в соответствии с теми же целями, задачами, содержанием, что и очное обучение. Но форма подачи материала совершенно другая.

Такая форма обучения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении занятий.

Первой особенностью является необходимость использования специального программного обеспечения. Для проведения занятий нужно выбрать программу для видеоконференций, защищенную платформу для обмена информацией и другие программы, которые могут понадобиться в процессе занятий. Обучение, как правило, проводится через облачные сервисы, которые позволяют доступ к скриншотам, записям и другой информации.

Вторая особенность — необходимость выполнения взаимодействия и поддержания мотивации обучающихся. При обучении удаленно важно поддерживать учеников, следить за их успехами и мотивацией. Учителю-логопеду необходимо поддерживать постоянный контакт со своими учениками, чтобы сохранять интерес к заданиям и мотивировать их на последующее обучение.

Следующая особенность — это необходимость использования инновационных методик. Современный специалист должен постоянно развиваться. Инновационные методы включают использование интерактивных упражнений, ролевых игр, использование графических изображений и многих других методов.

На данный момент появилось большое количество методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, программ и сайтов как готовых упражнений и игр, так и возможность разработки личных. На данный момент дистанционное обучение рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение.

Но несмотря на всю трудность перестройки образовательного процесса можно выделить и плюсы дистанционных логопедических занятий:

– модульность, данный принцип позволяет из набора отдельных независимых курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям детей с нарушениями;

– дальнодействие — расстояние между ребенком и логопедом (при условии качественной работы сети интернет) не является препятствием для продолжения логопедической работы;

– асинхронность — обучающийся и логопед могут проводить работу по удобному расписанию;

– охват («массовость») — учащиеся имеют доступ ко многим источникам информации, а также могут общаться друг с другом и с логопедом через различные сети;

– рентабельность — экономическая эффективность дистанционного образования;

– новая роль логопеда, когда на него возлагаются такие функции, как координирование коррекционно-развивающего процесса, корректировка программы, консультирование и т. д.; взаимодействие с учениками осуществляется с помощью различных средств связи;

– гибкость — дети не посещают регулярных занятий, каждый может заниматься столько, сколько ему необходимо; есть возможность заниматься в любом месте и в любое время.

Из всех положительных сторон применения дистанционного обучения есть и минусы. Такой формат обучения может подойти не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание и учебные навыки. Существуют трудности при организации занятий с детьми, имеющим тяжелые множественные нарушения развития, с нарушением эмоциональной-волевой сферы, с интеллектуальными нарушениями. В данном случае требуется помощь родителей, которого тоже необходимо обучать работе в дистанционном формате.

В заключение, необходимо отметить, что дистанционная работа учителя-логопеда со школьниками — это эффективный способ обучения, несмотря на некоторые трудности и особенности в ее организации, которые необходимо учитывать.

Подводя итоги вышесказанному, мы понимаем, что дистанционное обучение, имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трансформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии.

В завершение хочу поделиться сервисами, которые будут полезны в работе учителя-логопеда в дистанционном формате:

  1. Дистанционное обучение https://www.lektorium.tv/mooc
  2. Создание он-лайн тестов https://www.eduneo.ru/kak-za-5-minut-sozdat-onlajn-test-dlya-slushatelej/
  3. Мастер-тест https://master-test.net/ онлайн-конструктор тестов с неограниченным количеством вопросов/вариантов ответов и подробным отчетом о результатах тестирования
  4. Конструктор для создания электронных интерактивных упражнений. LEARNINGAPPS https://learningapps.org/
  5. Одна из самых популярных образовательных платформ для создания интерактивных заданий Joyteka https://joyteka.com/ru
  6. Сервис Kahoot — популярная обучающая платформа для проведения викторин, создания тестов и образовательных игр https://rosuchebnik.ru/material/kahoot-servis-dlya-organizatsii-onlayn-viktorin-testov-i-oprosov/

Литература:

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2013. — 192 с.
  2. Наумова Н. Н. Современные педагогические технологии: Метод. пос. — Владимир, 2008. — 229 с.
  3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пос. для студ. вузов. — М.: Академия, 2019. — 192 с.
  4. Кислякова М. А. Обзор компьютерных программ для логопеда / М. А. Кислякова, А. Быцай, Е. Боштовенко // Ученые заметки ТОГУ. — 2016. — Том 7. — № 4. — С. 499–503.
  5. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. Л., 2006. № 6 (13).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционный формат, LEARNINGAPPS, дистанционная работа учителя-логопеда, коррекционно-образовательный процесс, необходимость использования, особенность, проведение занятий, работа, форма обучения.


Похожие статьи

Проблема развития инклюзивной среды в образовательных организациях сельских местностей

В статье автор исследует проблемы внедрения и развития инклюзивной среды в школах сельских местностей и ищет пути их решения.

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда совместно с инструктором по лечебной физической культуре для детей 5–6 лет, страдающих речевыми нарушениями. Тема «На арене цирка»

Организация сетевого социально-психологического взаимодействия в современной школе

В статье рассматривается проблема организации дистанционного социально-психологического взаимодействия в современной школе. Приводятся Интернет-ресурсы, посредством которых возможно наладить слаженное сотрудничество между субъектами образовательного ...

Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников

В статье представлена практика педагогического наблюдения детей в условиях дошкольного учреждения, как новый подход к системе оценки эффективности реализации образовательной программы в области речевого развития. Авторами статьи даны рекомендации к о...

Тьютор-аниматор. Плюсы и минусы обучения в современной школе

В статье рассматривается роль учителя в современной системе образования и треугольник взаимоотношений «учитель-ученик-родитель», а также условия реализации и корректирующие мероприятия программы эффективного обучения.

Проблемы молодежного предпринимательства и способы их решения в вузах

В статье рассматриваются основные проблемы молодежного предпринимательства в условиях современной российской экономики и организации, призванные помочь в решении этих проблем.

Организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрено сконструированное понятие «Организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста». Определены компоненты готовности педагогов к работе с одаренными детьми и условия их форм...

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в условиях дистанционного формата

В данной статье рассматриваются основные функции социального педагога в школе, а также изменение функционала в формате дистанционного образования. В статье поднимается вопрос взаимодействия социального педагога с классным руководителем на фоне глобал...

Организационное проектирование подразделения транспортной компании

Статья посвящена основным методам и ключевым этапам организационного проектирования подразделения транспортной компании, применение которых позволит обеспечить ее успешное функционирование в условиях изменяющегося рынка.

К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы учителей физики в рамках постдипломного образования и ее роли в формировании и развитии компетенций, необходимых современному учителю.

Похожие статьи

Проблема развития инклюзивной среды в образовательных организациях сельских местностей

В статье автор исследует проблемы внедрения и развития инклюзивной среды в школах сельских местностей и ищет пути их решения.

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда совместно с инструктором по лечебной физической культуре для детей 5–6 лет, страдающих речевыми нарушениями. Тема «На арене цирка»

Организация сетевого социально-психологического взаимодействия в современной школе

В статье рассматривается проблема организации дистанционного социально-психологического взаимодействия в современной школе. Приводятся Интернет-ресурсы, посредством которых возможно наладить слаженное сотрудничество между субъектами образовательного ...

Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников

В статье представлена практика педагогического наблюдения детей в условиях дошкольного учреждения, как новый подход к системе оценки эффективности реализации образовательной программы в области речевого развития. Авторами статьи даны рекомендации к о...

Тьютор-аниматор. Плюсы и минусы обучения в современной школе

В статье рассматривается роль учителя в современной системе образования и треугольник взаимоотношений «учитель-ученик-родитель», а также условия реализации и корректирующие мероприятия программы эффективного обучения.

Проблемы молодежного предпринимательства и способы их решения в вузах

В статье рассматриваются основные проблемы молодежного предпринимательства в условиях современной российской экономики и организации, призванные помочь в решении этих проблем.

Организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрено сконструированное понятие «Организационно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста». Определены компоненты готовности педагогов к работе с одаренными детьми и условия их форм...

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в условиях дистанционного формата

В данной статье рассматриваются основные функции социального педагога в школе, а также изменение функционала в формате дистанционного образования. В статье поднимается вопрос взаимодействия социального педагога с классным руководителем на фоне глобал...

Организационное проектирование подразделения транспортной компании

Статья посвящена основным методам и ключевым этапам организационного проектирования подразделения транспортной компании, применение которых позволит обеспечить ее успешное функционирование в условиях изменяющегося рынка.

К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы учителей физики в рамках постдипломного образования и ее роли в формировании и развитии компетенций, необходимых современному учителю.

Задать вопрос