В настоящей статье рассматривается комплексная программа коррекции, которая направленна на устранение нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с использованием пуговичной терапии. Установлено, что при применении пуговичной терапии вовлечение ребенка в процесс обучения будет более интересным и увлекательным.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слоговая структура слова, коррекция, пуговичная терапия.
На сегодняшний день наиболее распространенной речевой патологией, встречающейся у детей дошкольного возраста, является общее недоразвитие речи — различные речевые расстройства, часто сложного характера, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся к звуковой и смысловой стороне речи при нормальном слухе и интеллекте. Недостаточно сформированные предпосылки речевого развития находят отражение не только в коммуникативной деятельности ребенка, но и затрагивают психологический аспект. Одной из основных проблем, которые возникают при общем недоразвитии речи, является нарушение развития слоговой структуры слова, которая проявляется в трудностях воспроизведения многосложных слов.
Процесс усвоения слогового состава слова имеет тесную взаимосвязь с речевым развитием в целом, а также с развитием фонематических функций и моторной деятельности ребенка. Этиология данного нарушения рассматривалась многими учеными-логопедами и на текущий момент не теряет своей актуальности [1, с. 12].
В логопедии изучением особенностей формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи занимались многие ученые — Р. И. Левина, Р. И. Лалаева, А. К. Маркова, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Согласно А. К. Марковой, слоговая структура слова состоит из чередования ударных и безударных слогов, которые имеют различную степень сложности.
Ученые отмечали, что у всех детей с общим недоразвитием речи помимо нарушения слоговой структуры слова наблюдаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, недостаточно сформированный словарный запас и грамматический строй речи.
В настоящее время в литературе существует множество работ, посвящённых вопросам коррекции слоговой структуры слова при общем недоразвитии речи. Методики коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова при общем недоразвитии речи разрабатывались З. Е. Агранович, Г. В. Бабиной, Н. Н. Волковой, Р. Е. Левиной, А. К. Марковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Четверушкиной и другими. Ученые при изучении характера нарушений при данной патологии определяли тесную взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта. Так, З. Е. Агранович делала акцент на важности в коррекционной работе по формированию слоговой структуры слова интеграции упражнений на развитие речеслухового восприятия и речевых навыков [2, с. 56].
А. К. Маркова в своих трудах предлагает в коррекционной работе по формированию слоговой структуры слова учитывать принцип системного подхода и отрабатывать навыки правильного произнесения слога на основе классификации 14 типов слоговых структур слова, которые постепенно усложняются как в наращивании количества слогов в слове, так и степенью сложности слога (закрытый, со стечением согласных, открытый и т. д.) [5, с.83].
Согласно методике Н. В. Курдвановской и Л. С. Ванюковой, коррекционная работа по нарушению слоговой структуры слова должна включать два направления: развитие имитационных способностей, которые оказывают положительное влияние на способность формирования умений к отраженному воспроизведению слогового контура и работа над звуко-слоговой наполняемостью слова [3, с.87].
Таким образом, в образовательном пространстве возникает необходимость разработки новых методик воспитательной работы и логопедической коррекции у детей с речевыми нарушениями, которые направлены на устранение имеющихся дефектов и развитие его интеллектуальных функций. Следует отметить, что ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте остается игра, поэтому в коррекционной работе необходимо использовать игровые приемы с красочным наглядным материалом, которые смогут заинтересовать ребенка и мотивировать его на правильное выполнение задания. Однако игровые приемы невозможно использовать обособленно, их необходимо включать в стандартные методики с целью разнообразия учебного материала и вовлечения ребенка в учебную деятельность.
Экспериментальную базу исследования составили дети старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Изучить анамнестические данные испытуемых.
- Определить методики эмпирического исследования, методы обработки результатов исследования.
- Провести экспериментальное исследование.
- Проанализировать результаты исследования.
- Рассмотреть комплексную программу по коррекции нарушений слоговой структуры слова с применением пуговичной терапии.
Гипотеза исследования: предполагается, что логопедическая работа по коррекции слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет иметь большую эффективность при условии сочетания традиционных методов коррекции с приемом пуговичной терапии.
Исследование включало в себя несколько этапов:
- Подготовительный этап. На данном этапе исследования после знакомства с анамнестическими данными испытуемых, была сформирована контрольная и экспериментальные группы
- Диагностирующий этап. На данном этапе проводилось обследование особенностей сформированности структуры предложения и текста. При разработке методики констатирующего эксперимента применялись в модифицированном виде методы, описанные в работах Р. И. Лалаевой, А. Р. Лурия, О. Б. Иншаковой. Также для эксперимента были адаптированы методики, указанные в работе А. К. Марковой и З. Е. Агранович, при помощи которых возможно выяснить нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова и установить особенности искажений слогового состава слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Экспериментальный материал включал вербальный и невербальный материал, подобранных согласно возрасту испытуемых. Выполнение заданий оценивалось при помощи количественного и качественного методов оценки. Во время выполнения заданий учитывался характер речевых нарушений, психологические особенности и поведенческие реакции каждого ребенка, рассматривалось использование мимико-жестикуляторных средств, эмоциональное отношение к заданию и характеру его выполнения.
- Аналитический этап. На данном этапе проводился анализ результатов исследования, формулировка выводов. Был детально изучен навык воспроизведения слов разной по сложности звукослоговой структуры, их устная речь, исследована возможность детей воспроизводить ритмический рисунок слов ударами, а также проведен качественный анализ воспроизведения слоговой структуры слов при ответах на вопросы у детей, участвующих в эксперименте. Все результаты заносились в специально разработанные для исследования протоколы. По результатам исследования была дана характеристика нарушений у детей контрольной и экспериментальной групп:
– слабая концентрация и неустойчивость внимания.
– быстрая утомляемость.
– неточность воспроизведения представленного материала.
- Коррекционный этап- на данном этапе, согласно результатам экспериментального исследования была рассмотрена комплексная программа логопедической коррекции, направленная на устранение нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с использованием пуговичной терапии.
Использовались такие игры как:
– дидактическая игра «Пуговицы на одежде»
– дидактическая игра «Груз»
– дидактическая игра «Пуговичные пазлы»
– пуговичная игра «Чем отличаются слова?»
– пуговичная Игра «Бабочка на цветах».
Согласно анализу показателей контрольного эксперимента, можно прийти к заключению, что у детей экспериментальной группы при внедрении комплексной коррекционной программы с учетом пуговичной терапии наблюдается положительная динамика, использование данной программы в течение года позволит приблизить показатели учеников, входящих в состав экспериментальной группы, к границам нормы, что является подтверждением выдвинутой гипотезы.
Данное заключение указывает на необходимость проведения целенаправленной логопедической работы с включением метода пуговичной терапии, который позволит ускорить устранение дефекта и максимально приблизить показатели к норме, так как позволяет разнообразить учебный материал и вовлекает ребенка в процесс обучения посредством элементов игровой деятельности.
Литература:
- Бабина Г. В. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Г. В. Бабина –2012. –№ 4. — с. 12–19.
- Ковшиков В. А. Особенности речи детей с ОНР. — М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2011. — 96 с.
- Курдвановская Н. В. Формирование слоговой структуры слова: Логопедические задания. — М.: Сфера, 2017. — 87 с.
- Левина Р. Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей // Специальная школа. Р. Е. Левина. –М.: Изд-во АПН РСФСР, 2009. — Вып. 4. –с. 86–89.
- Маркова А. К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих ОНР — М.: Литера. 2015. — с. 83–89.