Комплексный подход в формировании слоговой структуры слова у детей с ТНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 06.12.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Каратеева, Т. С. Комплексный подход в формировании слоговой структуры слова у детей с ТНР / Т. С. Каратеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 284-287. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120120/ (дата обращения: 16.12.2024).



Нарушения слоговой структуры слова у детей являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого расстройства, относящимися к основному диагностическому показателю, определяющему не только наличие речевого расстройства, но и степень его выраженности. За последние несколько лет отмечается рост числа детей с тяжёлыми нарушениями речи. Как правило, у большинства таких детей диагностируют тяжелые речевые расстройства, при которых имеют место нарушения слоговой структуры слова, носящие достаточно стойкий и труднопреодолимый характер. Проведенная диагностика по уровню сформированности слоговой структуры слова у детей с ТНР позволила выделить основные условия для реализации комплексного подхода по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Ключевые слова: слоговая структура слова, комплексный подход, тяжелые нарушения речи, условия реализации .

Нарушения слоговой структуры слова у детей являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого расстройства, относящимися к основному диагностическому показателю, определяющему не только наличие речевого расстройства, но и степень его выраженности. За последние несколько лет отмечается рост числа детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Как правило, у большинства таких детей диагностируют тяжелые речевые расстройства, при которых имеют место нарушения слоговой структуры слова, носящие достаточно стойкий и труднопреодолимый характер в силу психофизических особенностей данной категории детей.

Изучив и проанализировав данные научно-методической литературы о нарушении и формировании слоговой структуры слова у детей, можно сделать вывод о малоизученности и недостаточности описания проблемы.

Таким образом, отсутствует преемственность в работе педагогов по исправлению данного вида нарушения, что снижает эффективность коррекционной работы.

Мной была проведена диагностика (по Марковой А. К.) по выявлению уровня сформированности слоговой структуры слова у детей. Диагностика проводилась в дошкольном учреждении с 5 воспитанниками 5–6 лет с диагнозом ТНР. Диагностика включала в себя 14 заданий, качество выполнения заданий оценивалось по 5 бальной системе, где 0 баллов- отказ от выполнения задания, невоспроизведение; 1 балл — большинство слов искажает, искажает звуконаполняемость слов, некоторые слова отказывается повторить; 2 балла — произносит замедленно, по слогам, некоторые слова произносит со второй попытки, часть слов искажает, искажения звуконаполняемости слов; 3 балла — при самостоятельном проговаривании допускает 1–2 ошибки, при повторе за логопедом ошибок нет; 4 балла — воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно, по слогам, могут быть запинки; 5 баллов — четко воспроизводит слоговую структуру всех слов как при повторении за логопедом в темпе предъявления, так и при самостоятельном назывании.

В результате обследования слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи были выявлены следующие результаты, которые представлены в диаграмме.

Данное исследование показывает, что детям дошкольного возраста с ТНР наиболее доступны для произнесения слова 1–4 классов слоговой структуры. Здесь чаще всего ошибки в воспроизведении слов обусловлены нарушением звукопроизношения. Наиболее частые ошибки в воспроизведении слов были из-за нарушения звукопроизношения. У некоторых детей встречаются элизии — сокращения числа слогов до уровня возможного воспроизведения. Присутствуют перестановки слогов. При отраженном произнесении слов 5–8 класса детям было необходимо повысить контроль над своей речью. Наблюдались элементы скандирования, послогового произнесения, упрощение слогов за счет пропуска согласной при стечении. У некоторых детей при воспроизведении слов со стечением согласных слоговая структура слова удлиняется (итерации) за счет вставки слогообразующей гласной на месте стечения согласных (Егор Л. «банка — баука»). У детей с наименее сформированной слоговой структурой слов часты элизии — усечения слогов, выпадения безударных (Никита З. «кукуруза — куза»).

Слова со сложной слоговой структурой дети либо отказывались повторять, либо воспроизводили их так, что слово становилось неузнаваемым. Некоторые дети не пытались воспроизвести сложные слова, либо молчали, либо после проговаривания шёпотом, отказывались от произнесения слова. Дети произносили верно сложные по слоговой структуре слова, если они были им известны и часто ими использовались. Воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры было самым трудным заданием для детей. Практически все дети не справились с последним заданием. Искажению подвергались даже те слова, которые не представляли трудностей для ребенка в изолированном произношении. В основном это упрощения слогов за счет сокращения согласных при стечениях, элизии перестановки слогов, итерации, перестановки звуков последних слогов.

У испытуемых обнаружены следующие нарушения структуры слова: пропуск согласного в стечении; замена звуков; пропуск согласного звука в стечении согласных; перестановки звуков; пропуски звуков; уподобление слогов; опускание слогов.

Таким образом, процесс формирования слоговой структуры слова требует специального коррекционного воздействия, которое будет направленно на: развитие способности к фонематическому анализу и синтезу; активизация речевого подражания; на постановку отсутствующих и автоматизацию имеющихся звуков. Для решения проблемы, необходимо использовать комплексный подход.

Для реализации комплексного подхода по формированию слоговой структуры слова у детей с ТНР предлагается учитывание определенных условий.

1. Увеличение продолжительности подготовительного этапа.

Педагоги не всегда объективно оценивают важность подготовительного этапа работы, сокращают его во времени, стремятся как можно быстрее перейти к работе на словесном материале. Современные исследования, проведенные педагогами и нейропсихологами, свидетельствуют о том, что для нормального восприятия и произношения лексических единиц требуется определенный уровень сформированности ряда невербальных процессов, а именно: слухового восприятия, оптико-пространственной ориентировки, ритмической организации движений и действия, возможность последовательной обработки серийной информации.

2. Командная работа специалистов.

При определении содержания коррекционной работы целесообразно учитывать не только типологию и характер искажений слоговой структуры у детей, но и состояние неречевых процессов, являющихся базовыми для её формирования. Большие возможности для формирования предпосылок развития слоговой структуры имеет музыкально-двигательная деятельность. Поэтому к данному виду коррекционной работы необходимо привлекать музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателей.

Музыкальный руководитель — игры и упражнения, с разными видами ходьбы, бега со сменой движений в соответствии с изменением музыкального сопровождения, ходьбы с хлопками на каждый шаг, упражнения на построение и перестроения под музыку или звуковые сигналы, которые способствуют развитию у детей чувство темпа и ритма, слухового внимания и памяти.

Инструктор по физическому развитию- различные виды ходьбы и бега, выполняемые под ритмичную музыку, задания на выполнение определенной последовательности движений, подвижные игры на освоение и вербализацию направлений окружающего пространства, упражнения на восприятие и воспроизведение ритмов в двигательной деятельной по типу реакции выбора.

Воспитатели — игры на координацию речи с движением, подвижные игры и упражнения на развитие мелкой и общей моторики, игры на развитие восприятия, внимания и памяти, на развитие навыков ориентировки в пространстве и на плоскости, а также игры и упражнения на совместное выполнение движений пальцев рук и артикуляционных движений.

3. Заключительный этап, на котором происходит закрепление и отработка сформированного навыка.

Принимая во внимание тот факт, что нарушения слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи носят достаточно стойкий характер, с трудом поддаются преодолению и требуют дополнительного времени для закрепления полученных навыков в связи с низким уровнем внимания, памяти, самоконтроля контрольно-рефлексивных навыков саморегуляции, целесообразно включить в коррекционную работу последний этап, в ходе которого проводятся мероприятия по закреплению и развитию приобретенных навыков произношения слов разной слоговой структуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что для полноценного формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи, необходимо использовать комплексный подход, который будет включать в себя реализацию определенных условий. В работе должны принимать участие педагоги различных направлений, для более качественной коррекции слоговой структуры слова.

Литература:

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.: Детство-Пресс, 2001. 48 с.
  2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Изучение слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями // Логопедия: методические традиции и новаторство / под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. С. 57–67.
  3. Гарева Т. А. Коррекция моторно- двигательных и речеязыковых возможностей у детей со стёртой формой дизартрией.
  4. Гарева Т. А. Инновационные технологии коррекции речеязыковых расстройств у детей со стёртой дизартрией.
  5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР: учеб. пособие для вузов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 303 с.
  6. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5–7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. «Гном Пресс» 2016.
  7. Медведева Е. Ю., Берсенёва Т. А. Изучение состояния слоговой структуры слова у старших дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. — 2018.
  8. Курдвановская Н. В. Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. — М.: ТЦ Сфера, 2007.

9. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Методическое пособие. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно- методическое пособие для логопедов и воспитателей.

Основные термины (генерируются автоматически): слоговая структура слова, ребенок, тяжелое нарушение речи, комплексный подход, коррекционная работа, слоговая структура, музыкальный руководитель, основной диагностический показатель, речевое расстройство, системное речевое расстройство.


Похожие статьи

Задать вопрос