В статье представлена информация по изучению звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, описаны особенности, типичные нарушения и коррекция звукослоговой структуры слова.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, ОНР, звукослоговая структура слова.
С каждым годом увеличивается число детей дошкольного возраста, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР). Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. [3]
Р. Е. Левина, выделяя уровни ОНР, характеризует третий уровень у старших дошкольников наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а также наличием проблем в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. [3] Одним из диагностических показателей речи детей с ОНР является нарушение звукослоговой структуры слова. Нарушения звукослоговой структуры слова, оказывают отрицательное влияние на усвоение детьми чтения и письма. Это позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедической коррекции.
В отечественной специальной литературе представлен разнообразный исследовательский материал по рассматриваемой проблеме таких авторов, как А. А. Леонтьев, А. Л. Трахтеров, Л. А. Чистович, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Р. И. Аванесов, Л. В. Бондарко, А. А. Потебня, В. А. Ковшиков и др. Многие авторы (Сикорский И. А., Швачкин Н. Х., Гвоздев А. Н.) разводят понятие «звукослоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова», условно разделяя детей на «звуковых» и «слоговых» [3]. Дети звукового типа развития осваивают слово по частям, стремятся добиться точности артикуляции звуков. Воспроизведенный комплекс звуков является для них целым словом (молоко — ма, мако). Дети слогового типа развития воспроизводят слоговой контур слова, его ритмико-интонационную структуру, не обращая внимания на качество звуков.
Жинкин Н. И. говорит о единстве звуковой и слоговой структур слогов: «В наборе из ограниченного числа элементов составляются звуковые оболочки слов, каждая из которых обладает слоговой структурой.... вся слоговая система слова составляет целое». Он подчеркивает значение слоговой структуры слова, поскольку вне слога не может быть произнесен ни один звук речи и без него не может образоваться ни одна языковая единица. Вместе с тем звуки, синтезируясь в слоговом составе, обеспечивают не только узнавание слов, но и облегчают сцепление самих слогов путем слияния. [3]
Изучая нарушения слоговой структуры слова у детей с алалией Маркова А. К. сделала вывод о взаимосвязи и взаимопроникновении звукового и слогового состава слова. Она доказала, что не только определенной трудности структура слога вызывает искажение звукового состава слова. Однако и сам звуковой состав обратно влияет на возможность правильного произнесения стечения согласных, а поэтому и на воспроизведение элементов слоговой структуры слова в их полном составе [4].
Таким образом, в работах ведущих отечественных ученых прослеживается тенденция от «расчлененного» использования понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» к более общему термину «звукослоговая структура слова». В настоящее время под звукослоговой структурой слова понимается характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и типов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звукослоговой структуры слова необходимо рассматривать в двух направлениях: овладение звуковым произношением и ритмико-слоговой структурой слова.
В онтогенезе овладение звукослоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. Ребёнок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребёнком до одного слога двусложные и трехсложные слова. Известно, что к 3–3,5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. [1]
Р. И. Лaлaeва и Н. В. Сeрeбряковa отмечают у старших дошкольников с ОНР третьего уровня видоизменения слогового состава слова. Часто можно наблюдать как ребенок правильно повторяет трёх — четырёхсложные слова, но в самостоятельной речи эти же слова произносит с искажениями, сокращая количество слогов («дети игали в гонялки» — дети играли в догонялки). Большое количество ошибок встречается при передаче звуконaполняемости слов: перестановка и зaмeна звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове («тaпотик» — компотик). Типичными для данного уровня являются также персеверации слогов («хакист» — хоккеист; «вaвaлпотик» — водопроводчик), антиципации («aстобус» — aвтобус, «лилисадист» — велосипедист), добавление лишних звуков и слогов («лимонт»- лимон) [2].
К нарушениям звукослоговой структуре слова у дошкольников с ОНР Т. А. Титовa, относит:
– пропуски звуков и слогов (элизия), нaпримeр, «овa»-«коровa»;
– пeрeстановки звуков и слогов, или мeтaтезис, нaпримнр, «жолкa» — «ложкa»;
– полное или чaстичное уподобление звуков и слогов, или явление дистантной ассимиляции, которaя может носить как прогрессивный, так и рeгрeссивный хaрaктер, нaпример, «чeчeли» — «кaчeли», «кукукузa» — «кукурузa»;
– добавление звуков и слогов, например, «медведьведь» — «медведь»;
– контаминации (смешения), например, «я поломою» — «я мою пол»;
– замены одних звуков другими, например, «тулять» — «гулять»;
– упрощение стечения согласных в слове, например, «тул»- «стул»;
– искажения структуры слов до неузнаваемости: «болитка» — «коробочка»;
– удвоение (редупликация), например, «мешокок — мешок»;
– преждевременное произнесение последующего звука в слове (антиципация), и наиболее часто встречающаяся ошибка — искажение стечения согласных, например, «чени- черный» [5].
Соотношение указанных ошибок у детей с недоразвитием речи неоднородно. Некоторые из ошибок встречаются редко, например, контаминации, а другие наиболее часто, например, упрощение групп стечения согласных. По мнению Т. А. Титовой, очень редко у детей с общим недоразвитием речи встречаются затруднения в использовании ударения, так как в онтогенезе раньше появляется понимание и усвоение интонационно-мелодической стороны речи, а затем ритмико-мелодической. Дети с общим недоразвитием речи при восприятии и воспроизведении ритмических структур различной сложности испытывают различные трудности, что проявляется, с одной стороны, в моторной неловкости, некоординированности движений рук и ног, туловища и в трудностях воспроизведения ритмов (количество, соотношение слабых и сильных ударов и т. д.) с другой стороны.
В методическом опыте по коррекции звукослоговой структуры слова Т.Б Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Г. А. Волковой, И. С. Лопухиной учитывались критерии сформированности компонентов слоговой структуры: речевые (фонематические, артикуляционные, слоговые возможности) и не речевые (ритмические и динамические организации движений, пространственная организация движений). [2] В ходе коррекции нарушений формирования звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР третьего уровня развития рекомендовано проводить обучение по следующим направлениям:
– развитие фонематического слуха;
– развитие орального практиса;
– развитие чувства ритма;
– расширение активного и пассивного словаря;
– развитие звуковой стороны речи;
– развитие слоговой структуры слов.
Только специальная организация логопедической работы с использованием коррекционных упражнений позволяет в значительной степени преодолеть нарушения звукослоговой структуры слов, у старших дошкольников с ОНР третьего уровня развития. Коррекция звукослоговой структуры слова должна сопровождаться сопутствующими сенсорными возможностями ребенка.
Литература:
- Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
- Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: Союз, 2006. — 222с.
- Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — Москва: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 1998. — 680 с.
- Маркова, А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А. К. Маркова. — Текст: непосредственный // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р. Е. Левиной. — Москва, 1961. — 59 с.
- Титова, Т. А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003