Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зайцева, Н. В. Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ / Н. В. Зайцева, Л. М. Пугачева, Г. А. Рябова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 380-383. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104068/ (дата обращения: 16.12.2024).



Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, дети с нарушениями речи, обучение с радостью, Activiti-Book.

Уважаемые коллеги, представляем вам опыт работы по использованию Activity-Book в группе компенсирующейся направленности для детей с ОНР.

Важным аспектом современного образования является «научить учиться самому». Перед педагогом задача — научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же заинтересовать детей, чтобы изученный материал остался в памяти, и ребята могли пользоваться этими знаниями, а еще лучше — захотели самостоятельно расширить свои знания в данных вопросах.

Мы предлагаем использовать Activity-Book в качестве одного из способов достижения этой образовательной цели. Activity-Book — это интерактивная книга, которая включает в себя страницы с различными заданиями, в ходе выполнения которых, дети в игровой форме получают новые знания. А также происходит развитие важных психических функций.

Рассмотрим варианты работы с интерактивной книгой на примере умной книжки — малышки «Муравьишки». Согласно перспективно — календарному планированию для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи среди прочих изучается лексическая тема «Насекомые». В рамках коррекционно-образовательной работы по этой теме мы используем данную интерактивную книгу. Она создана совместно с родителями. Каждый ребенок внес свой вклад в изготовление страниц Activity-Book (Рис.1)

Activity-Book

Рис. 1. Activity-Book

Общая работа родителей и ребенка заключалась в придумывании и реализации познавательного и игрового материала для книги. Предлагаем вам познакомиться с материалами, которые в ней находятся.

Предварительная работа включает в себя изучение различных видов насекомых. В том числе и муравьев, их строения, образа жизни, пользы и т. д. к примеру, детям предлагается рассмотреть муравья, назвать части его тела и по начальным буквам разложить таблички с названиями (Рис.2)

Таблички с названиями частей тела Таблички с названиями частей тела

Рис. 2. Таблички с названиями частей тела

Выполняя это задание, дети закрепляют знания о частях тела муравья, наглядный образ букв, изученных на занятиях грамотой.

Следующие страницы книги для совместной деятельности детей и педагога. Информация о пользе муравьев спрятана за табличками с вопросами (Рис.3)

Таблички с информацией и вопросами Таблички с информацией и вопросами

Рис. 3. Таблички с информацией и вопросами

Педагог зачитывает информацию. После этого происходит обсуждение прочитанного, что способствует развитию памяти и связной речи, активизированию словаря детей, расширению кругозора.

Иллюстрации, отображающие схематично строение муравейника, информация о его защите и обустройстве представлены далее (Рис.4)

Строение муравейника Строение муравейника

Рис. 4. Строение муравейника

Дети узнают много нового о жизни этих удивительных насекомых, с удовольствием и интересом «заглядывают» в уголки муравьиного дома, расставляя по местам таблички с названиями частей муравейника.

На следующей странице читателей интерактивной книги ждут лабиринт и схемы, развивающие внимание, пространственную ориентацию, прослеживающую функцию глаз (Рис.5)

Схемы и лабиринты Схемы и лабиринты

Рис. 5. Схемы и лабиринты

В дальнейшем задании дети должны найти нужный слог из предложенных, чтобы получить загаданное слово (Рис.6)

Найди нужный слог

Рис. 6. Найди нужный слог

Эта работа позволяет закрепить знания о слоговой структуре слова, зрительный образ букв.

В книге есть пазлы, собрав которые ребенок может прочесть название насекомого, которого он собрал. А также закрепляется счет в пределах второго десятка (Рис.7) Одной из любимых детьми страниц книги является игра «Мемори». Во время игры развивается зрительная память, логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве.

Пазлы Рис.8 «Мемори» Пазлы Рис.8 «Мемори»

Рис. 7. Пазлы Рис.8 «Мемори»

Далее следует целый блок математических игр: это и математические раскраски с самодельными счетами, помогающими не ошибиться, и карточки для составления и решения задач. В качестве альтернативы детям предлагается набор разноцветных картинок с определенным количеством насекомых для наглядности в роли счетного материала. К книге прилагается иллюстрированная игра-ходилка для свободной самостоятельной игры. Ее целями являются: развитие внимания, закрепление навыков счета.

Также детям предлагается найти лишнее. Это задание на дифференциацию по размеру, направлению и зрительному образу предмета. В содержание книги включено задание на развитие логического мышления.

Исследовав данную книгу, мы можем сделать вывод, что задания, вошедшие в нее, направлены на решение задач по образовательным областям в соответствие с ФГОС ДО: речевое, познавательное, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие. Играя с интерактивной книгой, дети не только углубляют знания по теме, но и развивают память, внимание, логическое мышление. Мелкую моторику рук. Умение ориентироваться в пространстве; закрепляются навыки счета в пределах 20, активизируется и обогащается словарь, расширяется кругозор. Это и есть обучение с радостью.

Подобные книги можно использовать при изучении любой лексической темы. Задания варьируются в зависимости от цели, которую ставят педагоги. Activity-Book всегда можно дополнить новым материалом. Хорошим опытом является привлечение родителей к изготовлению страниц книги совместно с детьми. Благодаря такой работе взрослые проведут с детьми немало увлекательных минут, узнают много нового и удивительного.

Литература:

  1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте, М., Просвещение, 2002г. — 144 с.
  2. Петрикова Ж. Муравейник. Как живут муравьи?, Питер, 2017г. — 24 с.
  3. Уилсон Эдвард Осборн / Хелльдоблер Берт Путешествие к муравьям, Бомбора. 2022г. — 320 с.
  4. Фомичева М. Ф.. Воспитание у детей правильного произношения, М., Просвещение. 1989г. — 239 с.
  5. Энциклопедия окружающего мира Экология, М., Росмен, 1997г. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, интерактивная книга, логическое мышление, задание, знание, нарушение речи, нужный слог, решение задач, современное образование, строение муравейника.


Ключевые слова

коррекционно-развивающая работа, дети с нарушениями речи, обучение с радостью, Activiti-Book

Похожие статьи

Использование приемов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

В статье описывается опыт интегрированной сенсомоторной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы (далее ФОП ДО). Показана система работы учителя-дефектолога с детьми, имеющие с...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде

В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...

Групповые мини-праздники в системе коррекционно-образовательного процесса компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают проведение групповых мини-праздников в компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, как новую форму бинарной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, способствующую формированию социально-коммуникати...

Похожие статьи

Использование приемов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

В статье описывается опыт интегрированной сенсомоторной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы (далее ФОП ДО). Показана система работы учителя-дефектолога с детьми, имеющие с...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде

В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...

Групповые мини-праздники в системе коррекционно-образовательного процесса компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают проведение групповых мини-праздников в компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, как новую форму бинарной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, способствующую формированию социально-коммуникати...

Задать вопрос