Развитие речи у детей с ТМНР на основе ознакомления с окружающим миром | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.09.2019

Статья просмотрена: 967 раз

Библиографическое описание:

Торпочева, М. Н. Развитие речи у детей с ТМНР на основе ознакомления с окружающим миром / М. Н. Торпочева, Е. И. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62692/ (дата обращения: 18.11.2024).



В настоящее время проблема коммуникативной сферы у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта является современной и актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.

Поэтому, разработка методов и приемов по работе над развитием речи для нас является одной из первичных задач. Данный элемент развития является базовым, который во многом определяет дальнейшее развитие ребенка в целом.

При работе с детьми с ТМНР очень важным является осуществление межпредметных связей, что важно для генерализации базовых знаний и универсальных учебных действий (другими словами, делает мышление наших детей более гибким).

Заинтересовавшись данной темой, мы проанализировали общую и специальную литературу теоретического и практического характера, интернет-сайты, имеющиеся видеоматериалы по теме «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром.

Далее мы обобщили, систематизировали и адаптировали имеющийся наглядный и дидактический материал для детей с ТМНР. На основе данного материала, нами был создан коррекционно-развивающий альбом «Времена года — Весна».

ЦЕЛЬ: Сформировать у детей с ТМНР представления о сезонных изменениях в природе.

Использование данного методического пособия поможет решить следующие учебные задачи:

− обогащение представлений о себе и окружающим мире;

− уточнение, расширение и активизация словаря по теме, введение обобщающих понятий;

− формирование диалогической речи и начальных этапов пересказа;

− развитие психических процессов: зрительного восприятия (цвет, форма. Величина предметов), тактильного восприятия;

− ориентировка в пространстве и времени;

− развитие зрительного и слухового внимания и памяти;

− развитие графических умений и продуктивной деятельности;

− формирование интереса к совместным играм и задания;

В альбоме вся работа условно поделена на несколько видов заданий:

− наблюдения за погодными явлениями;

− наблюдения за изменениями в растительном и животном мире;

− задания, направленные на развитие речи;

− графические задания (штриховка, обведение по контуру, закрашивание с помощью красок или карандашей).

− задания, направленные на развитие мыслительных процессов (памяти, внимания), выполняются в соответствии с каждой темой.

Для неговорящих детей мы предложили систему символов — это значки с изображением того или иного действия. Например, карандаш для графических заданий, глаз — сотри внимательно, указательный палец — покажи и т. д.

Данное дидактическое пособие предназначено для детей с ТМНР дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

Альбом будет интересен воспитателям, учителям-дефектологам, логопедам и родителям.

Пособие может быть использовано в следующих коррекционно-образовательных областях:

− социально-коммуникативное развитие;

− познавательное развитие;

− речевое развитие.

Примеры работы с альбомом:

Задание № 1.

Рассмотри картинки.

Какую одежду надо надеть весной?

Закрась нужные картинки.

На альбомном листе изображена цветная картинка «Весна», ниже черно-белая иллюстрация одежды (летняя, осенняя, зимняя и весенняя). Ребенку необходимо подобрать одежду, которую он наденет весной. Когда ребенок выберет необходимую одежду, ему предлагают ее раскрасить.

Задание № 2

Рассмотри внимательно картинки.

Покажи «Что сначала, что потом»

На альбомном листе изображены три сюжетных картинки в произвольном порядке.

Сюжет 1

Дети лепят снеговика, слепили снеговика, снеговик начел таять, растаял снеговик.

Сюжет2

Гнездо с птичкой, птичка высиживает птенцов, гнездо с птенцами и птичкой.

Сюжет3

Одинаковые картинки, но в разное время года (осень, лето, зима, весна).

Ребенку необходимо показать, что сначала, что потом.

Задание № 3

Составь рассказ по опорным картинкам.

На альбомном листе цветная иллюстрация сюжетных картинок с признаками весны. Под каждой картинкой вопрос:

Небо (какое?);

Пригревает (какое?) солнышко;

Бегут (какие?) ручейки;

Тает (какой?) снег;

На деревьях появляются (какие?) листочки;

На проталинах показывается (какая?) трава;

Наступила (какая?) весна;

Прилетают (какие?) птицы.

Ребенок, используя опорные картинки и вопросы составляет рассказ — Весна.

В заключении хочется отметить, что создание и разработка данного пособия и внедрение его в практику, проводилось с целью обеспечения единства и совместного взаимодействия в работе учителей-дефектологов и родителей; с целью помочь, родителям стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса.

Необходимо не забывать, что любое совместное занятие — это не только обучение, но еще и общение ребенка со взрослым, в процессе которого формируются взаимное доверие, привязанность, дружба и взаимопонимание.

C:\Users\-\Downloads\0EEB4C40-604B-4071-85FF-6CA421089E08.jpeg

C:\Users\-\Downloads\DF64E215-5756-4CA8-A20B-4C778B8DEA2B.jpeg

Литература:

  1. Коноваленко С. В. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С. В. Коноваленко. –СПб.: Детство Пресс, [2012. — 112с.]
  2. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки / Л. Г. Нуриева. — М.: Теревинф, [2016. — 106с.]
  3. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий /О. С. Ушакова,Н. В. Гавриш. — М.: ТЦ Сфера, [2015. -288с.]
  4. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е. А. Янушко. — М.: Теревинф, [2016. — 424с.]
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, альбомный лист, задание, картинка, развитие речи, Весна.


Похожие статьи

Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы

Формирование мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ через проведение совместной деятельности с родителями

Развитие навыков мелкой моторики у детей с ОВЗ через изобразительную деятельность с пластичными материалами

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения

Похожие статьи

Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы

Формирование мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ через проведение совместной деятельности с родителями

Развитие навыков мелкой моторики у детей с ОВЗ через изобразительную деятельность с пластичными материалами

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения

Задать вопрос