Владение языком, способность к речевому общению является неотъемлемым свойством человека, отличающим его от других живых существ. Развитие языковой способности, по мнению Е. Н. Пузанковой, представляет собой стихийный, нерегулируемый и, следовательно, несовершенный процесс.
У детей с тяжелым нарушением речи, наблюдается:
– несформированность языкового мышления при решении нестандартных заданий,
– несформированность потребности анализировать языковые явления и устанавливать соотношения между ними,
– несформированность речевого воображения.
В норме эти показатели являются условием для успешного обучения в школе и важными характеристиками для гармоничного развития личности ребёнка, а при их нарушении развитие и обучение ребёнка затруднено.
Тяжелое нарушение речи (ТНР) — это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи), у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Тяжелое нарушение речи — одно из самых распространенных логопедических заключений. Среди детей, имеющих те или иные недостатки речевого развития, количество детей с ТНР различной степени выраженности составляет преимущественное большинство.
В настоящее время проблема нарушения речи у детей с ТНР интенсивно разрабатывается в психолого-педагогическом, клиническом и нейролингвистическом направлениях.
Связная речь — высшая форма речи и мыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребенка. Характеристика связной речи представлена в трудах: Е. А. Бариновой, В. К. Воробъевой, В. П. Глухова, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, О. С. Павловой.
Нарушение связной речи зачастую накладывается на неуспеваемость ребенка по программе дошкольного учреждения, младших классов школы и связанной с ними дезадаптации. Эти факты определяют необходимость своевременного выявления, предупреждения и устранения имеющихся у детей недостатков развития речи.
Нарушения связной речи, трудности в овладении навыками монологической и диалогической речи, могут носить локальный характер, либо являться симптомом более сложного по структуре расстройства. Встречаются также нарушения связной речи у детей с ТНР, связанные с нарушениями общения ребенка с воспитателем и сверстниками. Ряд трудностей может преодолеваться непосредственно педагогами дошкольного учреждения. Значительная часть нарушений связной речи носит специфический, стойкий характер. На сегодняшний день повышается роль комплексной работы с детьми с ТНР.
Проблема развития связной речи и словесного мышления одна из важнейших задач в развитии детей. В ее решении задействован широкий круг педагогических работников, включая воспитателей, учителей, узких специалистов и психологов.
В настоящее время проблема нарушения речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно разрабатывается в психолого- педагогическом, клиническом и нейролингвистическом направлениях. Необходимо сказать, что проблема психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с ТНР нашла разработку в трудах психологов (А. А. Алхазишвили, Л. С. Выготский, О. П. Гаврилушкина, Н. Н. Поддъяков, Г. И. Челпанов, Л. А. Венгер, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, О. Б. Конева и другие) и педагогов (И. А. Зимняя, В. В. Гербова, Е. И. Тихеева и др.).
Разработка теоретических и практических аспектов формирования связной речи у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) имеет особую важность и актуальность ввиду того, что несформированность речевой системы ограничивает у детей рассматриваемой категории возможность перехода к осознанию сложных языковых закономерностей и препятствует развитию коммуникации. (Л. С. Волкова, Л. И. Лалева, Т. Б. Филичева).
Пути коррекции и развития связной речи определяются включением ребенка в различные виды речевой деятельности. Таким образом, проблема развития связной речи у детей с ТНР является актуальной и требует внимания, как на теоретическом, так и практическом уровне решения данной проблемы. Особенно ценным представляется использование словесных, наглядных и практических методов при развитии связной речи у детей с ТНР от репродуктивных способов обработки речевого материала (как наиболее доступных) к продуктивным (творческим).
У детей с ТНР выявляются нарушения не только в речевой, но и в познавательной, эмоционально-волевой, двигательной и в личностной сферах, что свидетельствует о необходимости применения комплексного подхода в коррекционно-психолого-педагогической работе с ними.
Комплексный подход построен на трех видах знаковой символики — образно-двигательном, вербальном (речевом) и изобразительном (рисуночном, изобразительном) жестах, а также на трех видах замещения — предметном, позиционно-ролевом и ситуативном.
Таким образом, осложненные речевые нарушения у детей с ТНР требуют комплексного подхода при условии грамотного сочетания психологом традиционных и инновационных методов и способов работы.
Существующий комплексный подход к психолого-педагогической коррекции связной речи у детей с ТНР создает необходимые, и достаточные условия формирования речевых средств общения, в частности, ее фонационного оформления, накопления лексики, усвоения языковых закономерностей.
Литература:
- Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учебно-методическое пособие. / М. Дрофа, 2010. — 207с.
- Краузе Е. Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Лопатин Л. В. Комплексный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей. — М.: Просвещение, 1979. — 232 с.
- Новикова Е. В.: Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. М., 2004. Пузанкова Е. Н. Формирование языковой способности учащихся при обучении русскому языку. Монография. Орел, Полиграфическая фирма «Картуш», 2004. — 347 с.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997.