Развитие речи ребёнка. С чего начать? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (291) январь 2020 г.

Дата публикации: 03.01.2020

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Солдатова, Т. Н. Развитие речи ребёнка. С чего начать? / Т. Н. Солдатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 147-148. — URL: https://moluch.ru/archive/291/66005/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: дети, слова, звуки, не произносит, речевые расстройства, логопед, занятия, коррекционная помощь.

В середине 70-х годов количество детей с нарушенной речью было всего 4 %. В настоящее время их количество выросло более чем в 6 раз.

Что же приводит к речевым нарушениям у детей?

Повреждения нервной системы в натальный или пренатальный период жизни ребёнка, гипоксия плода, родовые травмы, инфекционные заболевания, переливания крови, затянувшаяся желтушка, т.е повышенный билирубин, который негативно влияет на развитие мозга.

Сигналы тревоги, которые должны насторожить родителей малыша это:

− в 3 месяца ребёнок не поворачивает голову, когда вы обращаетесь к нему; — в 4–6 месяцев у ребёнка отсутствуют звуки «б,м,п,к», он не ищет источник звука;

− в 7 месяцев не узнаёт голос близких ему людей;

− к концу 9-го месяца у ребёнка отсутствует лепет, он не повторяет за взрослым слоги.

− если в 2 года ребёнок владеет десятком лепетных слов, не может строить фразы из 2–3 слов;

− не показывает изображение на картинке;

− в три года не отвечает на пространственные вопросы «Что? Где?», не определяет понятия «вверх-вниз»;

− ребёнок не разговаривает, бегает, кричит, падает;

− не способен сконцентрировать внимание на каком-то действии, не сидит, не читает книгу вместе с мамой.

Это значит, занятия со специалистом должны начаться как можно раньше.

Наиболее эффективна помощь, оказанная с 2,5 до 5 лет в период активного становления речи.

Каждый родитель желает своему ребенку только самого хорошего, и каждый хочет, чтобы у ребенка не было проблем в развитии.

Речь — это не прирожденный дар. Ребенок перенимает ее у взрослых.

С самых первых дней ребёнок слышит голоса близких людей. Он учится сосредотачивать своё внимание на голосе матери и отца, прислушиваться к знакомым звукам. Чтобы ребёнок начал правильно говорить и вовремя, надо проводить занятия по профилактике речевых расстройств.

Даже в этом младенческом возрасте.

Для этого не нужны новомодные игрушки. Эту роль выполняют любящие мама и папа, близкие люди.

Когда приходит время ребёнку заговорить, то мамы и папы кричат: «Ура! Наконец-то он заговорил!». Но это только самый первый, хотя наиважнейший шаг в развитии речи ребёнка, в овладении им родным языком.

Теперь у родителей задача не менее значимая, закрепить интерес к речи со стороны малыша.

Нужно как можно больше задавать ребёнку наводящих вопросов, стараться так спросить, чтобы было желание ему для вас дать ответ. Не надо угадывать мысли малыша, слушайте его, даже если знаете, как он ответит.

Разговаривайте со своим ребенком. Да-да! Именно разговаривайте c ребёнком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами.

Дожидайтесь всегда его ответа. Знайте, что в этом возрасте дети мыслят медленно и вслух. Так можно проследить за течением мыслей малыша.

Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед-специалист, исправляющий нарушения речи.

Учитель-логопед проведёт комплексное обследование по всем компонентам речи:

− звукопроизношение

− грамматические конструкции

− связная речь

− фонематическое восприятие

− слоговая структура слова

Выявит нарушение и наметит пути его преодоления. У каждого ребёнка они будут индивидуальны. Многое будет зависеть от тонуса речевой мускулатуры, от правильного физического развития органов артикуляции

(язык, нёбо, подъязычная уздечка, форма прикуса). Следует учесть, насколько втянута в нарушение речи неврологическая симптоматика. Какие потребуются медикаментозные, ортодонтические, операционные вмешательства (коррекция подъязычной связки или связки под верхней губой)

Занятия с логопедом могут занять от 2–3 месяцев до нескольких лет (если нарушение речи осложнено органическими поражениями коры головного мозга или различными локальными поражениями ЦНС)

«В результате вредных воздействий на мозг речевые рефлексы вообще не создаются или разрушаются, или образуются неправильно. Вследствие структурно –функциональной связанности в коре мозга анализ и синтез речи могут временно нарушаться не зависимо от места поражения. Это объясняется тем «что всякое поражение коры полушарий в одном месте должно давать себя знать, отражаясь на всём приборе или, по крайней мере, на многих отдельных его пунктах или частях (И. П. Павлов)» [7].

При этом поражение одних структур коры не нарушает речь совсем, а поражение других структур вызывает крупные её дефекты.

Если поражено ядро анализатора, то выпадают не только связанные с ним речевые рефлексы, но иногда, вследствие иррадиации торможения речевая деятельность полностью прекращается.

Логопедическая работа связывается в процессе своей деятельности со всеми другими видами деятельности ребёнка (занятия, быт, поручения, игры).

Укрепляя правильное произношение ребёнка вредно поправлять его в моменты повышенного увлечения чем-либо. Доминанта (очаг возбуждения) затормозит поправки или требуемая ломка стереотипа вызовет чувство недовольства. В логопедической работе должны использоваться приёмы, вызывающие у малыша только положительные эмоции.

В процессе устранения логопедом недостатков речи используется компенсация. Это когда при нарушении функции одних анализаторов привлекаются раздражители других анализаторов. Создаётся образование нужных речевых связей. Это происходит благодаря чрезвычайной пластичности коры головного мозга, взаимодействию её функциональных структур и анализаторов.

Успех организации логопедической помощи значительно обеспечивается положительными эмоциями, которые ребёнок переживает в процессе работы с логопедом.

Родители должны быть активными участниками процесса коррекции речи. Все задания, которые проводит логопед и выдаёт для работы с ребёнком дома, должны неукоснительно выполняться с многократным повторением в течение дня и последующего времени до встречи с логопедом.

Не следует превращать логопедические занятия в скучный обучающий процесс, внесите элемент игры и участвуйте в них с искренним интересом.

Литература:

  1. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков.- М., Педагогика, 1997.-187 с.
  2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1995.-151 с.
  3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев.- М.: АПН РСФСР, 1981.-280 с.
  4. Ковшиков В. А. О дифференциальной диагностике экспрессивной алалии / В. А. Ковшиков // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. — Л.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1984.-С. 80–82.
  5. Хватцев М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. — М., 1989. -154с.
  6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб.: СОЮЗ, 2011.
  7. Хватцев М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками./М. Е. Хватцев — Санкт-Петербург: «Дельта» 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение речи, ребенок, головной мозг, занятие, логопед, логопедическая работа.


Ключевые слова

дети, логопед, занятия, слова, звуки, не произносит, речевые расстройства, коррекционная помощь

Похожие статьи

Развитие речи малыша первого года жизни. Опосредованная артикуляционная гимнастика

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Раннее обучение грамоте — необходимость или норма?

Особенности развития эмоционального слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Фонематический слух — основа правильной речи детей дошкольного возраста

Дыхание в развитии речи детей

В статье рассказывается о важности речевого дыхания в развитии речи ребенка. Представлены игровые упражнения, которые могут применяться в работе с детьми.

Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы

Диагностика детей для улучшения коррекционной работы с учетом модальности

Особенности нарушения речи у детей с нарушениями интеллекта

В статье рассказывается об особенностях формирования и развития речи у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Похожие статьи

Развитие речи малыша первого года жизни. Опосредованная артикуляционная гимнастика

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Раннее обучение грамоте — необходимость или норма?

Особенности развития эмоционального слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Фонематический слух — основа правильной речи детей дошкольного возраста

Дыхание в развитии речи детей

В статье рассказывается о важности речевого дыхания в развитии речи ребенка. Представлены игровые упражнения, которые могут применяться в работе с детьми.

Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы

Диагностика детей для улучшения коррекционной работы с учетом модальности

Особенности нарушения речи у детей с нарушениями интеллекта

В статье рассказывается об особенностях формирования и развития речи у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Задать вопрос