Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием вербальных средств общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 14.12.2018

Статья просмотрена: 3622 раза

Библиографическое описание:

Вяткина, С. В. Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием вербальных средств общения / С. В. Вяткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 321-322. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54899/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие речи ребенка происходит поэтапно, и формируется в зависимости от зрелости коры головного мозга, органов слуха, зрения, моторного развития и определяется индивидуальными психофизиологическими особенностями ребенка [3].

Л. С. Выготский полагал, что «…если ребенок до трех лет по каким-либо причинам не усвоил речь и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому…» [2, с. 138].

«Системное недоразвитие речи» является диагнозом, который логопеды ставят детям с органическими поражениями мозга. Детям с сохранным слухом и интеллектом ставится диагноз «общее недоразвитие речи». Итоговый диагноз может быть поставлен после того, как ребенок пройдет прием у невролога, психолога и логопеда. Заметим, что указанные выше диагнозы детям младше 5 лет [1, с. 4].

Системное недоразвитие речи — комплекс расстройств речевого аппарата, сопровождающийся дисфункцией грамматики, фонематики, лексики, звуковой части лексикона.

При системном недоразвитии речи, как правило, нарушаются такие языковые элементы как:

– фонетика — ребенок произносит неправильно некоторые звуки;

– лексика — ребенок не владеет словарным запасом, предусмотренным к использованию в его возрасте;

– грамматика — существуют нарушения при подборе падежных окончаний, составлении предложений [5, с. 43].

Полноценное овладение речью служит главным условием развития личности ребенка. Речь начинает формироваться со стадии начала «лепета» и проходит через несколько возрастных этапов. В случае, если речь развивается нормально, ребенок сможет овладеть основными языковыми закономерностями. Часто возникают ситуации, когда происходит задержка темпа речевого развития, что ведет к трудностям в общении, отрицательно влияет на общее развитие ребенка и на его познавательную активность. Нарушение развития речи является результатом недоразвития высших психических функций. Как правило, у детей с указанными нарушениями имеются достаточные возможности умственного развития, однако, у них появляется вторичное отставание психики, поэтому таких детей ошибочно считают интеллектуально неполноценными [3].

Дети с нарушением развития речи имеют скудный речевой запас. Хотя многие дети с указанными нарушениями понимают обращенную к ним речь, сами они не могут обращаться к окружающим. Вследствие чего происходит «выброс» таких детей из социума [3].

Е. Ф. Соботович, полагает, что чаще всего речевые расстройства носят системный характер, следовательно, страдает фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая и синтаксическая стороны речи. Системное нарушение речевой деятельности проявляется при алалии, дизартрии, анартрии, общем недоразвитии речи, задержке речевого развития [8, с. 32].

Т. Б. Филичева в процессе наблюдения за детьми с отсутствием общеупотребительной речи заметила нестойкость в произношении звуков, нарушение слоговой структуры слов, преобладании одно-двухсложных слов [7, с. 14].

Г. И. Жаренкова в результате своих исследований установила, что дети с нарушением речи в основном ориентируются на ситуацию, интонацию и мимику. Кроме того, у таких детей преобладают неврологические и психопатологические синдромы [4, с. 66].

Процесс развития речи включает в себя пополнение словарного запаса, понимание грамматических форм и категорий. Данный процесс связан со слуховым вниманием, которое у таких детей развито плохо, поэтому им сложно различать на слух новые слова, и их элементы [3].

Навыки по умению различать, выделять и произносить звуки, слоги, слова ведут к обогащению языкового словаря. Основываясь на этом правиле, Р. Е. Левина считает, что развитие речи «…возможно только при тесном взаимодействии в развитии всех сторон речи, ее лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя…» [4, с. 101].

В результате необходимого количества разговорной речи у безречевых детей проявляются невротические черты характера; вялость, обидчивость, заторможенность, замкнутость; повышенная раздражительность, неуверенность в себе, импульсивность, гиперактивность [5, с. 51].

Дети с отсутствием общеупотребительной речи имеют недоразвитие памяти, внимания, мышления, восприятия — объем памяти снижается, словесные конструкции ограничены. Произвольные высказывания у таких детей отсутствуют, так как им трудно подобрать слова, а затем и воспроизвести их [3].

Дети с общим недоразвитием речи (далее по тексту — ОНР) не могут овладеть фонематическим анализом по причине отсутствия четкого звукового образа слова. Дети с недоразвитием речи имеют несоответствие между уровнем речевого и умственного развития. ОНР проявляется на фоне минимальной мозговой дисфункции, характеризуется в раннем возрасте повышенным мышечным тонусом, возбудимостью, задержкой психомоторного развития. Уже к 3 годам у детей с ОНР ярко выражена моторная неловкость, отмечаются несформированные навыки интеллектуальной деятельности [6, с. 9].

На основании вышеизложенного, мы пришли к выводу, что активизировать речь у не говорящих детей, относящихся к разным нозологическим группам возможно с помощью разделительного подхода к диагностике и коррекции языковых и неязыковых нарушений у детей с отсутствием вербальных средств общения.

Литература:

1. Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции // Дефектология. — 2007. — № 4. — С. 3–9.

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 500 с.

3. Дифференцированный подход к активизации речевой деятельности детей с отсутствием вербальных средств общения // Бесплатная электронная библиотека — Авторефераты, диссертации, конференции. URL: http://konf.x-pdf.ru/18jazykoznanie/162647–1-differencirovanniy-podhod-aktivizacii-rechevoy-deyatelnosti-detey-otsutstviem-verbalnih-sredstv-obscheniya.ph (дата обращения: 08.12.2018).

4. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи: учебное пособие. — М.: АСТ-Пресс, 2012. — 128 с.

5. Жулина Е. В., Белов С. В. Особенности коммуникации детей с нарушениями речи // Вестник психотерапии. — 2007. — № 23. — С. 42–57.

6. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). — М.: ГУПИ МП РСФСР, 1951. — 120 с.

7. Лурия А. Р., Юдович Д. Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. — М.: ГУПИ МП РСФСР, 1956. — 182 с.

8. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). — М.: Классик-с Стиль, 2013. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речь, нарушение, нарушение развития речи, общее недоразвитие речи, общеупотребительная речь, речевое развитие, системное недоразвитие речи, словарный запас, умственное развитие.


Похожие статьи

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным нарушением развития

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Похожие статьи

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным нарушением развития

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Задать вопрос