Развитие правильной речи у детей дошкольного возраста — одна из важных и актуальных проблем логопедии в современном обществе. В данной статье представлены основные нарушения всех элементов речевой системы детей в целом, которые входят в структуру такого речевого нарушения как общее недоразвитие речи. Среди них: недостатки звукопроизношения, бедность словарного запаса, нарушения лексико-грамматической стороны речи, фонематического восприятия и т. д. Также затронута тема профилактики появления данных дефектов и даны некоторые рекомендации родителям детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, звукопроизношение, лексико-грамматический компонент речи, моторика, мыслительные процессы.
Общее недоразвитие речи — совокупность сложных речевых нарушений, при которых нарушается формирование всех компонентов системы речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Возрастной период ребенка, в котором могут наиболее явно наблюдаться речевые дефекты, варьируется от одного до шести лет. Детально рассмотрим основные компоненты, затрагивающиеся при данном речевом нарушении:
- Звукопроизношение
Звукопроизношение — процесс образования звуков речи, осуществляемый при совместной работе дыхательного, голосообразовательного и резонаторного отделов речевого аппарата, а также сопровождающийся регуляцией центральной нервной системы. Как правильно, при I и II уровне общего недоразвития речи речь звукопроизносительная сторона речи ребенка характеризуется искажениями, пропусками звуков. При III и IV уровне общего недоразвития речи звукопроизношение приближено к норме, могут наблюдаться недостатки произношения отдельных звуков, легко поддающиеся коррекции.
- Фонематическое восприятие
Фонематическое восприятие — это способность или умение ребенка воспринимать на слух или зрительно, а также различать звуки речи. При общем недоразвитии речи фонематическое восприятие детей часто нарушено, что проявляется в пропусках или заменах звуков, слогов, отсутствии дифференциации сходных по звучанию или графическому изображению звуков. Отсутствие своевременной коррекции фонематического восприятия у дошкольников может привести к появлению у них в дальнейшем таких нарушений письма и чтения, как дисграфия и дислексия.
- Лексико-грамматическая сторона речи
Развитие лексики и грамматики у дошкольников — важный этап развития речи в целом. Бедный словарный запас, неверное словоизменение, словообразование приводит к трудностям коммуникации и формирования четкой и правильной самостоятельной речи детей. Грамматический строй — взаимосвязь слов между собой в выражениях и предложениях. К моменту поступления в школу при нормальном речевом развитии ребенок должен иметь необходимый багаж знаний на различные лексические темы, уметь оперировать понятиями и значениями предметов, действий, а также иметь представления о словоизменении (изменение окончаний существительных, образование прилагательных от существительный, правильное употребление предложно-падежных конструкций и числительных и т. д.)
Говоря о всех вышеописанных нарушениях немаловажным является понимание основных причин, приведших к появлению речевых недостатков у ребенка. Для подбора верных методик коррекции и составления коррекционного маршрута важно определить структуру дефекта, т. е. что является первичным нарушением, а что выступает вторичным.
Общее недоразвитие речи может выступать как следствие таких серьезных расстройств речи, как дизартрия, алалия, афазия и др.
Для своевременного и правильного устранения дефекта, а также профилактики возникновения более серьезных нарушений компонентов речи важно вовремя заметить предпосылки тех самых нарушений и обследовать психоречевое развитие ребенка. Так, можно заметить, что у ребенка, имеющего предпосылки к нарушенному развитию речевой системы, первые слова появятся не в раннем возрасте, а ближе к 3–4 годам, а при более сложных дефектах и к старшему дошкольному возрасту. Таким детям доставляет трудности четкое выражение мысли, их речь малопонятна и невнятна для окружающих. Понимая это, дети становятся крайне критичны к своему дефекту, осознают его. Некоторые из них замыкаются в себе, необщительны, целью чего является скрытие своего нарушения, остальные стремятся преодолеть дефект и охотно вступают в контакт с коррекционным педагогом.
Помимо речевой симптоматики, могут наблюдаться и неречевые проявления, такие как:
— нарушение мыслительных операций и познавательной деятельности;
— страдает мелкая и общая моторика;
— трудности восприятия (как зрительного, так и слухового);
— неустойчивость памяти и внимания.
Участие родителей в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи играет важную роль. Помимо занятий с коррекционным педагогом, важна работа ребенка и самостоятельно дома, а также с помощью контроля родителей. Ребенку необходимо создать правильную речевую среду, побуждать его к речи, оказывать ему помощь, поддержку и мотивировать его к учебной деятельности.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, общее недоразвитие речи — совокупность нарушений всех компонентов речи, коррекция которых должна проходить комплексно, поэтапно, включая профилактику, анализ причин и симптомов нарушения. Важным было и остается взаимодействие всех специалистов, родителей и педагогов, для того чтобы систематически и комплексно воздействовать на первичные и вторичные проявления дефекта.
Литература:
- Аванесова, В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В. Н. Аванесова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 176 с.
- Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов: ок. 7 000 терминов / О. С. Ахманова. — М.: Совет. энцикл., 1969. — 608 с.
- Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие (кн. 5). — М., 2003.
- Елисеева, М. Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста / М. Б. Елисеева // Логопед в дет. саду. — 2006. — № 1. — С. 4–14.
- Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопедов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: КнигоМир, 2011. — 320 с.
- Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: формирование лексики и грамматического строя / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 1999. — 158 с.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / сост.: В. И. Селиверстов [и др.]; под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. –400 с.
- Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.07; 13.00.03 / Т. Б. Филичева. — М., 2000. — 145 л.
- Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
- Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учеб. пособие для студентов высш. учеб, заведений. — М: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.