В статье автор рассматривает развитие номинативного словаря у детей с общим недоразвитием речи в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Подчеркивает важность словарного запаса как элемента речевого развития, влияющего на когнитивные навыки, общение и самовыражение детей. Автор отмечает высокую распространенность речевых нарушений среди дошкольников, что затрудняет их обучение и социальное взаимодействие.
Ключевые слова: номинативный словарь, речь, развитие речи, дети, дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи.
Согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области «Речевого развития» ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен владеть речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; у него должны быть сформированы правильное звукопроизношение, звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух, достаточный активный и пассивный словарный запас, связная речь (диалогическая и монологическая) [5; 10].
Данные задачи находят отражение и в Федеральной образовательной программе дошкольного образования, которая регламентирует, что к концу дошкольного возраста ребенок может освоить следующие планируемые результаты:
– владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
– способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
– владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
– знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
– проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности [11].
Л. С. Выготский подчеркивал, что овладение речью — это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущей деятельности [2]. В процесс становления речи входит усвоение всех функций речи: номинативной, индикативной, коммуникативной, когнитивной, регулирующей, обобщающей и эмотивной.
Недостаточно развитая речевая деятельность негативно влияет на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия.
В последнее время отмечается тенденция к увеличению детей, имеющих нарушения речи. Согласно данным исследования Филичевой Т. Б. недоразвитие речи встречается у 40–50 % детей дошкольного возраста [12].
Как показывают исследования Т. В. Волосовец, Ю. Ф. Гаркуша, Г. С. Гуменная, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Спирова, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи словарный запас имеет существенные отклонения от нормально развивающихся сверстников, как в количественном, так и в качественном плане.
Словарь является одним из компонентов речевого развития ребенка. Словарный запас ребенка свидетельствует о его познании окружающей действительности, уровне развития речевых и мыслительных процессов и является главным элементом в высказываниях. Развернутая лексика в речи детей дошкольного возраста служит показателем зрелости личности в эмоциональной, морально-этической, психологической сфере, поскольку слова-оценки, слова-характеристики выражают отношение человека к миру, к окружающим и самому себе, чем богаче словарный запас ребенка, тем больше он думает, тем лучше развита его речь.
Усвоение лексики, по мнению М. Р. Львова, начинается с усвоения номинативного словаря, который обозначает предметы, объекты живой и не живой природы, различные явления окружающей среды [6].
По словам Е. Ю. Протасовой, номинация — одна из первых речевых функций, с которыми знакомится ребенок. Номинативный словарь характеризуется как словарь для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий [9].
Основные нарушения в формировании номинативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного номинативного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации номинативного словаря.
Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова выделяют следующие общие особенности номинативного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: бедность словарного запаса; более позднее формирование лексической системности, чем в норме; преобладание пассивного словаря над активным [4].
Соответственно перед педагогическим коллективом дошкольных образовательных организаций остро встает вопрос грамотно организованного коррекционно-образовательного процесса, направленного на восполнение дефицитов и потребностей ребенка с учетом его индивидуальных и психических возможностей.
Филичева Т. Б. и Чевелева Н. А. в своих работах представляют полный комплекс методов, приёмов и упражнений для занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Они рекомендуют логопедам строить свою коррекционную работу, ориентируясь на нормы овладения детьми фразовой речи. Они выдвигают задачу в том, чтобы ребёнок мог самостоятельно пользоваться накопленным словарём и свободно использовать его в своей речи [4].
Ушакова О. С. и Струнина Е. М. в своей методике рекомендуют учитывать тесную взаимосвязь становления словаря дошкольников с развитием других сторон речи. В обогащении словарного состава включается не только его накопление, но и попутное развитие внимания к содержанию речевого материала, к семантической стороне слов, его связям с другими лексическими единицами [7].
М. М. Конина считает значительной работой над уточнением словаря дошкольника и его правильного смыслового употребления в собственной речи. Ознакомление детей с новыми словами осуществляется в разных видах их деятельности, в специальных речевых ситуациях и упражнениях [3].
Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина предлагают развивать словарь дошкольников посредством дидактических игр. Классифицируя дидактические игры можно выделить следующие типы игр: деловые игры, сюжетные игры, ролевые игры, игры-соревнования, символические игры, игры с раздаточным материалом, игры, направленные на выполнение занимательного задания.
Таким образом, можно сделать вывод, что словарный запас детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их речевом и когнитивном развитии. Развитие номинативного словаря у детей с общим недоразвитием речи заслуживает особого внимания со стороны педагогов и логопедов. Коррекционно-образовательный процесс, направленный на обогащение лексического запаса и его активное использование в речи, является необходимым условием для формирования полноценной речи и мыслительных процессов у детей. Включение различных методов, таких как дидактические игры, а также работа над пониманием и употреблением слов в контексте, способствуют не только расширению словарного запаса, но и улучшению общего уровня речевой активности и психоэмоционального состояния детей.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей:: формирование граммат. строя речи: метод. пособие для воспитателей // Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 292 c.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собрание сочинений -5-е издание, испр. Л. С. Выготский. — М.: изд-во «Лабиринт», 1999–502 с.
3. Конина М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста // Изв. АПН РСФСР. — М. — Л., 1948. — С. 145–176.
4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПБ.: Изд-во «СОЮЗ», 2011–224 с.
5. Лашкова Л. Л., Филиппова А. Р. Речевое развитие детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. — № 1 (34). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-razvitie-detey-v-usloviyah-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.12.2024).
6. Львов М. Р. Словарь — справочник по методике русского языка. — М.: Просвещение, 1978. — 240 с.
7. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
8. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. — 256 с.
9. Протасова Е. Ю. Роль порядка слов в организации детского высказывания // Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. статей. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fi ro.ru.
11. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждённая приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028» Об утверждении образовательной программы дошкольного образования (Зарегестировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847).
12. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». — М.: Просвещение, 1989–223 с.