В статье рассмотрены особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их влияние на овладение детьми навыком чтения в дальнейшем, приведены результаты теоретического анализа литературы по данной теме. А также подчёркнута необходимость организации психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с общим недоразвитием речи с целью развития речи и других высших психических функций для профилактики возникновения нарушений чтения.
Ключевые слова: предпосылки обучения чтению, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.
The article discusses the features of the formation of prerequisites for teaching reading to older preschoolers with delayed speech development and their impact on children's mastering the reading skill in the future. The results of a theoretical analysis of the literature on this topic are presented. The author also emphasized the need to organize psychological and pedagogical support for older preschool children with delayed speech development in order to develop speech and other higher mental functions to prevent the occurrence of reading disorders.
Keywords: prerequisites for teaching reading, senior preschool age, delayed speech development.
Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню подготовки детей, приступающих к обучению в школе. Один из базовых учебных навыков — это умение читать, поэтому очень важно определить предпосылки обучения чтения в дошкольном возрасте. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, их развитие отличается от развития детей с условно-возрастной нормой речевого развития, поэтому необходимо выделить особенности формирования предпосылок обучения чтению у данного контингента детской популяции.
Чтение по своей сути является одним из способов восприятия любой информации. Оно определяет успешность дальнейшего обучения, так как сначала ребенок учится чтению, а затем — при помощи чтения. Данный факт также обусловливает важность исследования особенностей предпосылок данного процесса [4].
Проблеме исследования формирования предпосылок обучения чтению посвящены работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Р. И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и др.
В качестве основных предпосылок обучения чтению исследователи выделяют сформированность зрительного восприятия, внимания, кратковременной памяти; развитие пространственных представлений; определенный уровень сформированности фонематических процессов, развитие лексико-грамматического строя и связной речи. Формирование предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи существенно отличается от нормативного, что обусловлено структурой речевого нарушения [1, 2, 9].
И. Т. Власенко, Т. С. Овчинникова, А. В. Лагутина, Н. П. Чурсина и др. отмечали, что речевые нарушения взаимосвязанные с состоянием других высших психических функций: восприятием, вниманием, памятью.
В исследованиях А. П. Вороновой описаны следующие особенности зрительного восприятия старших дошкольников с общим недоразвитием речи: простое узнавание предметов сохранно, однако при усложнении заданий (постепенное увеличение или уменьшение количества информативных признаков) дети начинают испытывать затруднения. Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет к дальнейшим трудностям узнавания образа букв [4, 11].
С особенностями зрительного восприятия связаны особенности пространственных представлений. Как отмечают многие исследователи, для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерны трудности дифференциации понятий «справа», «слева». Они испытывают затруднения при ориентировке на листе бумаги [3, 6].
Внимание старших дошкольников с общим недоразвитием речи, в частности зрительное, также имеет особенности. О. В. Трошин, Е. В. Жулина и др. отмечают, что внимание таких детей неустойчивое, недостаточно произвольное. Кроме того, старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают затруднения при распределении внимания, что является одной из важных предпосылок обучения чтению [11].
Уровень сформированности зрительной памяти соответствует среднему, однако, исходя из особенностей зрительного восприятия, можно сделать вывод, что дети лучше запоминают конкретные предметные образы, а не абстрактные символы. Из этого следует, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи будут испытывать трудности как при запоминании образа конкретной буквы, так и при запоминании последовательности букв при чтении слогов, слов [8].
Таким образом, неречевые предпосылки обучения чтению у старших дошкольников с общим недоразвитием речи сформированы недостаточно. Это обусловлено взаимосвязью нарушений речевого развития и других психических функций.
Речевые предпосылки (сформированность фонематических процессов, развитие лексико-грамматического строя и связной речи) также существенно отличаются от предпосылок при нормативном развитии. Для детей данной категории характерна недостаточность дифференциации речевых звуков на слух, что замедляет формирование фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений. В дальнейшем это ведет к специфическим ошибкам при овладении чтением [10].
Лексико-грамматический строй речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи также недостаточно развит. Это проявляется в лексических ошибках (замены названий частей предмета названием самого предмета, смешения по значению, замена названия предмета действием и наоборот и т. д.) и отставании в формировании грамматических категорий (нарушения согласования слов в словосочетаниях и предложениях, трудности оперирования морфемными элементами и их конструирования в состав слова и т. д.). Это свидетельствует о том, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи еще не обладают необходимыми познавательными и речевыми возможностями для полноценного использования лексико-грамматических средств языка в общении [1, 3, 6, 9].
Недостаточная сформированность фонематических процессов и лексико-грамматического строя ведет к нарушениям развития связной речи, что проявляется в проявлениях аграмматизма, недостаточной логичности, целостности, развернутости высказываний, использовании стереотипных речевых конструкций. Данные речевые особенности также ведут к трудностям овладения навыком чтения.
Таким образом, в процессе теоретического анализа нами выделены следующие особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи:
1) трудности зрительного восприятия в усложненных условиях;
2) недостаточная сформированность пространственных представлений;
3) зрительная память соответствует нормативным показателям, однако дети хуже запоминают символы;
4) недостаточная сформированность фонематических процессов;
5) недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи;
6) нарушения развития связной речи.
В дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу, направленную на развитие всех вышеперечисленных процессов с целью профилактики возникновения нарушений чтения.
Литература:
- Волкова Л. С. Логопедия. М.: ВЛАДОС, 1998.
- Глухов В. П. Основы психолингвистики. М.: АСТ: Астрель, 2005.
- Жукова Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: ЛИТУР, 2004.
- Зорькина О. С. О психолингвистическом подходе к изучению текста // Язык и культура. — Новосибирск, 2003. — С. 205–210.
- Калашникова С. В. Особенности зрительного восприятия и их значимость в овладении чтением и письмом для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // III Международная конференция «Учитель создает нацию». 2018. Грозный. С. 482–486.
- Кобякова Г. Н. К истории изучения проблемы недоразвития речи // Вестник Таганрогского института имения А. П. Чехова. 2011. № 2. С. 154–159.
- Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968.
- Москалец А. В. Особенности развития слухоречевой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2016. № 3. С. 102–105.
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Т. В. Волосовец. М.: В. Секачев, 2007.
- Сергеева Е. Е. Принципы системности и предупредительного подхода в логопедической работе по профилактике дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте // Логопедия сегодня. 2010. № 3. С. 48–53.
- Фотекова Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. 2003. № 1. С. 23–33.