В данной статье описывается процесс формирования словообразования в онтогенезе, последовательность усвоения языковых схем и моделей детьми. Рассматриваются специфические особенности развития речи и высших психических функций детей с общим недоразвитием речи (ОНР). На основе приведенных особенностей делаются выводы о специфичности процесса словообразования у данной категории детей.
Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, формирование словообразования, особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
This article describes the process of word formation in ontogenesis, the sequence of assimilation of language schemes and models by children. The specific features of speech development and higher mental functions of children with general speech underdevelopment are considered. Based on these features, conclusions are drawn about the specificity of the word formation process in this category of children.
Keywords: children with general speech underdevelopment, wo formation of word formation, features of word formation in children with general speech underdevelopment.
Процесс словообразования является одним из важных показателей нормального развития речи ребенка. Способность образовывать на основе однокоренных слов или словосочетаний новых слов, производных и сложных, осуществляемое по имеющимся в языке словообразовательным моделям и схемам с помощью тех или иных формальных средств способами аффиксации, словосложения, конверсии, аббревиации и другими, представляет собой процесс словообразования [3].
Следует отметить, что для успешного словообразования у ребенка должны быть сформированы следующие речевые навыки:
— лексическая база — основополагающий элемент для понимания слов над которыми предлагается производить абстрактные манипуляции;
— усвоение различных словообразовательных моделей и схем — грамматических категорий;
— речевая активность — потребность в разнообразной коммуникации;
— сохранность фонематического восприятия и анализа, сравнения и обобщения, что является базовой опорой;
— достаточный уровень развития высших психических функций — внимания, восприятия, памяти, мышления.
В норме происходит усвоение правил от простого к сложному, где сначала происходит усвоение общих правил языковой системы, а затем уже специфических.
В своем исследовании Е. В. Галеева выделяет онтогенетические закономерности в словообразовании имен существительных [1]:
— образование уменьшительно-ласкательных существительных;
— образование существительных со значением вместилища (посуды);
— образование названий детенышей животных;
— образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия суффиксами.
Словообразование имен прилагательных:
— образование притяжательных прилагательных;
— образование относительных прилагательных.
Словообразование глаголов:
— образование глаголов с продуктивными приставками: -в-, -на-, -вы-, -под-, -от-;
— образование глаголов от звукоподражательных слов.
Освоение этого процесса у детей с общим недоразвитием речи происходит в той же последовательности, что и в норме, но с увеличением сроков и специфическими сложностями усвоения языковых правил.
По определению Р. Е. Левиной «общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение всех компонентов речевой системы — фонематических процессов, звукопроизношения, слоговой структуры, лексики, грамматики и связной речи, при сохранном слухе и интеллекте» [4, с. 53].
Согласно научным данным, представленным в отечественных исследованиях, посвященных изучений психических и лингвистических особенностей детей с общим недоразвитием речи, можно отметить, что у детей наряду с речевыми особенностями отмечаются незначительные проявления нарушений внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, особенности моторной сферы и замедленное формирование ряда высших корковых функций [2]. В дошкольном и школьном возрасте дети двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.
У детей с общим недоразвитием отмечается недостаточность различных видов восприятия — слухового, зрительного, пространственного. Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем на развитие фонематического восприятия. Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с общим недоразвитием речи. Также у данной категории детей когнитивные процессы, на которые базово опирается речевая система, имеет специфические особенности формирования.
В основном дети с общим недоразвитием речи используют суффиксальный способ словообразования, но в ограниченном количестве суффиксов [1]. Также отмечаются неологизмы в детской речи, когда они заимствуют из речи окружающих производные слова в целом и не создают их по правилам словообразования, а воспроизводят на основе общего звукового образа, часто в искаженном виде, что обусловлено недостаточностью фонематических процессов восприятия и анализа.
Таким образом формирование процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи происходит с большими трудностями, что обуславливает потребность в специальном образовательном обучении детей данному навыку.
Литература:
- Галеева, Е. В. Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Е. В. Галеева. — Текст: непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. — 2020. — № 2. — C. 34–36.
- Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. — Москва: издательство В. Секачев, 2019. — 232 с. — Текст: непосредственный.
- Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е. А. Земская. — Москва: Флинта: Наука, 2011. — 328 с. — Текст: непосредственный.
- Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. — Москва: Просвещение, 2008. — 325 с. — Текст: непосредственный.