Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (536) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 10.09.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Белоусова, М. В. Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М. В. Белоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117576/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье описывается процесс формирования словообразования в онтогенезе, последовательность усвоения языковых схем и моделей детьми. Рассматриваются специфические особенности развития речи и высших психических функций детей с общим недоразвитием речи (ОНР). На основе приведенных особенностей делаются выводы о специфичности процесса словообразования у данной категории детей.

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, формирование словообразования, особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

This article describes the process of word formation in ontogenesis, the sequence of assimilation of language schemes and models by children. The specific features of speech development and higher mental functions of children with general speech underdevelopment are considered. Based on these features, conclusions are drawn about the specificity of the word formation process in this category of children.

Keywords: children with general speech underdevelopment, wo formation of word formation, features of word formation in children with general speech underdevelopment.

Процесс словообразования является одним из важных показателей нормального развития речи ребенка. Способность образовывать на основе однокоренных слов или словосочетаний новых слов, производных и сложных, осуществляемое по имеющимся в языке словообразовательным моделям и схемам с помощью тех или иных формальных средств способами аффиксации, словосложения, конверсии, аббревиации и другими, представляет собой процесс словообразования [3].

Следует отметить, что для успешного словообразования у ребенка должны быть сформированы следующие речевые навыки:

— лексическая база — основополагающий элемент для понимания слов над которыми предлагается производить абстрактные манипуляции;

— усвоение различных словообразовательных моделей и схем — грамматических категорий;

— речевая активность — потребность в разнообразной коммуникации;

— сохранность фонематического восприятия и анализа, сравнения и обобщения, что является базовой опорой;

— достаточный уровень развития высших психических функций — внимания, восприятия, памяти, мышления.

В норме происходит усвоение правил от простого к сложному, где сначала происходит усвоение общих правил языковой системы, а затем уже специфических.

В своем исследовании Е. В. Галеева выделяет онтогенетические закономерности в словообразовании имен существительных [1]:

— образование уменьшительно-ласкательных существительных;

— образование существительных со значением вместилища (посуды);

— образование названий детенышей животных;

— образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия суффиксами.

Словообразование имен прилагательных:

— образование притяжательных прилагательных;

— образование относительных прилагательных.

Словообразование глаголов:

— образование глаголов с продуктивными приставками: -в-, -на-, -вы-, -под-, -от-;

— образование глаголов от звукоподражательных слов.

Освоение этого процесса у детей с общим недоразвитием речи происходит в той же последовательности, что и в норме, но с увеличением сроков и специфическими сложностями усвоения языковых правил.

По определению Р. Е. Левиной «общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение всех компонентов речевой системы — фонематических процессов, звукопроизношения, слоговой структуры, лексики, грамматики и связной речи, при сохранном слухе и интеллекте» [4, с. 53].

Согласно научным данным, представленным в отечественных исследованиях, посвященных изучений психических и лингвистических особенностей детей с общим недоразвитием речи, можно отметить, что у детей наряду с речевыми особенностями отмечаются незначительные проявления нарушений внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, особенности моторной сферы и замедленное формирование ряда высших корковых функций [2]. В дошкольном и школьном возрасте дети двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

У детей с общим недоразвитием отмечается недостаточность различных видов восприятия — слухового, зрительного, пространственного. Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем на развитие фонематического восприятия. Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с общим недоразвитием речи. Также у данной категории детей когнитивные процессы, на которые базово опирается речевая система, имеет специфические особенности формирования.

В основном дети с общим недоразвитием речи используют суффиксальный способ словообразования, но в ограниченном количестве суффиксов [1]. Также отмечаются неологизмы в детской речи, когда они заимствуют из речи окружающих производные слова в целом и не создают их по правилам словообразования, а воспроизводят на основе общего звукового образа, часто в искаженном виде, что обусловлено недостаточностью фонематических процессов восприятия и анализа.

Таким образом формирование процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи происходит с большими трудностями, что обуславливает потребность в специальном образовательном обучении детей данному навыку.

Литература:

  1. Галеева, Е. В. Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Е. В. Галеева. — Текст: непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. — 2020. — № 2. — C. 34–36.
  2. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. — Москва: издательство В. Секачев, 2019. — 232 с. — Текст: непосредственный.
  3. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е. А. Земская. — Москва: Флинта: Наука, 2011. — 328 с. — Текст: непосредственный.
  4. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. — Москва: Просвещение, 2008. — 325 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, фонематическое восприятие, категория детей, образование глаголов, образование существительных, процесс словообразования, речевая система.


Ключевые слова

дети с общим недоразвитием речи, формирование словообразования, особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Специфика формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения

Статья посвящена вопросу формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе экспериментального изучения выявлена специфика формирования навыка словообразования имен существительных у де...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...

Изучение уровня сформированности слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье освещены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей проявления недоразвития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных был...

Особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их влияние на овладение детьми навыком чтения в дальнейшем, приведены результаты теоретического анализа литературы по данной т...

Формирование предпосылок речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается особенность формирования и последующего развития речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). В рамках исследования выделены ключевые характеристики вариативности и специфики выработки предпосылок реч...

Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у до...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Особенности страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассмотрена проблема особенностей и проявления страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрываются разные точки зрения различных авторов по проблеме страхов у детей в дошкольном возрасте. Особое внимание удел...

Похожие статьи

Специфика формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения

Статья посвящена вопросу формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе экспериментального изучения выявлена специфика формирования навыка словообразования имен существительных у де...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...

Изучение уровня сформированности слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье освещены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей проявления недоразвития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных был...

Особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их влияние на овладение детьми навыком чтения в дальнейшем, приведены результаты теоретического анализа литературы по данной т...

Формирование предпосылок речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается особенность формирования и последующего развития речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). В рамках исследования выделены ключевые характеристики вариативности и специфики выработки предпосылок реч...

Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у до...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Особенности страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассмотрена проблема особенностей и проявления страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрываются разные точки зрения различных авторов по проблеме страхов у детей в дошкольном возрасте. Особое внимание удел...

Задать вопрос