В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у дошкольников с ОНР.
Ключевые слова: связная речь, фраза, предложение, слово, дошкольный возраст, ОНР, коррекция, формирование, логопедическая работа.
Важнейшим в системе подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе является развитие у них связной монологической и диалогической речи. Низкий уровень навыков построения предложений, связных текстов приводит к трудностям в обучении уже в начальной школе по всем дисциплинам. Кроме того, невозможность грамотного построения фраз негативно сказывается на развитии коммуникативных навыков ребенка и процессе адаптации в коллективе сверстников.
В формировании фразовой речи особое внимание следует уделять детям старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями, в частности, дошкольникам с общим недоразвитием речи (далее — ОНР).
По мнению Л. В. Ковригиной фраза представляет собой смысловой отрезок речи, имеющий относительную самостоятельность и выражающий какую-либо универсальную мысль [5]. Т. А. Ладыженская отмечает, что наибольшей самостоятельной единицей речи является именно фраза, данный термин перекликается с термином «предложение» [6]. Однако, существуют различия: фраза выступает в качестве самой крупной фонетической единицы, а предложение — грамматической. Интонационное предложение состоит из одной или нескольких фраз, а главное выделенное слово во фразе является его вершиной. Механизм реализации фразовой речи практически не наблюдаем, в связи с чем довольно сложен для описания. Фразовая речь рассматривается в процессе изучения механизмов речевого высказывания, что отражено в трудах Т. В. Ахутиной [1], А. А. Леонтьева [7], А. Р. Лурии [8] и др. авторов.
Развитие фразовой речи в онтогенезе берет начало от овладения ребенком изолированными словами до составления самостоятельных фраз и сложного высказывания. Рассматривая фразовую речь и ее развитие в дошкольном возрасте следует отметить, что трудности ее становления наблюдаются и у дошкольников, не имеющих нарушений речи. Такая ситуация возникает по причине педагогической запущенности детей и также требует внимания специалистов.
Проблемы нарушений формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи выделяются многими авторами — В. П. Глуховым [3], Н. С. Жуковой [4], Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой [9] и другими авторами. Согласно имеющихся источников самостоятельная фразовая речь данной категории детей аграмматична, обеднена, имеет нарушения смыслового содержания и лексико-грамматического оформления. С возрастом сложности формирования фразовой речи у дошкольников с ОНР без специально организованной логопедической помощи не устраняются. Таким образом, возрастает значимость логопедической работы с данной категорией воспитанников с целью коррекции их коммуникативного развития и подготовки к обучению в школе.
Проведенное исследование на базе МАОУ Суерской СОШ (Тюменская область) с октября 2020 года по апрель 2020 года, в котором принимали участие дети старшего дошкольного возраста с ОНР в количестве десяти человек, позволило оценить уровень сформированности фразовой речи у данной группы.
В рамках данного исследования была составлена комплексная диагностическая программа, включающая изучение лексической, грамматической составляющих языка, а также особенностей построения фразы в описательном рассказе и пересказе. Изучение сформированности словарного запаса и грамматического строя речи детей позволило сделать вывод о их возможностях в составлении сложных фраз и предложений, пересказа и описательного рассказа. Диагностические задания составлены по рекомендациям О. А. Безруковой [2] и В. П. Глухова [3].
Исследование общего уровня лексического развития показало, что 50 % участников с ОНР показали низкий и 50 % воспитанников — средний уровни сформированности лексической составляющей речи. Низкий уровень сформированности словарного запаса дошкольников с ОНР проявляется в том, что дети используют лишь узкий набор слов, ограничивающийся бытовой тематикой, в том числе глаголами, обозначающими привычные бытовые действия. Значительно сложнее детям использовать в речи слова обобщенного отвлеченного значения, а также слова, обозначающие качество, состояние, признаки, оценку.
Было выявлено, что высокий уровень составления описательного рассказа в исследуемой группе дошкольников выявлен не был. Низкий уровень был отмечен у 60 % участников, средний — у 40 %, причем все рассказы участников отличались отсутствием плана, связности включения всех деталей. Необходимо отметить, что дети использовали аграмматичные фразы, состоящие из одного, двух слов, у 40 % дошкольников рассказ состоял из отдельных слов и словосочетаний, частично передающих увиденные предметы. У всех участников были отмечены трудности грамматической связи слов в предложениях и им требовалась стимулирующая помощь. Дети не отмечали детали предметов, настроения и чувства передаваемых событий.
Составление связного пересказа выявило, что дети с ОНР характеризуются низким уровнем сформированности фразовой речи. Смысловое оформление рассказа у детей также развито недостаточно. Дети использовали отдельные слова или односложные фразы, располагали их в хаотичном порядке, что снижало сущность содержания текста.
О недоразвитии фразовой речи свидетельствовали также следующие показатели: все дети не могли интонационно выделить определенные части текста, отметить логическое ударение во фразах. У 40 % детей отмечался очень тихий голос, у 30 % — очень громкий. Дети затруднялись в изменении голосовых характеристик от тихого к громкому и наоборот, в соответствии со смыслом передаваемых текстов, у большинства из них голос звучал слабо и тихо. Несмотря на то, что дети понимали смысл текста, предъявляемого для пересказа, выделение голосом его определенных частей для них было затруднительно.
Таким образом, исследование показало, что уровень недоразвития фразовой речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР связан с нарушением лексико-грамматического строя речи, словарного запаса, интонационного оформления высказываний, низким уровнем развития внимания и памяти. Выявлена необходимость проведения логопедических занятий, направленных на коррекцию выявленных нарушений по формированию фразовой речи у всех участников исследуемой группы.
Литература:
- Ахутина, Т. В. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов / Т. В. Ахутина. — М.: АРКТИ, 1999. — 134 с.
- Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О. А. Безрукова. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.
- Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.
- Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. — 320 с.
- Ковригина, Л. В. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями:/Л. В. Ковригина. — Новосибирск, 1998. -124 с.
- Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся: монография / науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения АПН СССР / Т. А. Ладыженская. — М.: Педагогика, 1975. — 256 с.
- Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. — М.: КомКнига, 2005. — 312 с.
- Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 416 с.
- Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. — М.: Гном и Д, 2000. — 128 с.