Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сапрыкина, О. В. Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. В. Сапрыкина, Л. Н. Витязь, С. Я. Комарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 512-514. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35438/ (дата обращения: 22.12.2024).



В настоящее время наблюдается повышенное требование к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребёнка в школе во многом определяют его готовность к школьному обучению. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение, так как связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.

На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы. Формирование грамматического строя речи и словоизменения при общем недоразвитии речи происходит гораздо труднее, чем овладение словарным запасом. Формирование словоизменения осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития.

По мнению Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой, формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза, взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников при общем недоразвитии речи.

Первый этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм. Существительные:

1) дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

2) отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения. Существительные:

1) понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

2) закрепление беспредложных форм множественного числа;

3) согласование прилагательного и существительного во множественном числе.

Третий этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения. Существительные:

употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах;

согласование существительных с числительными.

Основными направлениями работы по развитию семантической стороны речи, по мнению Ю. В. Микляевой, в комплексной коррекционно-логопедической работе являются:

1) формирование взаимосвязи между мыслительным и языковым содержанием семантики предложно-падежных конструкций;

2) пропедевтика и коррекция аграмматизма, мешающего усвоению смысла предложно-падежных конструкций;

3) формирование предложно-падежной системы русского языка в процессе налаживания взаимосвязанной работы по развитию связной речи, формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восприятия и звуковой культуры речи с опорой на семантику языка.

При логопедической работе по формированию системы словоизменения необходимо учитывать уровень речевого развития ребёнка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учёта патогенеза и индивидуальных возможностей ребёнка.

Логопедическую работу по формированию системы словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1) формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;

2) закрепление системы словоизменения на уровне предложения;

3) закрепление системы словоизменения в связной речи.

Игры и упражнения с использованием грамматических тетрадей Е. М. Косиновой разработаны, чтобы научить детей: слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространённые предложения с использованием предлогов, формировать предложно падежные конструкции в речевой практике.

Например: Игра «Весёлое путешествие».

Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают всё предложение.

Мама садится …(в) машину.

Коля бежит …(по) дороге.

Автобус едет…(по) улице.

Поезда едут…(по) рельсам.

Петя любит ездить …(на) велосипеде.

Игра «Расположим красиво мебель внашей комнате».

Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задаёт вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади.

Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так же, как на картинке, комментируя свои действия: «Поставим стул слева от стола» и т. д.

Игра «Солнечный зайчик»

Логопед с помощью зеркала показывает солнечного зайчика и говорит детям: «Ищите зайчика, а найдёте — ответьте, куда он спрятался».

Зайчик на скамейке.

Зайчик под скамейкой» и т. п.

Таким образом, нами были выделены основные направления практического усвоения детьми с общим недоразвитием речи словоизменения имён существительных.

На базе этих направлений были подобраны нужные игры и упражнения для отработки успешного применения навыков словоизменения имён существительных детьми с общим недоразвитием речи.

Литература:

1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопеду и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: Детство-Пресс, 2006.

2. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.II: Словарный запас и грамматический строй. — М.: АРКТИ, 1998.

3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Детство-Пресс, 2007.

4. Ковайкина Е. В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи // Логопед. — № 3. –2007. — С. 34–36.

5. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. — СПб.: КАРО, 2006. — 80 с.

6. Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

7. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Наука-Питер, 2006.

8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. — СПб.: Изд. «Союз», 2001.

9. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии; под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968. — С. 67–185.

10. Микляева Ю. В. Развитие семантической стороны речи в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (на примере предложно-падежных конструкций): автореф. дис. … канд. пед. наук. М.., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, логопедическая работа, множественное число, ребенок, формирование системы словоизменения, формирование словоизменения, единственное число, закрепление системы словоизменения, игра, связная речь.


Похожие статьи

Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задать вопрос