Особенности страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 22.03.2018

Статья просмотрена: 1503 раза

Библиографическое описание:

Азоркина, Я. В. Особенности страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Я. В. Азоркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48874/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассмотрена проблема особенностей и проявления страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрываются разные точки зрения различных авторов по проблеме страхов у детей в дошкольном возрасте. Особое внимание уделено особенностям проявления страхов у детей с общим недоразвитием речи, указаны причины и выделены наиболее встречающиеся страхи.

Ключевые слова: страх, общее недоразвитие речи, эмоциональные комплексы.

Нет такого ребёнка, который никогда бы не испытывал какие — либо эмоции. Волнение, грусть, страх удовольствие, стыд, тревога, радость — важные эмоции в психической жизни ребёнка. Когда на ребёнка действует большое количество страхов, у него меняется поведение и появляется сомнение в себе. Проблема особенностей страхов волнует общество и сегодня.

Существуют разные точки зрения зарубежных и отечественных учёных по проблеме страха в детском возрасте.

К. Изард отмечает, что «страх — это очень мощная эмоция, которая переживается как тревожное предчувствие и тревога» [4, c. 138].

По мнению Й. Раншбург, страх определяется эмоциональным состоянием, которое возникает перед определенным событием и как бы предвещает подходящую неудачу.

В психологическом словаре А. В. Петровского понятию «страх» дается следующее определение — это эмоция, которая возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека, и направленная на источник действительной или воображаемой угрозы» [5, с. 202].

А. И. Захаров в своих исследованиях страх определяет как аффективное (эмоционально заостренное) воспроизведение в человеческом сознании определённой угрозы для его благополучной жизни и положительного самочувствия.

Особенности страхов в детском возрасте исследовали В. И. Гарбузов, С. В. Дворяк, А. И. Захаров, Е. И. Рогов, А. С. Спиваковская, Б. Г. Херсонский, С. Г. Файберг и другие.

Прежде чем разобрать аспекты проявления страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, рассмотрим понятие страха с точки зрения психологической науки.

Страх — это психическое состояние, обусловленное реальными или представляющимися ужасами. Страх предметен, касается определенной вещи, это универсальная детская реакция, меняющаяся с возрастом. Страх выполняет разнообразные функции в психологической жизни человека, несмотря на то, что он имеет и отрицательные стороны. Он даёт определенный опыт в процессе формирования человеческой личности.

По словам О. М. Дьяченко, «страх — это психическое состояние, которое происходит на основе инстинкта самосохранения как реакция на воображаемую опасность. У страха есть множество причин как субъективного характера (эмоционально-волевая устойчивость, мотивация и др.), так и объективного характера (сложность задач, помехи, особенности определённой ситуации и т. д.). На сегодняшний день существуют разнообразные формы страхов: боязнь, испуг и т. д». [3, с. 107].

Чаще всего страх имеет кратковременный характер, исчезает с возрастом, обратим, не затрагивает глубинные ценности человека. Приобретают защитное значение некоторые формы страха, потому что дают возможность избегать встречи с объектом, предметом страха.

При разных страхах у ребёнка могут наблюдаться навязчивые движения и действия, он может моргать, хмурить брови, кусать что-либо, грызть ногти (онигофагия) и многое другое.

Страх имеет защитную функцию, сопровождается инстинктом самосохранения, что отражается на физиологических процессах: выделении желудочного сока, частоте дыхания и пульса, изменении артериального давления.

Существует различное количество причин проявления детских страхов, например, отношение родителей к ребёнку имеет авторитарный характер; ситуация, которая травмирует ребёнка не один раз; болезнь; стресс; высокая чувствительность и восприимчивость; воображение самого ребёнка; наличие неврозов. Также причиной появления страха у ребёнка может послужить слишком громкий звук или внезапное прикосновение и т. д.

В последнее время возрастает число детей, которые имеют отклонения в развитии. Дети с общим недоразвитием речи составляют одну из групп с отклоняющимся развитием.

Общее недоразвитие речи представляет собой расстройство речи, при котором нарушаются все компоненты речевой системы, имеется в виду смысловая сторона речи (лексики и грамматики) и звуковой стороны (фонетики) при сохранном интеллекте и слухе.

Изучением эмоционально-личностной сферы детей с различными речевыми нарушениями занимались С. М. Валявко, Т. Н. Волковская, А. И. Захаров, И. Ю. Левченко и другие исследователи.

Дети с общим недоразвитием речи в большей степени подвержены невротическим расстройствам и появлению страхов. Это негативно сказывается на психическом здоровье ребёнка с недостатками в речи, ограничивает его социальные возможности.

«Говоря о дошкольниках с общим недоразвитием речи, можно выделить ряд важнейших особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы:

– Незрелость эмоционально-волевой сферы;

– Органический инфантилизм;

– Нескоординированность эмоциональных процессов;

– Особенно гиперактивность, импульсивность, склонность к аффетивным вспышкам;

– Тревожность и страхи» [2, с. 244].

Многие ученые отмечают, что именно страхи являются показателем нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми патологиями. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируются в достаточно широком диапазоне: опасение, боязнь, испуг или ужас.

Различные виды страхов появляются у детей к дошкольному возрасту: страх при появлении неизвестного или необычного человека, неожиданный резкий звук. Бывает, что ребёнок может бояться темноты, оставаться один, врача и особенно стоматолога, сказочных персонажей. Интенсивные, длительные патологические страхи, с которыми ребёнок не может справиться без помощи взрослого, приводят к возникновению негативных черт личности, нарушению адаптации в обществе и многим другим нежелательным последствиям. В таком случае ребёнку потребуется быстрая и правильная диагностика, а потом уже и коррекция состояния страха. Довольно важна данная проблема для детей дошкольного возраста, а особое внимание стоит уделить детям с общим недоразвитием речи.

«Основываясь на результатах работ многих специалистов по выявлению и исследованию психологических особенностей страхов у дошкольников с недостатками речевого развития (общее недоразвитие речи), можно сделать вывод о том, что большинство детей с ОНР испытывают как возрастные, так и специфические страхи» [1, с. 245].

На основе этого можно выделить наиболее встречающиеся страхи, которые испытывают дошкольники с общим недоразвитием речи, в большей мере:

– страхи, связанные с причинением физического ущерба;

– социально-опосредованные страхи;

– медицинские страхи;

– страх смерти;

– страх темноты и страшных снов.

Данные страхи характеризуются возрастными проявлениями онтогенеза, значительной яркостью переживания, условиями воспитания в семье, близкой взаимозависимостью с эмоциями матери и её страхами.

У многих детей с общим недоразвитием речи имеется фрустрация на своём речевом дефекте. Это проявляется в волнении и неуверенности в себе, но не имеет отношения к взаимоотношениям в обществе и не сказывается на речевой активности. Но если взрослые часто напоминают ребёнку о речевом дефекте, то это усиливает переживание ребёнка.

Таким образом, мы рассмотрели особенности страхов у детей с общим недоразвитием речи. У детей в дошкольном возрасте меняется отношение ко взрослым, к сверстникам, к окружающему миру, и претерпевают свои изменения мотивы поведения. Из этого следует, что у детей на данном этапе развития встречается большое количество страхов. Здесь уместно будет сказать о том, что чем раньше начата коррекционно-развивающая работа с ребёнком, тем лучше будет ее результат. Дети с речевой патологией более подвержены влиянию страхов, чем нормально развивающиеся сверстники, потому что дети с общим недоразвитием речи импульсивны, тревожны, трудны в общении. И самой важной будет поддержка со стороны взрослых, потому что без помощи взрослого ребёнку не справиться в борьбе со страхами.

Литература:

  1. Велиева, С. В.Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — СПб: Речь, 2005. — 240с.
  2. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 360 с.
  3. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии — 2001. — № 2. — С. 107.
  4. Изард, К. Э. Эмоции человека/ К. Э. Изард. — М:Директ-Медиа, 2016. — 954 с.
  5. Петровский, А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь — М.: Политиздат, 2005. — 431 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, страх, дошкольный возраст, ребенок, детский возраст, особенность страхов, особое внимание, помощь взрослого, психическое состояние, речевой дефект.


Ключевые слова

общее недоразвитие речи, страх, эмоциональные комплексы

Похожие статьи

Особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их влияние на овладение детьми навыком чтения в дальнейшем, приведены результаты теоретического анализа литературы по данной т...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...

Изучение уровня сформированности слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье освещены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей проявления недоразвития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных был...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье описывается процесс формирования словообразования в онтогенезе, последовательность усвоения языковых схем и моделей детьми. Рассматриваются специфические особенности развития речи и высших психических функций детей с общим недоразвити...

Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены результаты диагностики словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе анализа были выделены типичные особенности словарного запаса данной категории детей. Полученные данные могут быть полезны специалистам, ос...

Особенности развития произвольной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье отражены результаты исследования произвольной памяти у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Даётся описание таких параметров памяти как объём запоминаемого материала, скорость запоминания, длительность, прочность хранения и...

Особенности формирования связной речи у детей с заиканием

В данной работе рассмотрена особенность формирования связного высказывания у детей с заиканием. Охарактеризованы причины заикания, описаны особенности речевого развития дошкольников с заиканием, а также обоснованы пути речи у дошкольников с заиканием...

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...

Похожие статьи

Особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их влияние на овладение детьми навыком чтения в дальнейшем, приведены результаты теоретического анализа литературы по данной т...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...

Изучение уровня сформированности слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье освещены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей проявления недоразвития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных был...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье описывается процесс формирования словообразования в онтогенезе, последовательность усвоения языковых схем и моделей детьми. Рассматриваются специфические особенности развития речи и высших психических функций детей с общим недоразвити...

Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены результаты диагностики словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе анализа были выделены типичные особенности словарного запаса данной категории детей. Полученные данные могут быть полезны специалистам, ос...

Особенности развития произвольной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье отражены результаты исследования произвольной памяти у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Даётся описание таких параметров памяти как объём запоминаемого материала, скорость запоминания, длительность, прочность хранения и...

Особенности формирования связной речи у детей с заиканием

В данной работе рассмотрена особенность формирования связного высказывания у детей с заиканием. Охарактеризованы причины заикания, описаны особенности речевого развития дошкольников с заиканием, а также обоснованы пути речи у дошкольников с заиканием...

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...

Задать вопрос