В данной статье рассмотрена проблема особенностей и проявления страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрываются разные точки зрения различных авторов по проблеме страхов у детей в дошкольном возрасте. Особое внимание уделено особенностям проявления страхов у детей с общим недоразвитием речи, указаны причины и выделены наиболее встречающиеся страхи.
Ключевые слова: страх, общее недоразвитие речи, эмоциональные комплексы.
Нет такого ребёнка, который никогда бы не испытывал какие — либо эмоции. Волнение, грусть, страх удовольствие, стыд, тревога, радость — важные эмоции в психической жизни ребёнка. Когда на ребёнка действует большое количество страхов, у него меняется поведение и появляется сомнение в себе. Проблема особенностей страхов волнует общество и сегодня.
Существуют разные точки зрения зарубежных и отечественных учёных по проблеме страха в детском возрасте.
К. Изард отмечает, что «страх — это очень мощная эмоция, которая переживается как тревожное предчувствие и тревога» [4, c. 138].
По мнению Й. Раншбург, страх определяется эмоциональным состоянием, которое возникает перед определенным событием и как бы предвещает подходящую неудачу.
В психологическом словаре А. В. Петровского понятию «страх» дается следующее определение — это эмоция, которая возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека, и направленная на источник действительной или воображаемой угрозы» [5, с. 202].
А. И. Захаров в своих исследованиях страх определяет как аффективное (эмоционально заостренное) воспроизведение в человеческом сознании определённой угрозы для его благополучной жизни и положительного самочувствия.
Особенности страхов в детском возрасте исследовали В. И. Гарбузов, С. В. Дворяк, А. И. Захаров, Е. И. Рогов, А. С. Спиваковская, Б. Г. Херсонский, С. Г. Файберг и другие.
Прежде чем разобрать аспекты проявления страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, рассмотрим понятие страха с точки зрения психологической науки.
Страх — это психическое состояние, обусловленное реальными или представляющимися ужасами. Страх предметен, касается определенной вещи, это универсальная детская реакция, меняющаяся с возрастом. Страх выполняет разнообразные функции в психологической жизни человека, несмотря на то, что он имеет и отрицательные стороны. Он даёт определенный опыт в процессе формирования человеческой личности.
По словам О. М. Дьяченко, «страх — это психическое состояние, которое происходит на основе инстинкта самосохранения как реакция на воображаемую опасность. У страха есть множество причин как субъективного характера (эмоционально-волевая устойчивость, мотивация и др.), так и объективного характера (сложность задач, помехи, особенности определённой ситуации и т. д.). На сегодняшний день существуют разнообразные формы страхов: боязнь, испуг и т. д». [3, с. 107].
Чаще всего страх имеет кратковременный характер, исчезает с возрастом, обратим, не затрагивает глубинные ценности человека. Приобретают защитное значение некоторые формы страха, потому что дают возможность избегать встречи с объектом, предметом страха.
При разных страхах у ребёнка могут наблюдаться навязчивые движения и действия, он может моргать, хмурить брови, кусать что-либо, грызть ногти (онигофагия) и многое другое.
Страх имеет защитную функцию, сопровождается инстинктом самосохранения, что отражается на физиологических процессах: выделении желудочного сока, частоте дыхания и пульса, изменении артериального давления.
Существует различное количество причин проявления детских страхов, например, отношение родителей к ребёнку имеет авторитарный характер; ситуация, которая травмирует ребёнка не один раз; болезнь; стресс; высокая чувствительность и восприимчивость; воображение самого ребёнка; наличие неврозов. Также причиной появления страха у ребёнка может послужить слишком громкий звук или внезапное прикосновение и т. д.
В последнее время возрастает число детей, которые имеют отклонения в развитии. Дети с общим недоразвитием речи составляют одну из групп с отклоняющимся развитием.
Общее недоразвитие речи представляет собой расстройство речи, при котором нарушаются все компоненты речевой системы, имеется в виду смысловая сторона речи (лексики и грамматики) и звуковой стороны (фонетики) при сохранном интеллекте и слухе.
Изучением эмоционально-личностной сферы детей с различными речевыми нарушениями занимались С. М. Валявко, Т. Н. Волковская, А. И. Захаров, И. Ю. Левченко и другие исследователи.
Дети с общим недоразвитием речи в большей степени подвержены невротическим расстройствам и появлению страхов. Это негативно сказывается на психическом здоровье ребёнка с недостатками в речи, ограничивает его социальные возможности.
«Говоря о дошкольниках с общим недоразвитием речи, можно выделить ряд важнейших особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы:
– Незрелость эмоционально-волевой сферы;
– Органический инфантилизм;
– Нескоординированность эмоциональных процессов;
– Особенно гиперактивность, импульсивность, склонность к аффетивным вспышкам;
– Тревожность и страхи» [2, с. 244].
Многие ученые отмечают, что именно страхи являются показателем нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми патологиями. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируются в достаточно широком диапазоне: опасение, боязнь, испуг или ужас.
Различные виды страхов появляются у детей к дошкольному возрасту: страх при появлении неизвестного или необычного человека, неожиданный резкий звук. Бывает, что ребёнок может бояться темноты, оставаться один, врача и особенно стоматолога, сказочных персонажей. Интенсивные, длительные патологические страхи, с которыми ребёнок не может справиться без помощи взрослого, приводят к возникновению негативных черт личности, нарушению адаптации в обществе и многим другим нежелательным последствиям. В таком случае ребёнку потребуется быстрая и правильная диагностика, а потом уже и коррекция состояния страха. Довольно важна данная проблема для детей дошкольного возраста, а особое внимание стоит уделить детям с общим недоразвитием речи.
«Основываясь на результатах работ многих специалистов по выявлению и исследованию психологических особенностей страхов у дошкольников с недостатками речевого развития (общее недоразвитие речи), можно сделать вывод о том, что большинство детей с ОНР испытывают как возрастные, так и специфические страхи» [1, с. 245].
На основе этого можно выделить наиболее встречающиеся страхи, которые испытывают дошкольники с общим недоразвитием речи, в большей мере:
– страхи, связанные с причинением физического ущерба;
– социально-опосредованные страхи;
– медицинские страхи;
– страх смерти;
– страх темноты и страшных снов.
Данные страхи характеризуются возрастными проявлениями онтогенеза, значительной яркостью переживания, условиями воспитания в семье, близкой взаимозависимостью с эмоциями матери и её страхами.
У многих детей с общим недоразвитием речи имеется фрустрация на своём речевом дефекте. Это проявляется в волнении и неуверенности в себе, но не имеет отношения к взаимоотношениям в обществе и не сказывается на речевой активности. Но если взрослые часто напоминают ребёнку о речевом дефекте, то это усиливает переживание ребёнка.
Таким образом, мы рассмотрели особенности страхов у детей с общим недоразвитием речи. У детей в дошкольном возрасте меняется отношение ко взрослым, к сверстникам, к окружающему миру, и претерпевают свои изменения мотивы поведения. Из этого следует, что у детей на данном этапе развития встречается большое количество страхов. Здесь уместно будет сказать о том, что чем раньше начата коррекционно-развивающая работа с ребёнком, тем лучше будет ее результат. Дети с речевой патологией более подвержены влиянию страхов, чем нормально развивающиеся сверстники, потому что дети с общим недоразвитием речи импульсивны, тревожны, трудны в общении. И самой важной будет поддержка со стороны взрослых, потому что без помощи взрослого ребёнку не справиться в борьбе со страхами.
Литература:
- Велиева, С. В.Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — СПб: Речь, 2005. — 240с.
- Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 360 с.
- Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии — 2001. — № 2. — С. 107.
- Изард, К. Э. Эмоции человека/ К. Э. Изард. — М:Директ-Медиа, 2016. — 954 с.
- Петровский, А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь — М.: Политиздат, 2005. — 431 с.