Логопедия как область науки и практики включает в себя не только коррекцию речевых нарушений, но и работу с психоэмоциональными аспектами, которые могут значительно влиять на процесс обучения и социализации детей. Дети с различными психоэмоциональными особенностями, такими как тревожность, агрессивность, аутизм и др., требуют индивидуализированного подхода и специальных методов работы.
Психоэмоциональные особенности детей могут быть связаны с различными факторами, которые включают физиологические причины, семейные обстоятельства и особенности образовательной среды. Важно учитывать, что дети ещё не обладают зрелыми механизмами психологической защиты и не всегда могут выразить словами состояние, в котором пребывают в данный момент или на протяжении длительного времени. Поэтому напряжение часто выражается через движения, поведение или эмоции: капризы, агрессию, замкнутость, нарушения сна или аппетита.
Цель научной статьи заключается в изучении и систематизации различных психоэмоциональных особенностей детей, их причин и способов коррекции негативных эмоциональных и психологических характеристик на определённом возрастном этапе.
Психоэмоциональные особенности детей — это характеристики эмоциональной сферы ребёнка, которые проявляются в поведении, переживаниях и отношениях с окружающими.
По данным главного психиатра Минздрава в России от 40 % до 60 % детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют различные психологические трудности, требующие внимания специалиста.
Данные особенности возникают в результате влияния семейной обстановки, общения со сверстниками и определённых возрастных изменений. Мы выделили особенности эмоциональной сферы в младенческом возрасте, раннем детстве и дошкольном возрасте и определили каждый из возрастных этапов следующим образом:
Младенческий возраст (0–1 год):
– Эмоциональные проявления кратковременны, неустойчивы, проявляются бурно. Ребёнок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.
– Эмоции направлены на человека, окружающие предметы и собственные действия (радость, огорчение, обида, тревога).
– Возникает эмоциональный отклик на разнообразную музыку, певческая, двигательная активность, эмоциональная реакция на яркие, красочные предметы или игрушки.
– Зарождается начальная форма самосознания: ребёнок выделяет себя как субъект общения и обращения к нему взрослого, чувствует отношение к себе, что является основой зарождающейся самооценки.
Раннее детство (1–3 года):
– Характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребёнка.
– Желания неустойчивы и быстро сменяющиеся, ребёнок не может контролировать и сдерживать их.
– В конце периода (при приближении к кризису 3 лет) наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребёнок.
– Развитие эмоционально-потребностной сферы во многом зависит от характера общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Дошкольный возраст (3–7 лет):
– Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние в большинстве зависит от физического комфорта.
– На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, чаще всего могут быть очень субъективными.
– В старшем дошкольном возрасте актуализируется новый механизм эмоциональной регуляции поведения — эмоциональная коррекция поведения.
К новообразованию конца дошкольного возраста относится становление произвольности эмоциональных процессов — появление способности подчинять собственные непосредственные желания сознательно поставленным целям.
Очень часто нарушение звукопроизношение может являться одним из симптомов более серьёзного речевого расстройства, связанного с поражением головного мозга. После выявления симптомов, логопед может направить ребёнка на консультацию к неврологу или психологу, чтобы подтвердить нарушение и скорректировать дальнейший процесс лечения.
По исследованиям Яковлевой Л. В., Волкова Д. С., Семенова Е. Л., Беловой Т. П. и Петренко И. Г. за 2023–2024 год, наиболее распространёнными психоэмоциональными особенностями в логопедии являются состояния детей с речевыми нарушениями, которые проявляются в тревожности (около 70–80 % встречаемости), агрессии (40–50 %), замкнутости (30 %) и особенностях самооценки (60–70 %). Эти особенности связаны с механизмом и структурой речевого дефекта, и требуют учёта в коррекционно-развивающей работе.
Опираясь на материал статей «Особенности эмоционального развития детей раннего возраста» и «Психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста: сравнительный анализ» Мы составили качественную модель, определяющую процентное соотношение проявления наиболее распространённых психоэмоциональных особенностей у детей на определённом возрастном этапе:
– Речевая тревожность — склонность к переживанию особого эмоционального состояния в момент речи, беспокойство, опасения, связанные с собственной речью и проявляющиеся в эмоциональном напряжении, связанном с боязнью неудачи в процессе акта общения или выступления на публике.
– Задержка психического развития (ЗПР) — это промежуточное состояние психического недоразвития между интеллектуальной нормой и лёгкой степенью умственной отсталости. Дети с ЗПР часто сталкиваются с трудностями в усвоении учебного материала, имеют ограниченные возможности восприятия информации и её понимания.
– Расстройство аутистического спектра (РАС) у детей — это обширная группа нейропсихических расстройств, возникающих из-за нарушения функции головного мозга. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый 100-й ребёнок на планете имеет РАС — число детей с данным видом нарушений ежегодно увеличивается на 13 %. Дети с РАС часто не принимают участие в общих занятиях и играх, делают это без особого вовлечения в процесс.
– Агрессивное поведение — следствие затруднений в коммуникации, когда ребёнок не способен выразить свои чувства и потребности словами. Чаще всего агрессия у детей проявляется в отношении сверстников, реже — взрослых. К причинам агрессивного поведения детей часто относятся несформированность средств общения или фрустрация, когда ребёнок сталкивается с препятствиями для удовлетворения потребностей.
– Заниженная самооценка — осознание ребёнком своего дефекта может привести к формированию «комплекса неполноценности», стеснительности, робости, неуверенности в себе и истощаемости нервной системы. Недостаточность опыта продуктивной деятельности и межличностного взаимодействия могут привести к недооценке ребёнком собственных возможностей.
– Олигофрения (умственная отсталость) — врождённая или приобретённая в период развития задержка либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Дети с олигофренией имеют ограниченных словарный запас — они склонны к использованию коротких фраз и простых предложений, часто допускают ошибки в их построении.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на, исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями используются методы, направленные на устранение нарушений в эмоционально-волевой сфере.
Мы проанализировали методы логопедической деятельности, каждый из которых оказывает наиболее эффективное воздействие на определённый вид психоэмоциональных особенностей в процессе коррекции для возможного достижения более благоприятных результатов.
Мы изучили эмоциональные и психологические особенности детей на определённых возрастных этапах и систематизировали методы работы, основываясь на степени эффективности влияния конкретного метода на коррекцию и нормализацию нарушения или особенности психики ребёнка:
– Арт-терапия (2–7 лет) — специализированный метод, основанный на применении изобразительного искусства и творческой деятельности. Цель метода состоит в гармонизации развития личности ребёнка через развитие способности самовыражения и самопознания через работу с различными материалами.
- Изотерапия — работа по созданию личного рисунка, задания на превращения одного изображения в другое.
- Имаготерапия — игры-драматизации и игры-инсценировки небольших сказок и стихотворений, которые помогают корректировать способы передачи эмоций с помощью мимики, пантомимики.
- Сказкотерапия — пересказ сказки по ролям или диалога между персонажами, который решает задачи коррекции интонации, высоты, длительности звуков.
– Логопедический массаж (2–7 лет) — специальная методика, направленная на коррекцию речевых расстройств путём механического воздействия на мышцы артикуляционного аппарата, лица и шеи.
Включает в себя следующие виды массажа:
- Ручной (классический). Выполняется руками логопеда с использованием различных приёмов: поглаживание, растирание, разминание, пощипывание.
- Точечный. Отличается воздействием на конкретные точки, в которых сконцентрированы нервные окончания, что позволяет добиться стимулирующего или расслабляющего эффекта.
- Аппаратный. Задействуется специально разработанная вакуумная или вибрационная аппаратура с определённым видом воздействия на артикуляционные органы.
- Зондовый. Производится при помощи специальных палочек(зондов) с разными наконечниками с целью воздействия на мышцы лица.
- Самомассаж. Массирование групп мышц своими руками без помощи другого человека.
– Музыкальная терапия (не имеет возрастных ограничений) — метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
– Игровая терапия (3–7 лет) — метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание тою, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, страх перед окружающими.
– Сенсорная интеграция (сенсорное воспитание; 3–7 лет) — метод, стимулирующий несколько видов восприятия на каждом занятии, исходя из его темы и цели. Представляет собой работу с сенсорными материалами (песок, вода, текстуры) для улучшения восприятия и координации движений, что может положительно сказаться на речевом развитии ребёнка.
– Индивидуальные занятия (3–7 лет) — разработка индивидуальных программ, учитывающих психоэмоциональное состояние ребенка, его интересы и особенности. Занятие может включать как речевые упражнения, так и работу над эмоциональным состоянием. Рекомендуются для детей старше 3,5 лет, которые могут эффективно контактировать с незнакомым взрослым человеком.
– мотивации к коррекции звукопроизношения и развитию речи.
- Пищевое поощрение: ребёнок получает небольшое угощение в течение занятия или по его окончании.
- Непищевое материальное поощрение: наклейки, стикеры, смайлики, любимую игра или деятельность ребёнка в конце занятия.
- Социальное поощрение взрослым: похвала, одобрение.
- Социальное самопоощрение: «самопохвала» ребёнка.
– Психогимнастика (5–7 лет) — это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям.
– Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ; 6–7 лет) — направленный и структурированный подход, который помогает понять и изменить негативные мысли и поведенческие шаблоны. Представляет собой использование техник для изменения негативных мыслительных паттернов и формирования позитивного отношения к себе и своим способностям.
– Работа с родителями (не имеет возрастных ограничений) — вовлечение родителей в процесс логопедической работы, обучение их методам поддержки ребенка дома.
Данный метод способствует повышению компетентности родителей в вопросах речевого развития: логопед объясняет, почему нужно ответственно относиться к рекомендациям и домашним заданиям. Большое значение имеет обучение родителей конкретным методикам логопедической работы, чтобы помощь ребёнку осуществлялась как на занятиях, так и на дому.
В результате анализа данной темы были систематизированы и уточнены представления о психоэмоциональных особенностях детей. Установлено, что значимыми элементами в их формировании выступают не только возрастные закономерности становления нервной системы, но и социально-психологический контекст, включающий стиль семейного воспитания и групповые нормы в детском коллективе.
Таким образом, представленные в статье теоретические модели предоставляют целостный взгляд на происхождение психоэмоциональной сферы ребёнка, включающей в себя биологические и социальные факторы.
Литература:
- В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова, «Логопсихология» — 2. — М.: Академия, 2006. — 320 c.
- Волковская Т. Н. «Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи»: учебно-методическое пособие. М.: Национальный книжный центр, 2015. — 145 с.
- Е. С. Багинская, «Психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста: сравнительный анализ».
- Ледина, И. О. «Некоторые аспекты коррекции нарушений поведения в процессе логопедической работы с детьми» / И. О. Ледина.// Дефектология Проф: [сайт]. — URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/nekotoryie_aspektyi_korrekczii_narushenij_povedeniya_v_proczesse_logopedicheskoj_rabotyi_s_detmi/ (дата обращения: 01.12.2025).
- Баенская Е. Р. «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)». М.: Теревинф, 2007.
- Н. С. Ежкова, «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» /Н. С. Ежкова. — М: ВЛАДОС, 2010 г.

