Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 08.06.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Радаева, Е. М. Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития / Е. М. Радаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115407/ (дата обращения: 30.06.2024).



В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружающей среды на их адаптацию в обществе. Работа содержит практические рекомендации для педагогов, родителей и специалистов по работе с детьми с задержкой психического развития.

Ключевые слова: психическое развитие, агрессивное поведение, школьный возраст, задержка, окружающая среда, эмоциональное развитие, комплексный подход.

В наше время проблема агрессии стала очень популярной во всей мировой психологии. В особенности, когда мы затрагиваем проблему детской агрессии. Агрессивность — свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное [1].

В литературе имеется достаточное количество теоретических и практических разработок в области изучения агрессивного поведения.

Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Г. Б. Монина, Е. К. Лютова, Н. Л. Кряжева, К. Фопель, Ю. С. Шевченко и другие.

Понятие агрессивного поведения у детей школьного возраста включает в себя широкий спектр проявлений, которые могут быть как физическими, так и вербальными. Это могут быть драки, конфликты с учителями или сверстниками, ругань, угрозы, а также разрушительные акты.

Важно понимать, что агрессия не всегда является негативным проявлением, так как она может служить как средством самозащиты, так и способом общения. Однако, если агрессия становится систематической, неадекватной и наносит вред окружающим, то она требует внимания специалистов и коррекции.

Агрессивное поведение у детей школьного возраста часто связано с недостаточными навыками регуляции эмоций, ситуацией в семье, негативными образцами поведения, недостаточной поддержкой со стороны родителей или учителей. Для каждого ребенка агрессия может иметь свои причины и проявления, поэтому важно индивидуальный подход к каждому случаю.

Проблема агрессии детей с задержкой психического развития недостаточно изучена. Она может иметь особенности, связанные с их специфическими потребностями и возможностями. Очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения детей с задержкой психического развития, имеющих агрессивное поведение. Они могут испытывать трудности в понимании и адаптации к социальным ситуациям, что может приводить к эмоциональным выбросам. Помимо этого, некоторые дети с задержкой развития могут испытывать стресс из-за недостаточной поддержки или понимания окружающих. Формируя положительные привычки, и вырабатывая стойкий иммунитет к негативным явлениям, стимулируя способность руководить своими действиями и анализировать свои поступки, можно добиться определенной коррекции поведения агрессивных детей [2].

Для профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей школьного возраста особенно важно обращать внимание на их потребности, эмоциональное состояние, уровень коммуникации и самооценки. Необходимо развивать у детей навыки эмоциональной регуляции, конструктивного взаимодействия с окружающими, уважения к себе и другим. Важным аспектом является обучение детей альтернативным способам решения конфликтов и общения.

Важно помнить, что агрессия — это сигнал о проблеме, которую необходимо выявить и решить совместными усилиями специалистов, родителей и общества в целом.

Как отмечает В. В. Лебединский [3], периоды выраженной агрессивности ребенка, нарушающие его гармоничные отношения с окружающими, наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с моментом его наибольшей эмоциональной лабильности, с переживанием возрастных аффективных и личностных кризисов.

В свою очередь, задержка психического развития у детей представляет собой комплексный набор особенностей, которые препятствуют нормальному темпу приобретения психических навыков и знаний. Этот процесс включает в себя не только умственное, но и эмоциональное, социальное и поведенческое развитие ребенка [4]. Характеристики задержки психического развития у детей могут проявляться в различных сферах и иметь различную степень выраженности.

Одним из основных признаков задержки психического развития у детей является отставание в интеллектуальном развитии. Дети с задержкой могут испытывать трудности с пониманием абстрактных понятий, запоминанием информации, принятием решений и решением логических задач. Их интеллектуальные способности могут быть значительно ниже среднего уровня для их возраста.

Помимо интеллектуальных особенностей, дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с коммуникативными навыками. Они могут испытывать затруднения в общении с окружающими, как устным, так и письменным способом. Недостаточная развитость речи, словарного запаса, а также непонимание невербальных сигналов и жестов могут быть характерными чертами для данной группы детей.

В сфере эмоционального развития дети с задержкой также могут испытывать определенные трудности. Они могут проявлять эмоциональную неустойчивость, высокую чувствительность к стрессовым ситуациям, затруднения в контроле своих эмоций и адаптации к изменяющимся обстоятельствам. Эмоциональные выходы, агрессивное поведение или наоборот, пассивность, могут быть проявлением эмоциональных особенностей у этих детей.

На основе исследований М. С. Певзнер и Т. А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерны неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки.

Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:

1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональная неустойчивость приводит к тому, что длительное время сложно сосредоточиться на задаче из-за низкого уровня психической активности;

2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Социальные особенности также важны для понимания задержки психического развития у детей. Дети с задержкой могут испытывать трудности в установлении контактов с сверстниками, понимании социальных норм и правил взаимодействия, адаптации к коллективу. Они могут часто ощущать себя отчужденными или неуверенными в общении с другими, что влияет на их социальную адаптацию.

Таким образом, характеристики задержки психического развития у детей школьного возраста охватывают широкий спектр особенностей, затрагивающих интеллектуальную, коммуникативную, эмоциональную и социальную сферы. Понимание этих характеристик является ключевым для оказания эффективной помощи и поддержки детям с задержкой в их развитии.

Факторы, способствующие проявлению агрессивного поведения у детей с задержкой психического развития, могут иметь разнообразную природу и влиять на формирование детской личности и поведенческих моделей. Один из основных факторов — это особенности неврологического или психологического развития ребенка, которые могут привести к нарушению понимания социальных норм, эмоциональному дисбалансу или затруднениям в общении. Так, например, экспериментально доказано Гурмановым И. А, что если за поведением детей наблюдал человек, воспринимавшийся ими как лицо, склонное к агрессии, то дети проявляли больше актов агрессивного характера.

Другим важным фактором является окружающая среда, в которой находится ребенок. Неблагоприятные условия в семье, например, наличие конфликтов, насилия, отсутствие эмоциональной поддержки, а также недостаточное внимание к потребностям и развитию ребенка могут способствовать возникновению агрессивного поведения. Было доказано Лебединским В. В. и Бреславом Г. М., что в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность агрессивных проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями неагрессивных детей. Более того, отношение родителей к поведению ребенка также различно [3]. Отсутствие возможности общения со сверстниками, социальной изоляции также могут оказывать негативное воздействие на детей с задержкой психического развития, стимулируя проявление агрессивности.

Также важным фактором является недостаточный уровень социализации и адаптации к общественным нормам, что увеличивает шансы на негативное поведение у ребенка. Некоторые дети с задержкой психического развития сталкиваются с трудностями в адаптации к школьной среде, чувствуют себя неуверенно, что может провоцировать агрессивное поведение как форму защитной реакции.

Работа с такими детьми требует комплексного подхода и вовлечения специалистов из разных областей для эффективного понимания и коррекции факторов, способствующих проявлению агрессивного поведения.

Окружающая среда играет значительную роль в формировании поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития. Составляющие окружающей среды, такие как семья, школа, друзья, социальные условия, могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на детей с задержкой развития, формируя их поведенческие модели и реакции на окружающую действительность.

В семейной среде дети получают первые уроки социализации и усваивают правила общения. Для детей со специфическими потребностями такие уроки могут быть особенно важны, поскольку они могут испытывать затруднения в понимании социальных норм и правил. Поддержка и понимание со стороны семьи способствуют формированию у детей позитивного отношения к окружающим, снижению уровня стресса и конфликтов, что в свою очередь может снизить проявление агрессивного поведения.

Школьная среда также оказывает влияние на детей с задержкой психического развития. Отношения с учителями, адаптация к школьной программе, взаимодействие с одноклассниками — все это формирует психологическое состояние и поведение детей. Негативный опыт в школе, отсутствие поддержки со стороны педагогов и сверстников, сложности в учебе могут стать причиной возникновения агрессивного поведения у детей с задержкой развития.

Друзья и окружение также оказывают влияние на поведение детей школьного возраста. Хорошее общение с друзьями, поддержка, участие в общественных мероприятиях могут способствовать психологическому комфорту и уверенности ребенка. В то же время, негативное окружение, включая вредные привычки или агрессивное поведение окружающих, может повлиять на формирование антиобщественного поведения у детей.

Таким образом, окружающая среда имеет огромное значение для детей школьного возраста с задержкой психического развития. Поддержка семьи, доброжелательное общение в школе, позитивное окружение — все это способствует психологической стабильности, снижает уровень стресса и конфликтов, что в свою очередь помогает предотвращать проявление агрессивного поведения у детей со специальными потребностями. Создание благоприятной социальной среды для таких детей — важная задача общества и социальных институтов.

В специальной психологии особенности эмоционального развития, изучение его нарушений и пути оптимизации эмоциональной сферы детей нашли свое отражение в трудах В. В. Лебединского [3],Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой, Т. А. Добровольской [2].

Для коррекции агрессивного поведения у детей с задержкой психического развития необходимо использовать комплексный подход, включающий в себя различные методы и стратегии. Основные методы и подходы к коррекции такого поведения направлены на улучшение адаптации ребенка в обществе, повышение его социальных навыков и снижение уровня агрессии.

Одним из ключевых методов является психологическое консультирование и терапия. Психологические сеансы помогают выявить причины агрессии, научить ребенка управлять своими эмоциями, развить навыки коммуникации и улучшить самооценку. Эмоциональная поддержка и индивидуальные рекомендации специалистов играют важную роль в процессе коррекции поведения.

Когнитивно-поведенческая терапия также эффективна при работе с детьми с задержкой психического развития. Через изменение негативных мыслей и установок, ребенок может научиться контролировать свои действия и реакции в конфликтных ситуациях. Постепенное формирование новых поведенческих паттернов и привитие адаптивных стратегий помогут снизить агрессивное поведение.

Совместные усилия всех сторон помогут создать благоприятные условия для развития позитивного поведения у ребенка и уменьшения проявлений агрессии.

Игровая терапия тоже может быть эффективным методом коррекции агрессивного поведения. Через игровую деятельность ребенок сможет выразить свои чувства и эмоции, научиться решать конфликты и взаимодействовать с окружающими. Ролевые игры и творческие занятия помогут ребенку развивать свои социальные навыки и повысить уровень самоконтроля.

В заключении можно отметить, что проблема проявления агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития является многогранной и требует комплексного подхода. В ходе изучения данной проблемы было выявлено, что понимание характеристик задержки психического развития у детей является важным аспектом для правильной коррекции и поддержки таких детей.

Факторы, способствующие проявлению агрессивного поведения у детей с задержкой психического развития, оказывают существенное влияние на формирование их поведенческих реакций. Отсутствие своевременной поддержки и адекватного педагогического воздействия также может усугублять проблему агрессии у данных детей.

Системный подход, включающий психологическую, педагогическую и медицинскую помощь, позволит добиться наилучших результатов в работе с такими детьми. В целом, для успешной коррекции агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития необходимо сочетание понимания особенностей их психологического состояния, поддержки окружающей среды и применения индивидуально подобранных методов работы.

Работа в этом направлении требует внимания специалистов различных областей и тесного взаимодействия с родителями и учителями для создания благоприятной среды, способствующей полноценному развитию каждого ребенка.

Литература:

  1. Андрюшина Л. О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис.... канд. психол. наук. — Тверь, 2003. — 202 c.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 248 с.
  3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие–– М.: Издательство Московского университета, 1985
  4. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1973. — 165 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, агрессивное поведение, ребенок, школьный возраст, задержка, окружающая среда, комплексный подход, эмоциональное развитие, задержка развития, поведение детей.


Похожие статьи

Задать вопрос