Ключевые слова: ребенок, психическое развитие, дефект речи, нарушение речи, ограниченная возможность здоровья, мое мнение
Человек родился! Сколько радости, тревоги испытывают его родители! Сколько ожиданий, вольно или невольно, они возлагают на него… Видят его успешным спортсменом, блогером, финансистом…. С нетерпением ждут лепета ребенка, его первые слова. Но что делать, если все идет не по плану?
Человек рождается на свет, будучи запрограммирован на определенную последовательность развития речи. И если речь ребенка не развивается, то нарушается эта естественная последовательность, и здесь необходима помощь, в том числе и учителя-логопеда.
В прошлом дефекты речи не воспринимались как болезнь, требующая лечения. У кого-то эти проблемы проходили сами, остальные же говорили так, как могли. Впервые корректировать речь детей, обладающих слабым слухом, попытались в XVII веке в Европе. Если же у человека был хороший слух, но он просто не мог выговаривать несколько звуков, то исправлять это не пытались, считая это необязательным. Долгое время считали, что у дефектов речи физическая подоплека и лечить их нужно медицинскими препаратами. Лишь в середине ХХ века обратили внимание на психологические методы.
Еще 50 лет назад профессия «логопед» относилась к категории редких видов деятельности, о ней нечасто говорили. И при слове «логопед» люди представляли себе Ролана Быкова в роли чудака, исправляющего «фифекты ечи» и «фикции». Речевые нарушения, конечно, были и тогда. И у детей, и у взрослых. Была и афазия, и дизартрия, и заикание, и, конечно, дислалия. Но количество детей с нарушениями речи было значительно ниже.
По мнению общества, логопед — достаточно простая профессия, и заключается она лишь в нормализации звукопроизношения. И наиболее частый запрос от родителей: «Научите моего ребенка правильно говорить букву Р». Но последние годы развенчивают этот миф…
Не будем сейчас обращаться к причинам роста речевых нарушений. Обратим внимание лишь на одно — растет не просто количество детей, не умеющих правильно произносить звуки родного языка, не умеющих изменять, образовывать слова, затрудняющиеся в выделении звука на уровне слова… Растет количество детей, имеющие сложные механизмы нарушения речи, нарушения носят множественный характер. Задача логопеда — совместно с другими специалистами найти поломку и скомпенсировать или скорректировать её. Да, порой это сложно, а иногда кажется и вовсе невозможным.
Дефект речи как снежный ком — начинается с малого и обрастает всё новыми и новыми проблемами, если его не исправлять. И чем позже родители начинают прислушиваться к логопедам и обращаются к ним за помощью, тем сложнее помочь ребенку. Ведь речевые дефекты, если их не исправлять, влекут за собой сложные ситуации с депривацией, ребёнок отказывается общаться — он не может говорить, его никто не понимает, из-за этого начинается неврологическая симптоматика, у него меняются черты характера, он становится агрессивным или уходит в себя и многое-многое другое. Также не стоит забывать и о школьной неуспешности, которая может последовать за дефектом речи.
Помимо увеличения количества детей с нарушениями речи, изменились условия работы логопунктов.
В 2013 году произошли преобразования на уровне дошкольного образования, в связи с ведением федерального государственного образовательного стандарта [4]. В нем определены основные категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: у детей с тяжелым нарушением речи — первичны речевые нарушения, у детей с задержкой психического развития — снижены когнитивные функции, а речевые нарушения являются здесь вторичными, расстройства аутистического спектра рассматриваются как особый тип нарушения психического развития, и речевые нарушения при этом также вторичны.
Понимание этого необходимо для построения оптимальной коррекционной программы, индивидуальной для каждого ребенка.
В условиях переориентации системы образования на инклюзивную модель, предполагающую включение детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов в коллектив сверстников с нормальным развитием, особую значимость приобретают вопросы, связанные с обеспечением раннего начала коррекционно-логопедического воздействия и эффективного достижения его результатов.
Сегодня учитель-логопед должен быть готов к тому, что у него на логопункте может оказаться ребенок с задержкой психического развития, умственной отсталостью, либо ребенок с расстройством аутистического спектра.
Конечно, академически мы были к этому готовы. Не зря наша профессия стоит на стыке нескольких наук. Изученные в университете нейропатология и нейропсихология помогают понять механизм нарушения речи у детей, составить систему коррекционной работы. Поскольку только благодаря раннему началу, вариативности, индивидуализации и высокой интенсивности коррекционно-логопедической работы обеспечивается успешная социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
А ведь это, по моему мнению, и есть наша миссия — дать любому ребенку шанс на лучшее будущее.
Но возникает вопрос: как быть максимально продуктивным? Как воздействовать не просто на синдром проблемы, чем и является нарушение речи, но и улучшить нейронные связи головного мозга ребенка, межполушарное взаимодействие, что несомненно повлечет за собой развитие когнитивных процессов, в том числе и речи [1].
На сегодняшний день я нашла для себя ответ на этот вопрос. Для этого я обратилась к смежной науке, нейропсихологии. Это повлияло, во-первых, на выбор методик и приемов диагностики речи детей, во-вторых, на составление коррекционно-логопедических маршрутов, в-третьих, на выбор приемов, подбор материала при написании конспектов занятий.
Нейропсихология помогает ответить мне на вопрос, где именно произошла поломка и какими компенсаторными возможностями ребенка мы можем воспользоваться, чтобы помочь ему, какие сохранные анализаторы могут быть использованы для коррекции речи детей. К примеру, при снижении слухового восприятия, делается упор на зрительное восприятие. Также на базе компенсаторных возможностей построены методики запуска речи через чтение. Дает положительный результат опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) — полимодальный подход, с целью формирования большого количества межанализаторных, ассоциативных связей в головном мозге. Например, при нарушении соматогнозиса и затруднении в выполнении ребенком упражнения «Лопата», можно положить на язык огурец, или, в сложных случаях, что-то неприятное типа анчоуса [2]. Так ребенок будет видеть и ощущать свой язык.
У детей с нарушением коммуникации мы можем наблюдать низкую познавательную активность или отсутствие познавательной деятельности, как следствие, речевая инициатива также отсутствует, поэтому мы стараемся таким детям предлагать коммуникативные и высокомотивационные игры. Большинство из них основаны на эффекте неожиданности и подразумевают возможность давать невербальную инструкцию на случай нарушения понимания речи у ребёнка [5].
У детей с тяжелым нарушением речи, задержкой психического развития в структуру дефекта входит снижение когнитивных процессов. Поэтому в работу необходимо включать упражнения на механизм упреждающего синтеза, операции классификации, развитие слухоречевой памяти, зрительного гнозиса. Сюда входит построение визуально-ритмического ряда, выполнение различных видов моторных программ. Это дает развитие первоначальных нейропсихологических предпосылок для речевого развития.
Эти активные поиски пути решения проблем, появление новых или усовершенствование старых подходов к устранению нарушений речи также, по моему мнению, характеризует профессию «логопед» и специалистов, работающих в ней, как людей думающих, хорошо осознающих свою роль, миссию, в помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Эту мысль подтверждают слова профессора Королевой: «В логопедию и сурдопедагогику должны идти люди с недюжинным умом. Так нужно много знать из разных дисциплин! Глубоко погружаться, всю жизнь нужно учиться. Если человек идет в логопедию только потому, что там работать 4 часа в день, это не наш человек. Он по определению работать в логопедии не может».
Литература:
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание /Т. Г. Визель. — Москва: Издательство АСТ, 2021. — 544 с.
- Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М. И. Лынская; под ред. С. Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2015. — 128 с. — (Специальная коррекционная педагогика).
- Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2./ Чарльз Ньокиктьен; пер с англ. Д. В. Ермолоев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. — 2-е изд. — М.: Теревинф, 2021–336 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: https://fgos.ru/
- Знатный логопед Тарасова Олеся. — Текст: электронный // Инстаграм: [сайт]. — URL: @lesya_logoped