Интеграция работы учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС и внедрения профессионального стандарта педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (250) март 2019 г.

Дата публикации: 23.03.2019

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Бабаева, Г. Г. Интеграция работы учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС и внедрения профессионального стандарта педагога / Г. Г. Бабаева, Н. Ю. Колядина, И. П. Цырлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57434/ (дата обращения: 16.12.2024).



В систему образования с 2015 года введены новые стандарты, смысл которых заключён в овладении всеми педагогами как можно большим количеством навыков смежных специальностей. Каждый педагог должен стремиться стать специалистом широкого профиля. В отношении логопедии были даны чёткие рекомендации о включении её в ежедневную жизнь каждого ребёнка, начиная с младшего дошкольного возраста.Это стало жизненно необходимо, так как количество и тяжесть речевых нарушений неуклонно растет год от года, даже в дошкольных учреждениях самого высокого типа, каким является наш детский сад. Так за последние 10 лет только в нашем центре процент детей подготовительных групп, имеющих речевые нарушения, вырос с 35–40 % до 60 % и подобное происходит в других дошкольных учреждениях. Это очень существенные изменения, особенно если учесть, что мы стремимся выпустить 100 % детей с чистой речью.

Причинами резкого ухудшения речи детей могут быть:

− увеличение детей с перинатальной патологией новорождённых;

− резкое снижение нагрузки на мелкую моторику рук (одежда на «липучках» вместо пуговиц, обувь аналогично, помощь родителям по дому-редкость, так как в нашу жизнь прочно вошли стиральные, посудомоечные машины и прочая бытовая техника, замена книг-раскрасок, книгами с наклейками и можно ещё долго перечислять...);

− недостаток общей двигательной активности, и, как следствие более позднее освоение ребёнком диафрагмального (основа речевого) дыхания;

− качество просматриваемых ребёнком мультипликационных и художественных фильмов.

Только фильмы, имеющие эмоционально значимых, понятных ребёнку персонажей, четкие сюжетные линии, которые ребёнок может взять себе в сюжетно-ролевую игру будут способствовать речевому развитию;

 раннее знакомство с компьютером (задействован один палец, а не вся кисть руки);

 уменьшение речевой активности за счёт увеличения времени, проводимого у телевизора или ПК;

 недостаток общения со сверстниками вне стен детского сада;

 недостаток общения со взрослыми (мамы и папы «сидят в интернете», почитать ребёнку книгу некому, а отсутствие возможности быть выслушанным взрослыми, также усугубляет ситуацию).

Главной причиной ухудшения уровня речевого развития детей, на мой взгляд, лежит именно в отсутствии достаточной, каждодневной сенсомоторной и речевой (дети «не выговариваются») нагрузки в обыденной жизни. В нашем учреждении педагоги трудятся неустанно, но для нейтрализации отрицательного действия пришедшего в каждый дом прогресса, необходимо изыскивать и вводить новые, дополнительные ресурсы.

Программа воспитания в детском саду предусматривает всестороннее развитие устной речи ребёнка: звукопроизношения, словарного запаса, лексической и грамматической стороны речи. Все эти структурные части теснейшим образом взаимосвязаны. Звукопроизношение в норме формируется у детей в младшем и среднем дошкольном возрасте. Грамматический строй, пассивный и активный словарный запас развиваются на протяжении всего дошкольного детства. В идеале большая часть данной работы должна быть проведена до школы, в детском саду.

Именно в дошкольном детстве, с 3–4 лет, начинают интенсивно развиваться все психические функции, закладывается интерес к экспериментированию. Уже на 7-м году жизни ребёнок может выдвигать гипотезы, и самостоятельно их пытаться проверять, но на это способны лишь дети, имеющие высокий уровень интеллектуального развития, а речь является неотъемлемой его составляющей. То есть для того, чтобы подрастающее поколение умело нестандартно мыслить, вникать в суть поставленных перед ними задач, принимать креативные решения, необходимо именно в дошкольном детстве создать для этого условия, а также формировать у детей способность ясно, четко и грамотно излагать свои мысли.

Педагогический коллектив (МБДОУ «ЦРР — детский сад № 183»)? осознав объёмы имеющихся у детей речевых проблем и необходимость создания нового подхода в логопедической помощи, пришёл к существенному укреплению межсистемных связей между всеми педагогами, логопедом и родителями ДОУ. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования изменения идут с активным участием и поддержкой со стороны руководства. Несмотря на малый (с начала этого учебного года) срок, уже есть первые положительные результаты, и мы готовы ими поделиться со всеми столкнувшимися с подобными проблемами, и желающими их решать.

Как это происходит у нас?

1) Воспитатели взяли на себя большую часть моторного развития (была введена ежедневная артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика во всех группах детского сада).

2) Диагностика речевого развития проводиться с самого раннего возраста (с 3-х лет, а не с 5-ти).

3) Логопед стремиться охватить вниманием все 100 % родителей, за счёт групповых консультаций на родительских собраниях, проведения мастер-классов, с целью вовлечения их в речевое развитие детей в домашних условиях.

4) Речевым развитием занимаются все педагоги дополнительного образования, особенно успешно это получается у музыкальных работников и инструктора ФК.

Всё вышесказанное полностью совпало с требованиями ФГОС, выполнение которых, поставило перед педагогом задачу приобретения знаний в области дефектологии, логопедии, психологии, а перед логопедом, доведения этих знаний, до каждого педагога и родителя в доступной форме. Только при участии логопеда для каждого ребёнка может быть выстроена индивидуальная траектория успешного речевого развития, что мы и стремимся осуществлять в нашем учреждении. Современные профессиональные стандарты подводят под процесс интеграции нормативную базу. Это для каждого логопеда будет несомненным ориентиром и подспорьем, дающим уверенность в правильности осуществляемых изменений.

Речевые нарушения в младшем возрасте почти всегда обратимы, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Поэтому своевременное внимание всем сторонам речи должно снизить тяжесть и количество речевых нарушений, ускорить ход речевого и умственного развития.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств — слух, зрение, обоняние, осязание и вкус — были достаточно развиты. Особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Развивающее воспитание детей с нарушением речи должно осуществляться по нескольким направлениям:

− создание условий для развития высших психических функций в соответствии с возрастной нормой;

− создание условий для обследования не речевых психических функций, речевой функциональной системы;

− выявление состояния не речевых функций;

− выявление уровня речевого развития детей и дальнейшее развитие их в различных видах деятельности;

− применение новых развивающих методов и приёмов.

Особенностью детей младшего дошкольного возраста является большие компенсаторные возможности человеческого мозга, в котором ещё не успел сформироваться патологический стереотип. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Чем больше количество информации получит мозг ребёнка через анализаторы, тем лучше он будет функционировать, тем богаче будет его опыт. Основной задачей дошкольного образования является создание разветвлённой системы возбуждений и побуждающих мотивов, речевой упорядоченной активности. Без создания речевой развивающей среды эта задача не представляется возможной. Основной целью в начальный период является развитие неречевых психических функций: тактильного, зрительного и слухового восприятия и памяти, оптико-пространственного динамического праксиса, моторной сферы, элементарных движений мимической и артикуляционной гимнастики, плавного голосоведения и речевого дыхания. Существенно помочь решить эти задачи, обогатить сенсомоторный опыт ребёнка, скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, включить компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи помогает создание в каждой группе детского учреждения сенсомоторного центра, наполненного полифункциональным оборудованием, но мы ставим задачу введение его элементов в каждый дом, где подрастает малыш.

Оборудование центра предназначено для проведения следующих форм работы с детьми:

− развития тактильных ощущений: сенсорные дорожки, дидактические игры, фонетические дорожки, мини-бассейны с различными природными материалами, мешочки с крупой;

− развития речевого дыхания и формирования длительной воздушной струи: пёрышки, бантики, платочки, ленточки, ёлочный дождик, одуванчики, осенние листочки, снежинки, вертушки, цветы и другие лёгкие предметы, духовые музыкальные инструменты, физкультурные свистки, подвижные игры («Бурлящая вода», «Морские гонки», «Фасолевые бои», «Мини-футбол», «Самолёт»);

− развитие зрительномоторной координации (бабочки, стрекозы, жуки, осенние листочки, снежинки и многое другое);

− для массажа и самомассажа: теннисные, су-джок, со светодиодами массажные мячики, прищепки, щётки с длинным жёстким ворсом.

Игры с оборудованием сенсомоторного центра, вызывают у детей эмоциональный отклик, повышают мотивацию на развитие речи. Серия пуговичных тренажёров «Времена года» позволяет совместить развитие всех сторон речи с развитием всех психических функций. Придуманные нами фонетические дорожки способствуют не только закреплению правильного произношения изолированных звуков, но и тренировке силы голоса в форме «мягкой голосовой атаки». Литотерапия (использование натуральных, полудрагоценных камней для оздоровления организма) и крупотерапия помимо своего прямого назначения создают условия для развития креативного потенциала дошкольников.

Должное внимание развитию мелкой моторики, формированию речевого дыхания наряду с освоением правильного звукопроизношения, несомненно, ускорит ход речевого и умственного развития. Все предлагаемые авторские дидактические пособия в соответствии с ФГОС основываются на здоровьесберегающих технологиях, вызывает у детей приятные эмоциональные и сенсорные ощущения, способствуют возникновению у ребёнка побудительных мотивов развития, приобретения новых навыков и знаний.

Выводы:

1) Введение новых стандартов дошкольного образования направляет усилия педагогов в русло укрепления межсистемных связей с целью повышения уровня речевого развития детей.

2) ФГОС подводит нормативную базу под процесс снижения (с 5-ти до 3-х лет) возраста активного вовлечения всех участников педпроцесса в речевое развитие детей, за счёт введения большого количества здоровьесберегающих технологий как в дошкольных учреждениях, так и в домашних условиях.

Литература:

  1. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / сост. Н. В. Нищева. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 384с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, речевое развитие детей, дошкольное детство, развитие, ребенок, речевое дыхание, Речевое развитие, головной мозг, дошкольное образование, младший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя и музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС ДО

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационный подход к организации образовательного процесса учреждения дополнительного образования и школы в условиях введения ФГОС второго поколения

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Особенности формирования нормативно-правовой базы школы в условиях введения профессионального стандарта педагога

Похожие статьи

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя и музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС ДО

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационный подход к организации образовательного процесса учреждения дополнительного образования и школы в условиях введения ФГОС второго поколения

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Особенности формирования нормативно-правовой базы школы в условиях введения профессионального стандарта педагога

Задать вопрос