Родной язык есть единственное орудие, посредством которого
мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их.
К. Д. Ушинский
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-педагогами, родителями и непосредственно с воспитанниками детского сада.
Ключевые слова: ребенок, ранний возраст, детский сад, речевое развитие детей, младший дошкольный возраст, логопедическая помощь, логопедический пункт.
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8— 1 года до 3–4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.
К сожалению, уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в наш детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Многие дети младших групп, имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Действительно, в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. По данным разных авторов, ППЦНС встречается в 83,3 % случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии. Такой неврологический фон, несомненно, сказывается на развитии ребенка в целом, и на речевом, в частности.
На логопедический пункт, где проводятся занятия, дети попадают в 5–6 лет с уже сформировавшимися и закрепленными дефектами произношения, нарушениями речевого дыхания, фонематического слуха, с многочисленными аграмматизмами в речи и т.д, это влечет за собой недостаточную готовность к школьному обучению. Иногда складываются ситуации, что в связи с поздним началом оказания логопедической помощи не удается до конца сформировать чистую речь у ребёнка к моменту поступления в школу. А это в свою очередь, негативно отражается на обучении грамоте и письму, создает психологические проблемы у первоклассника.
На наш взгляд, коррекционно-развивающую работу в дошкольном учреждении, не имеющем специальных логопедических групп, нужно начинать как можно раньше.
Проводя диагностическое обследование детей младших групп детского сада, мы столкнулась с нарушениями речевого развития у детей раннего возраста (до 3-х лет), которые на наш взгляд, можно компенсировать на начальном этапе обучения.
Поскольку в условиях логопункта не отводится специального времени на работу, направленную на коррекцию нарушений речевого развития у детей раннего возраста, то мы приняли решение разработать проект, направленный на профилактику речевого недоразвития у детей 2–5 лет.
Целью данного проекта стало создание условий,способствующих полноценному речевому развитию ребёнка дошкольного возраста как условию успешного развития и обучения в школе.
Данный проект представляет собой следующую модель взаимодействия всех субъектов образовательного процесса:
Задачи проекта:
- Определение уровня речевого развития детей второго года жизни.
- Разработка системы педагогических мероприятий по повышению уровня речевого развития детей второго-пятого года жизни.
- Реализация педагогических мероприятий по направлениям:
– коррекционно-развивающие игры с детьми логопедической направленности;
– проведение логопедической ритмики в группах раннего возраста;
– просвещение педагогов и родителей;
– обучение педагогов и родителей доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.
Ожидаемые результаты
– Высокий уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста и, как следствие, достаточный уровень готовности этих детей к началу школьного обучения.
– Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в сфере речевого и общего психического развития детей.
– Увеличение объема методических разработок мероприятий по профилактике и коррекции речевых нарушений, общему психическому развитию дошкольников.
Рассмотрим более подробно каждое из направлений.
Речевые пятиминутки — как приемы речевого развития.
Речевые пятиминутки -способствуют развитию всех компонентов речи, психических процессов (памяти, внимания, мышления) у детей.
Они составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. К каждой лексической теме подбирается речевой материал в соответствии с возрастом, определяются развивающие цели и приемы их реализации;
Состоят из следующих блоков:
– работа по развитию артикуляционного аппарата;
– развитие речевого дыхания;
– развитие лексико-грамматических категорий на определённой лексической теме;
– работа над общей и мелкой моторикой.
Данный формат наиболее удобен молодым специалистам, поскольку включает в себя готовый материал для работы. Так же предусматривается вариативность использования тех или иных упражнений, педагог может добавлять или адаптировать предлагаемый материал в соответствии с речевыми возможностями детей и своими профессиональными компетенциями.
«Клуб заботливых родителей» — эффективное средство просвещения родителей.
Многие родители, благодаря разнообразию специальной литературы, ресурсам Интернет, пытаются самостоятельно повысить свою психолого-педагогическую компетентность. Однако отметим, что далеко не вся печатная продукция, а также материалы, размещенные на различных сайтах Интернет, соответствуют современным стандартам образования и носят действительно развивающий характер. А значит, специалисты ДОУ должны установить непосредственный контакт с семьей, в основе которого лежат интересы ребенка.
Просветительская и коррекционная работа в нашем детском саду включает в себя традиционные формы, но практика показывает, что этого недостаточно, так как оказывается она в большей степени тем родителям, чьи воспитанники посещают речевую группу и логопедический пункт.
Возникла необходимость в поиске такой формы работы с родителями, чтобы логопедическую помощь смогли получить все желающие.
Обсудив с педагогами различные формы, мы пришли к выводу, о необходимости создания родительского клуба. Это объединение родителей, активно занимающихся развитием своих детей и заинтересованных в квалифицированной логопедической помощи. Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений, в том числе и детей раннего возраста.
К
Клуб является одним из компонентов воспитательно — образовательного процесса, где родители могут получить знания и практические умения, способствующие речевому развитию детей.
Логопедическая ритмика — как одна из эффективных форм профилактики речевых нарушений.
Наиболее удобной формой для нас стало проведение коррекционно-развивающих мероприятий с детьми раннего возраста в форме логоритмических занятий.
Такие занятия всегда очень интересны детям, поскольку проводятся в игровой форме, с большим количеством дидактического материала, обязателен сказочный персонаж (различные животные- игрушки, кукла Маша), которые проводят занятие и показывает артикуляционные упражнения. Кроме того, логоритмическое занятие позволяет включать не только чисто логопедические упражнения (на развитие речевого дыхания, фонематического слуха, артикуляционная и пальчиковая гимнастика), но и игры, направленные на расширение словарного запаса детей, грамматического строя речи, на развитие всех видов внимания и памяти. И все это сочетается с упражнениями на развитие общей моторики, координации движений и развитие мышечного тонуса; кроме того, занятия направлены на формирование чувства ритма, умение выполнять упражнения по образцу и т. д.
Логоритмика — комплексная методика, направленная на профилактику речевых нарушений у детей. Ритмическая организация является основой жизни. Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и много другое подчинено определенному ритму.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, овладевают простейшими артикуляционными упражнениями, что способствует развитию и тренировке органов артикуляции. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал не заучивается. Главная задача педагога — создание на занятиях атмосферы праздника, радости.
Подводя итоги проекта «Грамотейка», начатого в 2016 учебном году, можно отметить следующее: за прошедший период у детей младших дошкольных групп повысилась речевая активность, значительно расширился словарный запас.
У детей, которые сейчас посещают старшие группы нашего детского сада снизился процент тяжелых нарушений речи, уменьшилось количество речевых нарушений различной этиологии. Родители отмечают возросшую познавательную активность и расширение представлений об окружающем детей.
Мы в свою очередь, отмечаем возросшую активность родителей, которые регулярно интересуются успехами своих ребят и с удовольствием принимают участие в проводимых мероприятиях. Еще рано говорить об окончательных результатах, но на наш взгляд, основная цель – привлечение внимания к речевому развитию детей раннего возраста, нами достигнута.
Литература:
- Е. Н. Краузе, Логопедия, — С-Пб. КОРОНА принт, 2005 г.
- О. А. Новиковская. Логоритмика -, С-Пб. КОРОНА принт, 2005 г.
- М. Ю. Картушина, Логоритмика для малышей, — Москва, Сфера, 2005г.
- Н. А. Рычковская, Логопедическая ритмика — Москва, Гном-пресс, 1998г.
- В. А. Калягин, Когда ребенок плохо говорит — С-Пб., Каро, 2004г.
- Истоки, Базисная программа развития ребенка-дошкольника — Москва, изд. дом Карапуз, 1997 г.
- Е. А. Алябьева, Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения — Москва, Сфера, 2006 г.
- Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина, Раннее детство: познавательное развитие — Москва, Мозаика-Синтез, 2000 г.
- Г. М. Лямина, Воспитание и развитие детей раннего возраста — Москва, Просвещение, 1981 г.