Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-педагогической работы по коррекции нарушений в МБДОУ № 19 г. Томска было организовано взаимодействие специалистов ДОУ и родителей с целью развития речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, родители, специалисты ДОУ, коррекция, нарушения речи.
Под влиянием экологических, биологических, социально-психологических факторов ежегодно растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Низкий уровень познавательной активности, повышенная тревожность и агрессивность, обусловленные неустойчивостью эмоциональных состояний, педагогическая и социальная запущенность, низкая самооценка — все эти проявления тормозят развитие детей с ОВЗ и требуют приложения больших усилий со стороны специалистов дошкольных и медицинских учреждений. Чтобы обеспечить комфортное существование ребенка с ОВЗ в обществе, для возможности его реализации, очень важно распознать его особенности, для выбора оправданных методов коррекционно-педагогического воздействия в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ [1].
Проблема исследования состоит в том, что при коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста необходимо применять методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия, направленного на речевое развитие детей, привлекая родителей и всех специалистов ДОУ в организацию процесса речевого воспитания.
Одной из главных задач дошкольного учреждения является повышение эффективности работы с родителями путем создания единого пространства «Детский сад—семья» через формирование активной позиции родителей.
В передовом педагогическом опыте есть большое количество наработок по проблеме взаимодействия специалистов ДОУ с родителями в воспитательно-образовательном процессе. В связи с ростом количества детей с ОВЗ встает необходимость организации эффективной работы с семьей для дальнейшего развития ребенка и социализации его в обществе [4].
Рассмотрим подробнее традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия.
Среди традиционных форм взаимодействия, выделяются:
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей — предоставляет возможность привлечь родителей к сотрудничеству, посмотреть и принять участие в жизни группы, в организации режимных моментов. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями. Такая форма взаимодействия позволяет обратить внимание родителей на необходимость создания подобных условий для увеличения познавательной активности своих детей и в семейном воспитании.
- Посещение семей — такая форма взаимодействия помогает в определении преобладающих взаимоотношений в семье, её психологического климата, условий в которых ребёнок растёт и развивается. Это позволит определить направления и основные методы, и подходы к взаимодействию с родителями детей группы.
- Круглый стол — внетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов за круглым столом обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
- Памятки родителям и папки передвижки — помогают в индивидуальной работе с родителями. Благодаря красочным иллюстрациям можно привлечь большее внимание родителей к теме готовности детей. При разработке такого рода представления информации, следует учитывать то, что она должна быть доступна родителям, должна информативно содержать игры или рекомендации, которые они способны провести дома со своими детьми.
- Индивидуальные и групповые консультации могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, по организации режима дня дома.
- Родительские собрания, лекции, семинары — формы организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи, например, можно провести просвещение родителей по вопросу организации режима дня дома, формировании культурно-гигиенических и социально-бытовых навыков.
- Семинары-практикумы. Эта форма работы выполняет не только просветительскую функцию, но также позволяет каждому родителю приобрести опыт в практической деятельности, узнать на наглядном и действенном примере как правильно воспитывать в ребёнке любовь к познанию нового.
Приведём характеристику форм и методов работы специалистов и воспитателей в процессе коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В задачи работы логопеда входит проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, ведение тетрадей с домашними заданиями. В основу занятий с детьми нами были взяты пособия Н. В. Гальской «Говорящий карандашик». Выполняя игровые упражнения пособия «Говорящий карандашик», ребенок дома совместно с родителями тренировался в произношении «трудных» для него звуков в слогах, словах, предложениях [2].
Одновременно знакомился с первыми навыками рисования и письма. Логопед консультирует родителей по вопросам выполнения упражнений и заданий.
Целью работы педагога-психолога. является проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, консультирование родителей по вопросах психического и эмоционального развития.
В организацию деятельности воспитателей входит проведение занятий, согласно образовательным областям, соблюдая рекомендации логопеда и педагога-психолога, привлекая при этом родителей посредством различных форм к непосредственному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Неоценимую роль играет инструктор по физической культуре, который, например, при работе с детьми, имеющими нарушения речи, развивает двигательную активность детей, сопровождая занятия, речевым материалом, подвижными играми, дает рекомендации родителям по развитию мелкой моторики (например, как гудит паровоз? — ту-ту).
В сферу деятельности музыкального руководителя входит работа над речью посредством музыкальных игр, пения, движений под музыку. Для родителей подбирается картотека музыкальных игр, упражнений, используя методические разработки М. Ю. Картушиной [3].
Таким образом, сотрудничество специалистов детского сада с родителями является одним из важнейших условий организации работы по коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями.
Литература:
- Артюшенко, Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н. П. Артюшенко // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. — 2011. — № 1. — С. 57–76.
- Гальская, Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков К, К', Г, Г', X, X', И: Пособие для детей с нарушениями речи / Н. В. Гальская. — Минск: Аверсэв, 2003. — 16 с.
- Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду / М. Ю. Картушина. — Москва: Сфера, 2004. — 124 с.
- Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. Работников ДОУ/ Г. С. Швайко. — Москва: Айрис-пресс, 2006. — 176 с.