Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ / А. А. Шамшурина, С. Л. Лукина, Н. И. Алымова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15834/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, нарушения развития, коррекционная работа, взаимодействие, педагог, родитель.

Проблема помощи детям с ОВЗ предполагает целостное «видение» модели организации коррекционно-образовательной работы всеми специалистами дошкольной организации и тесного командного взаимодействия [3].

Многолетний опыт работы в «Детском саду комбинированного вида № 17 «Лесная сказка» г. Набережные Челны (в ДОУ 5 логопедических групп и 3 группы для детей с задержкой психического развития) показывает, что постоянно растёт количество детей дошкольников с тяжёлыми нарушениями развития речи и с замедлением темпа развития психики. У детей отмечается дезадаптация в окружающей среде, замедление в формировании высших психических функций (ВПФ), нарушение произвольности психических процессов, навыков контроля и самоконтроля, низкая познавательная и речевая активность, низкий уровень работоспособности, заниженная самооценка, наличие объективных проблем в обучении, пассивное восприятие программного материала и даже негативизм или отказ от познавательной и творческой деятельности. Все эти нарушения сопровождаются и расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения детей дошкольного возраста.

Таким образом, перед педагогическим коллективом нашей ДОО остро стоит задача разработки и реализации эффективной коррекционной программы, индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), формирования целостного коррекционного пространства для преодоления у детей нарушений развития речи и других ВПФ, устранения нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения.

Содержание коррекционной работы включает в себя согласованное взаимодействие специалистов (дефектологов, учителей-логопедов, педагога-психолога, физкультурного руководителя, музыкального руководителя, медицинских сестёр, врача педиатра, воспитателей) и включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. Специалисты ДОУ проводят диагностику речевого развития и развития когнитивных функций, социального поведения детей, изучают эмоциональную сферу личности ребенка, условия его развития, языковой среды, воспитания, социального окружения. Особое место занимают занятия педагога-психолога по развитию коммуникативной сферы и преодолению отклонений в эмоционально-волевой сфере, коррекции детско-родительских отношений.

При разработке стратегии индивидуальной психолого-педагогической работы с особым ребенком все специалисты ДОО придерживаются «средового» подхода. Под средовым подходом понимается создание цепочки развивающих, коммуникативно-познавательных сред, способствующих пробуждению собственной активности ребенка и расширению его социально-адаптивных возможностей (основан на идеях Л. С. Выготского, И. А. Аршавского, А. А Ухтомского). Сама среда понимается как «система устойчивых пространственно-временных эмоциональных и социальных отношений, задаваемых людьми с целью развертывания того или иного смысла» [4]. Так, индивидуальные занятия с логопедом, психологом, дефектологом, занятия в мини-группах с несколькими специалистами и со всей группой в кругу, другие виды организованной деятельности в саду, ‒ всё это может рассматриваться как «среда отношений» для решения образовательных, коррекционных задач.

Специалисты ДОУ широко применяют в практике и нейропсихологический подход, который предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей. Восемь педагогов прошли обучение на таких курсах и семинарах как: «Нейропсихологическое сопровождение развития», «Кинезиология. Образовательная кинезиология», «Кинезиология для всех», «Гимнастика мозга», «Форматирование мозга», «Резет 1», «Резет 2».

Овладев данными методиками, специалисты используют, полученные знания и умения в коррекционной работе. Чтобы обеспечить наиболее полную компенсацию нарушений развития ребенка с ОВЗ, необходимо точно понимать какими особенностями развития ребенок обладает и какие именно его потребности нужно учитывать при организации образовательного процесса. У каждого ребёнка своя уникальная линия развития и уникальна компенсаторная реакция организма на дефект. Нейропсихологическая и педагогическая диагностика поможет увидеть актуальное состояние высших психических функций (ВПФ): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля, потенциальные возможности ребенка.

Далее педагогами проводятся консультации с родителем, в ходе которой объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации и намечается курс коррекционной работы (плюс нейропсихологической коррекции) с учетом физиологических и личностных особенностей ребёнка. Целостный подход к коррекции с опорой на сильные стороны актуального развития детей с ОВЗ позволяет компенсировать нарушения в развитии.

Разработанная система специально подобранных специалистами упражнений

– активизирует мыслительную деятельность,

– навыки организации,

– синхронизирует работу полушарий,

– способствует запоминанию и творческому самовыражению,

– повышает устойчивость внимания,

– помогает восстановлению речевых функций,

– облегчает процессы чтения и письма,

– способствует общей координации тела и улучшению осанки,

– снимает напряжение, помогают справиться со стрессом и регулировать поведение у детей.

Комплексы кинезиологических упражнений активно включают в содержание воспитательно-образовательного процесса дефектологи, логопеды, педагог-психолог, музыкальный и физкультурные руководители, воспитатели.

В комплексной коррекционной работе актуально совместное взаимодействие специалистов, ребенка и родителей. Педагоги используют различные формы работы с родителями как индивидуальные (консультации, беседы, консультирование и онлайн консультирование, анкетирование) так и групповые (родительские собрания, мастер-классы, консультации, круглые столы, тренинги, семейные клубы и гостиные, дни открытых дверей, служба доверия, детские праздники и развлечения). Не следует забывать и формы наглядного информационного обеспечения (стенды, тематические выставки, брошюры, буклеты, информационные листы). Наглядный материал размещается в доступных и удобных для родителей местах. Тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ помогает родителям лучше ориентироваться в особенностях общего и речевого поведения ребенка и находить адекватное решение, положительно относиться к его трудностям, создавать ситуации успешности, позитивной комфортной атмосферы. Родители включаются коррекционно-развивающий процесс, овладевают элементарными приемами и элементами коррекционной работы. Важное значение имеет максимальное привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

Высокая профессиональная компетенция педагогов, психологическая поддержка родителей и партнёрские отношения способствуют восстановлению речевых нарушений и других высших психических функций, раскрытию интеллектуальных и познавательных способностей детей с проблемами развития. Процесс восстановления до вариантности нормы протекает значительно быстрее и успешнее, устраняются нарушения эмоционально-волевой сфере, тормозящие процесс обучения, повышается познавательная активность детей, раскрываются способности детей.

Литература:

  1. Алехина С. В. Педагог инклюзивной школы. Новый тип профессионализма. // Образование в Кировской области. 2015. № 1. С.13–20.
  2. Бенилова С. Ю. Давидович Л. Р. Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития. // Журнал Воспитание и обучение. 2007. № 1. С.68–72.
  3. Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. Выпуск 5. — М.: Теревинф, 2006.
  4. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе/ Бондарь Т. А., Захарова И. Ю., Константинова И. С., Посицельская М. А., Яремчук М. В. — М.: Теревинф, 2011.
  5. Самсонова Е. В. Инклюзивное образование. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / Сост. М. М. Прочухаева, Е. В. Самсонова. Центр «Школьная книга». — М. 2010. 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коррекционная работа, эмоционально-волевая сфера, ребенок, коррекционно-развивающий процесс, педагог, родитель, специалист, функция.

Похожие статьи

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Особенности дистанционной работы учителя-логопеда с дошкольниками с ОВЗ

Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР

Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Система индивидуальной работы классного руководителя с родителями обучающихся коррекционной школы

В данной статье представлен опыт индивидуальной работы классного руководителя с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью.

Похожие статьи

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Особенности дистанционной работы учителя-логопеда с дошкольниками с ОВЗ

Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР

Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Система индивидуальной работы классного руководителя с родителями обучающихся коррекционной школы

В данной статье представлен опыт индивидуальной работы классного руководителя с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью.