Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 10.05.2020

Статья просмотрена: 779 раз

Библиографическое описание:

Мезинова, Г. М. Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе / Г. М. Мезинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69852/ (дата обращения: 17.12.2024).



Основная образовательная программа начального общего образования школы содержит программу коррекционной работы, которая предполагает взаимодействие педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей начальной школы, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Общая цель участников образовательного процесса — дать качественное образование школьникам.

Одна из целей учителя-логопеда — это повышение уровня знаний родителей о видах нарушений устной и письменной речи, повышение уровня диагностики детей, имеющих речевые нарушения.

Нарушения речи представляют собой различные расстройства, которые возникают в центральном или периферическом речедвигательном аппарате.

В школе у детей первоклассников это проявляется в невозможности произносить некоторые звуки, окончания слов, предложений; неспособности составить связный рассказ или пересказать текст; недостаточной внятности речи.

Учитель — логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует коррекционную работу.

Знакомство учителя-логопеда происходит с родителями будущих первоклассников в мае-июне, когда проходят родительские собрания для дошкольников.

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, что с ними делать и как эти недостатки могут повлиять на освоение устной и письменной речи.

Очень часто на собрании учителю-логопеду задают вопросы в школе: «А зачем мой ребёнок пойдёт к логопеду, он все звуки выговаривает?». Многие родители не понимают, для чего нужен учитель-логопед в школе. А для того, чтобы ребёнок вовремя преодолел, все трудности, связанные с различением на слух звуков; неумением красиво и правильно рассказать ту или иную информацию, ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, обобщать, владеть своими пальчиками и др.

После собрания по желанию родители могут записать ребёнка на предварительную индивидуальную логопедическую диагностику в школе, где учитель-логопед расскажет о речевом развитии ребёнка и даст советы по исправлению речевых нарушений, если они выявились в ходе диагностики.

В сентябре учитель-логопед присутствует на общем родительском собрании и коротко рассказывает родителям о целях и задачах своей работы. В частности, учитель-логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда связаны с нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Эти нарушения влияют на усвоение школьной программы ребёнком, часто он не успевает по некоторым предметам, а иногда даже не способен учиться в массовой школе. Поэтому если после логопедической диагностики выявляются данные нарушения, то целесообразно будет записать ребёнка в школьный логопедический пункт.

Далее учитель-логопед по результатам диагностик сообщает учителям начальных классов о дате проведения собрания для родителей детей с речевыми нарушениями.

На собрании учитель-логопед сообщает о формировании групп, подгрупп и индивидуальных занятиях с детьми. Рассказывает о возможности посещения родительского клуба: «Речевичок».

Все родители, дети которых зачисляются в логопедический пункт в начале учебного года, заполняют анкеты для того, чтобы учитель-логопед мог быстрее и точнее определить механизмы речевого нарушения.

Если же родители отказываются от занятий с учителем-логопедом по тем или иным причинам, то они пишут отказ от логопедических занятий во избежание конфликтных ситуаций в дальнейшем.

В рамках сотрудничества с родителями обучающихся с речевыми нарушениями организован родительский клуб: «Речевичок». Целью создания клуба является организация единого пространства для успешного взаимодействия с родителями детей с речевыми нарушениями.

Принципы клуба: добровольность, сознательность, компетентность. Участие родителей в клубе поможет: получить профессиональные знания о воспитании, правильном обучении ребёнка с нарушениями речи; понять, что не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми; хвалить ребёнка за любые даже самые небольшие успехи и др.

План работы данного клуба сообщается родителям в начале учебного года. В клубе проводятся семинары, консультации и совместные мастер-классы с родителями детей с речевыми нарушениями. Педагог-психолог и учителя начальных классов тоже участвуют в работе клуба.

План родительского клуба: «Речевичок» на 2018–2019 учебный год.

Месяц проведения

Название мероприятия

Организаторы

Сентябрь

Выполнение домашних заданий — эффективный способ совместной коррекционно-развивающей работы

Учитель-логопед

Октябрь

Повышение уровня знаний родителей об автоматизации звуков

Учитель-логопед

Ноябрь

Адаптация первоклассников к школьному обучению

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Декабрь

Мастер-класс совместно с детьми: «Первые успехи детей в школе»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Учитель начальных классов

Январь

Консультация-занятие совместно с детьми: «Пальчиковые игры»

Учитель-логопед

Февраль

Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога — эффективный способ работы с детьми посещающими логопедический пункт

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Март

Консультация — занятие совместно с детьми: «Самомассажодна из форм здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»

Учитель-логопед

Апрель

Логопедические ошибки на письме у обучающихся с нарушениями речи

Учитель-логопед Учитель начальных классов

Май

Мастер-класс совместно с детьми: «Свистеть, шипеть, рычать, читать, писать умею!»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Учитель начальных классов

Обучающимся, посещающим логопедический пункт в школе, по необходимости выдается домашнее задание, о котором обязательно будет предупрежден каждый родитель. У обучающихся ведутся тетради для домашних заданий учителя-логопеда. После каждого выполненного домашнего задания родители расписываются в тетрадях, для того, чтобы учитель-логопед видел, что родителям небезразлично как ребёнок выполняет задания и по возможности помогали ему.

Учитель-логопед информирует родителей о возможности участия детей в логопедических, познавательных олимпиадах, олимпиадах по русскому языку и чтению.

В школе на информационных стендах размещена информация: «Уголок логопеда и психолога», «В помощь родителям и педагогам», а также расписание коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный-развивающий процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Литература:

  1. Елецкая, О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. — Москва: Сфера. — 2006. — 192 с.
  2. Прищепова, И. В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: учеб.-методич. пособие / И. В. Прищепова. — Санкт-Петербург: Каро. — 2008. — 160 с.
  3. Бушлякова, Р. Г. Современные педагогические технологии в работе с первоклассниками с ОНР / Р. Г. Бушлякова // Логопед. — 2016. — № 8. — с. 77–85
  4. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/01/08/proekt-vzaimodeystvie-uchitelya-logopeda
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, логопедический пункт, нарушение, нарушение речи, ребенок, родитель детей, родительский клуб, учитель, школа, единое пространство.


Похожие статьи

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями

Похожие статьи

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями

Задать вопрос