В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.
Ключевые слова: коррекционно-логопедическая работа, комплексный подход, общее недоразвитие речи, нарушения звукопроизношения, формирующий этап.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Известные гуманисты-просветители Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо рассматривали правильную речь как обязательную часть общего развития и как средство воспитания детей [3].
Однако по данным Министерства просвещения, 87 % детей дошкольного возраста имеют нарушения речи. Среди детей с речевой патологией, дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу — около 40 % [1]. Согласно психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной при общем недоразвитии речи нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексика, грамматика, фонетика [3].
Нарушения звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи, является самым частотным и сложным дефектом, так как фонетические несовершенства в дошкольном возрасте приводят к возникновению специфических ошибок в процессе овладения письмом и чтением и препятствуют успешному усвоению программного материала в школе [5].
Нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. С. Ляпидевского, Т. Б. Филичевой. Поэтому коррекционно-логопедическая работа должна основываться на комплексном подходе, который предполагает взаимодействие всех участников процесса, организацию единого образовательного пространства, соблюдение единых педагогических требований для более результативной и менее затратной по времени коррекционно-логопедической работы [2, 4].
В данной статье мы представляем формирующий этап исследования, который проводился на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21». Контингент исследуемых составили дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их родители (законные представители) и педагоги дошкольной образовательной организации.
Для организации эффективного комплексного подхода, а именно, взаимодействия с родителями (законными представителями) в процессе коррекционно-логопедической работы с экспериментальной группой исследования, для повышения уровня компетентности родителей в процессе коррекции звукопроизношения, мы создали родительский клуб «Школа родителей» и разработали локальный акт, регламентирующий деятельность клуба.
Непосредственное руководство родительским клубом осуществляет учитель-логопед. В практической деятельности клуба принимают участие все педагоги дошкольной образовательной организации: учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатели.
Деятельность родительского клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы. Встречи в клубе организуются 1 раз в месяц. Заседания клуба представляют собой родительские встречи в различных формах, где педагоги проводят теоретические и практические занятия и мастер-классы по направлениям коррекционной работы. Выдержки из готового плана работы клуба представлен в таблице 1.
Таблица 1
Выдержки из годового плана деятельности клуба «Школа родителей»
Дата |
Содержание мероприятия |
Ноябрь |
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика — основа правильного произношения». Обогащение родителей (законных представителей) знаниями о значении артикуляционной гимнастики в процессе коррекции звукопроизношения и практическими приемами выполнения упражнений. В ходе мастер-класса родители (законные представители) узнают о важных правилах выполнения гимнастики и совместно с педагогами выполняют упражнения. Организатор учитель-логопед |
Апрель |
Практическое занятие по теме «Дидактические игры и упражнения по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи». Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей мышления и внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Знакомство родителей (законных представителей) с вариантами дидактических игр направленных на развитие мышления и внимания у детей с общим недоразвитием речи |
Для организации эффективного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации непосредственно в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы создали локальный акт «Об организации взаимодействия педагогов в процессе коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», согласно которому, специалисты и воспитатели обогащают педагогический опыт и профессиональные компетенции по средствам проведения теоретических семинаров и мастер-классов для своих коллег по актуальным вопросам коррекционно-развивающей работы при коррекции общего недоразвития речи.
Семинары и мастер-классы организуются один раз в два месяца согласно плану, представленному в таблице 2.
Таблица 2
Выдержки из годового плана работы педагогов по коррекции нарушений звукопроизношения
Дата |
Содержание мероприятия |
Октябрь |
Мастер-класс «Приемы автоматизации звуков в образовательной деятельности всех специалистов». Просвещение педагогов в процесс коррекции звукопроизношения. Знакомство с играми и упражнениями, которые можно использовать в образовательной и игровой деятельности для закрепления результата правильного звукопроизношения на разных этапах звукопостановки. Организатор учитель-логопед |
Февраль |
Семинар по теме «Использование подвижных игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Просвещение педагогов о способах использования двигательных и речевых навыков. А также применение специальных музыкальных композиций для коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Организаторы инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель |
Для организации комплексного подхода мы внесли нововведение и в коррекционную работу с детьми. Для эффективной коррекции звукопроизношения у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи мы разработали локальный акт «Применение приемов автоматизации звуков в коррекционной деятельности всех специалистов». Положение регламентирует обязанность педагогов использовать способы коррекции звукопроизношения в рамках своих индивидуальных образовательных занятий. В связи с этим, помимо основных коррекционно-развивающих направлений, специалисты и педагоги дошкольной образовательной организации, работая в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом, включают в занятия дополнительные элементы работы.
Учитель-логопед работает над развитием артикуляционной моторики, развитием правильного физиологического и речевого дыхания, развитием правильного артикуляционного уклада для определенного звука, постановкой звука, автоматизацией звука в разных позициях: изолированно, в слогах, в словах, во фразах, в связной речи. Развитием навыков дифференциации звуков.
Воспитатели закрепляют скорректированные логопедом звуков в разных видах деятельности и по средствам тетради взаимодействия. Выполняют артикуляционную, дыхательную гимнастику, упражнения для автоматизации звуков на разных этапах работы: изолированно, в слогах, в словах, во фразах, в связной речи. Контролируют правильное произношение звуков.
Инструктор по физкультуре закрепляет скорректированные логопедом звуки во взаимосвязи с движениями. Использует упражнения для выработки правильного физиологического дыхания. Использует упражнения для развития общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации движений. Контролирует правильное произношение звуков.
Музыкальный руководитель закрепляет скорректированные логопедом звуки во взаимосвязи с музыкальным сопровождением. Использует упражнения для выработки правильного фонационного выдоха. Работает над просодической стороной речи. Развивает у детей музыкальный и речевой слух. Контролирует правильное произношение звуков.
Педагог-психолог закрепляет скорректированные логопедом звуки в разных видах познавательной и игровой деятельности, в упражнениях по развитию мелкой моторики рук. Контролирует правильное произношение звуков.
Таким образом, мы организовали взаимодействие со всеми участниками коррекционно-логопедического процесса: с родителями (законными представителями), с педагогами дошкольной образовательной организации и с детьми.
Литература:
- Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5–6-летних детей с общим недоразвитие речи // Логопед. 2017. № 2. С. 43–51.
- Гриднева И. А. Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Москва: Просвещение, 2011. 174 с.
- Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Москва: Просвещение, 2006. 196 с.
- Кротова Т. В. ДОУ и родители: пути сотрудничества // Управление ДОУ. 2006. № 4. С. 15–19
- Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Москва: Гном пресс, 2010. 128 с.