Сопровождение дошкольников с нарушениями речи в условиях ФГОС ДО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лобанова, Г. В. Сопровождение дошкольников с нарушениями речи в условиях ФГОС ДО / Г. В. Лобанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6729/ (дата обращения: 16.12.2024).

Целью работы логопеда ДОУ является своевременное выявление нарушений устной речи первичного характера и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения, в освоении ими образовательных программ. Во ФГОС дошкольного образования говорится о вариативности содержания образовательных программ. Организация самостоятельно с учётом Примерных программ ДОО разрабатывает и утверждает Образовательная программу, определяет объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Для каждого логопеда в условиях перехода на ФГОС ДО важно продумать какими формами работы, какими приёмами, методами, средствами организовать сотрудничество детей и взрослых для полноценной амплификации детского развития и формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) при переходе на школьный уровень образования. Одним из основных принципов, заложенных в нормативных документах, на основе которых был разработан стандарт дошкольного образования, является принцип уважения личности ребёнка. Ребёнок не объект, а субъект образования и равноправный участник образовательных отношений, поэтому у него есть выбор содержания своего образования. Современному ребёнку необходимы качества:

-        интерес к миру и культуре;

-        избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности;

-        инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью;

-        самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности;

-        творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.

Для развития этих качеств для каждого возрастного периода дошкольного образования перед логопедом ДОУ стоит задача проектирования социальной ситуации развития ребёнка.

Уже в безречевом периоде через эмоциональное общение ребёнок способен освоить нормы отношений в кругу окружающих его людей и выражать своё состояние через интонированное гуление и лепет.

Дальше начинается знакомство ребёнка с предметным миром. В первой младшей группе усваиваются различные способы деятельности, в том числе органами артикуляции. Ребёнок играет с составными и динамическими игрушками, предметами-заменителями, оречевляет свои действия, пробует менять положение языка, губ, воспроизводит различные артикулемы, звукоподражания, слоги, а затем и слова. В результате начинает происходить быстрое пополнение пассивного и активного словарного запаса, восприятие смысла стихов и сказок, звуков музыки. Речь окружающих, воспитателя и родителей в этот период трудно переоценить. Она должна являться эталоном — чёткой, чтоб ребёнок смог слышать порядок звуков в слове, правильной с точки зрения построения предложений. Роль логопеда в этот период очень значима в плане профилактики речевых нарушений. Необходимо тесно взаимодействовать с воспитателем, родителями, проводить консультации и обучающие семинары по культуре речи.

С трёх лет и до поступления ребёнка на следующую ступень образования, в школу, ведущей деятельностью выступает игра. В игре ребёнок осваивает социальные нормы, устанавливает закономерности взаимоотношений между людьми, проигрывает разные роли, выстраивает интересные для него ситуации и примеряет различные виды речевого поведения. В непринуждённой обстановке игры легче формируется лексико-грамматический строй речи, фонемный строй. Ребёнок не боится ошибиться. Он занимается словотворчеством. Ребёнку пока не знакомы общепринятые нормы языка в полном объёме, законы словообразования и словоизменения, употребления предлогов и т. д. Но он уже экспериментирует, придумывает свои слова. И пусть у него пока в игре кошка с котёнком, а собака с собачонком. У ребёнка есть возможность права выбора средств реализации и содержания своей деятельности. Ребёнок мыслит, ребёнок обязательно сравнит, как придумал он сам произнести нужное ему слово, и как произносят это слово окружающее. Логопеду важно в этот период понимать значимость ведущей деятельности. При построении образовательных ситуаций опираться на онтогенез развития речи ребёнка. Не стоит форсировать события. Ребёнок имеет право ошибиться. Он должен пройти период ошибок. Для того, чтобы научиться ходить, ребёнку приходилось много раз падать и самому вставать. Так же происходит с овладением речью.

Логопед, применяя метод следящей диагностики, во время режимных моментов, самостоятельной деятельности, выявляет динамику речевой активности ребёнка, чтобы не упустить момент своевременного выявления нарушений речевого развития, грамотно выстроить образовательную траекторию сопровождения на период преодоления дефекта.

В Стандарте выделено пять образовательных областей. В работе логопеда эти направления развития идут параллельно.

Обучающегося надо подвести к тому, чтобы он умел общаться, договариваться, аргументировано отстаивать свою точку зрения — это социально-коммуникативное развитие; умел создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, владел способами саморегуляции и контроля — это познавательное развитие; смог осознанно выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации — это речевое развитие; видел красоту окружающего мира — это художественно-эстетическое развитие; был здоровым, имел развитую артикуляционную, мелкую и общую моторику — это физическое развитие. Всё это позволит при проектировании коррекционной работы с ребёнком и в процессе образовательного процесса воплотить принципы дошкольного образования:

-        полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития личностно-развивающий характер выстраивания взаимоотношений на практике;

-        построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

-        поддержка инициативы ребёнка во всех видах деятельности;

-        соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

Стандарт определяет Программу ДОУ как программу психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей. Для логопеда это может означать снятие регламентированных временных рамок для устранения речевого дефекта. Теперь, опираясь на ФГОС ДО, можно работать с ребёнком столько, сколько необходимо для устранения выявленного речевого нарушения.

Стандарт определяет направленность программ дошкольного образования на создание условий развития ребёнка, открывающихся возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей; на создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.

Новым в Стандарте является понятие «образовательная среда». Внешние, социальные компоненты образовательной среды определяют развитие личности ребёнка. Внутренние компоненты образовательной среды предполагают понимание ребёнком своего места в социальных отношениях со сверстниками и с взрослыми, вырабатывают отношение ребёнка к окружающей действительности.

 

Литература:

 

1.      Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/Под общ. редакцией М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. — СПб.: КАРО, 2014. — 112с. ISBN 978–5-9925–0936–6

2.      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2014. 96 с. (Правовая библиотека образования). ISBN 978–5-9949–1024–5

 

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, ведущая деятельность, вид деятельности, детское развитие, логопед, образовательная среда, позитивная социализация, речевое развитие, своевременное выявление нарушений, Стандарт.

Похожие статьи

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Организация внутрифирменного обучения педагогического персонала в условиях введения ФГОС ДО

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Выявление и сопровождение обучения одарённых обучающихся начальной школы в условиях введения ФГОС

Развитие социальной компетентности дошкольника при ознакомлении с трудом взрослых в условиях ФГОС

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Похожие статьи

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Организация внутрифирменного обучения педагогического персонала в условиях введения ФГОС ДО

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Выявление и сопровождение обучения одарённых обучающихся начальной школы в условиях введения ФГОС

Развитие социальной компетентности дошкольника при ознакомлении с трудом взрослых в условиях ФГОС

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО