Сущность и характеристика понятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 19.10.2018

Статья просмотрена: 2090 раз

Библиографическое описание:

Ракульцева, Н. Г. Сущность и характеристика понятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н. Г. Ракульцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53148/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современный период в российской истории и образовании характеризуется формированием новой концепции дошкольного образования. Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в обществе, не могли оставить без изменения и систему образования. Таким образом стал актуальным вопрос о создании стандарта образования.

Для начала надо разобраться, что означает понятие «стандарт»? Определение стандарта дано во многих литературных источниках. (Таблица 1)

Таблица 1

Основные понятия стандарта

Источник

Определения

1.

«Словарь иностранных слов русского языка»

Стандарт — [англ. standard] 1) образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов; 2) нормативно технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и…

2.

«Большой Энциклопедический словарь»

Стандарт — (от англ. standard норма образец), в широком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт как нормативно технический документ устанавливает комплекс норм, правил,…

3.

«Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации»

Стандарт — официальное издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые устанавливают на основе достижений науки, техники и передового опыта и утверждают в соответствии с действующим законодательством.…

4.

«Толковый словарь Ушакова»

Стандарт — 1. стандарт, муж. (англ. standart). 1. Типовой образец, которому должно удовлетворять изделие по размерам, форме и качеству. Изготовлять что-нибудь по определенному стандарту.

5.

Закон «Об образовании в РФ» [Глава2]

[Статья 11]

«…образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».

6.

«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования»

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

7.

Мнение автора

Изучив определение стандарта в различной литературе, можно сделать вывод, что конкретного определения стандарта нет. Стандарт — это образец, набор требований на которые должны ровняться все дошкольные организации.

С 1 сентября 2013 года вступивший в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определил новый статус дошкольного образования как уровня общего образования. В связи с этим, для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший Федеральный государственный образовательный стандарт.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и дошкольные образовательные организации (ДОО) на организацию образовательного процесса в совершенно новом формате.

Мы должны осознавать, что стандарт дошкольного образования — это безусловно особенный документ, связанный с поддержкой разнообразия детства.

Важно также обратить внимание, что основной принцип ФГОС ДО это «сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека» [14 с71], а не контроль развития ребенка и деятельности педагога. Стандарт дошкольного образования как эталон должен обеспечить условия индивидуального развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое.

Таким образом, изучив сущность и характеристику понятия ФГОС ДО можно сделать следующие выводы:

1) Стандарт — это образец, эталон, модель для сопоставления с ней других подобных объектов;

2) ФГОС ДО — это эталон дошкольного образования, к которому должны стремиться все дошкольные образовательные организации;

3) ФГОС ДО является стандартом качественного нового образования.

Все вышеизложенное положено в основу содержания ФГОС ДОО.

Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования это в первую очередь реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе. Проведенная исследовательская работа по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: сущность, характеристика, особенности внедрения» показала, что система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Объективной значимостью введения ФГОС ДО является:

1) Признание ступени ДО в системе общего образования.

2) Обеспечение качества, так как стандарт — гарант качества, обеспечивающий минимум содержания образования и требования к результатам образования.

3) Обеспечение непрерывности образования человека на разных ступенях.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] / К. Ю. Белая/ Справочник старшего воспитателя, 2014. — № 3. — С. 4–13.
  2. Волошина Л. Н. Развитие вариативных форм дошкольного образования как условие повышения его качества и доступности [Текст] / Л. Н. Волошина, Л. В. Серых / Управление дошкольным образовательным учреждением, — 2014. — № 2. — С. 32–37.
  3. Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: пособие для педагогов ДОУ. [Текст] /сост. О. В. Дыбина- М, 2012. — 145 с.
  4. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград, 2015. — 143 с.
  5. Микляева Н. В. Планирование в современном ДОУ: методическое пособие. [Текст] / сост. Р. В. Микляева. — М., 2013–123 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, стандарт, Федеральный государственный образовательный стандарт, комплекс норм, образовательная деятельность, общее образование, система образования, технический документ, требование, эталон.


Похожие статьи

Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Современная характеристика нравственной воспитанности младших школьников в аспекте Федерального государственного образовательного стандарта

Правовая характеристика и некоторые направления совершенствования правового регулирования договора возмездного оказания образовательных услуг

Правовое регулирование общего и дополнительного образования в Российской Федерации

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации

Преемственность дошкольного и начального экологического образования в условиях реализации ФГОС

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового образования

Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении

Похожие статьи

Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Современная характеристика нравственной воспитанности младших школьников в аспекте Федерального государственного образовательного стандарта

Правовая характеристика и некоторые направления совершенствования правового регулирования договора возмездного оказания образовательных услуг

Правовое регулирование общего и дополнительного образования в Российской Федерации

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации

Преемственность дошкольного и начального экологического образования в условиях реализации ФГОС

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового образования

Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении

Задать вопрос