Управление образовательным учреждением в условиях изменения законодательства Российской Федерации в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 08.02.2017

Статья просмотрена: 923 раза

Библиографическое описание:

Спыну, В. В. Управление образовательным учреждением в условиях изменения законодательства Российской Федерации в сфере образования / В. В. Спыну. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 448-452. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39381/ (дата обращения: 19.12.2024).



Модернизационные процессы в сфере образования, существенное изменение законодательной базы — все это предъявляет новые требования к управлению дошкольным образовательным учреждением. Данные требования, в первую очередь, должны быть основаны на глубоком понимании сути произошедших изменений и нововведений. Это понимание, при этом, должно присутствовать как у руководства ДОУ, так и коллектива учреждения, а также, что немаловажно — у родителей (законных представителей) обучающихся.

Необходимый минимум, этого понимания, на наш взгляд связан с выявлением принципиальных моментов и особенностей таких документов, как:

‒ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

‒ приказы Минобрнауки России № 1014 и № 1155 утверждающие «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» и «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», соответственно.

Данная совокупность, является базовой для дошкольного образования.

Кратко обозначим наиболее принципиальные моменты данных документов:

I) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1]

1) Согласно закону дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Таким образом, по окончании детского сада дети не должны проходить никакие тестирования и проверки уровня их знаний;

2) Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным — органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ;

3) Дошкольным образованием ребенка можно будет заниматься и дома, в этом новый закон не ограничивает родителей;

4) Обучение счету, чтению и письму в программу дошкольного образования не должны входить, этому должна учить ребенка школа. В ДОУ намного важнее развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, знакомиться с окружающим миром. Именно на это будет нацелена программа дошкольного образования. Также многие родители хотят, чтобы ребенок занимался дополнительно — плаваньем, рисованием, музыкой, танцами и так далее. Эти занятия должны организовываться дополнительно на платной основе.

5) Важнейшей новацией нового закона, считаем факт признания того, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Родитель теперь — полноправный участник образовательного процесса.

II). Приказ Минобрнауки России №1014 утверждающий «Порядок организации иосуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам— образовательным программам дошкольного образования» [2] содержит следующие новации:

1) Утвержден порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования. Так, дошкольное образование теперь можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне таковых (в форме семейного образования). Его содержание определяется образовательной программой дошкольного образования.

2) Названная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения программы определяются соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

3) Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений.

4) Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Последние могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Кроме того, могут быть организованы (без реализации образовательной программы дошкольного образования) группы детей раннего возраста (обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет), а также по присмотру и уходу для лиц в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Также могут быть созданы семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.

5) Организация самостоятельно определяет режим ее работы по 5-дневной или 6-дневной рабочей неделе. Группы могут функционировать в следующем режиме. Полного (12 часов), сокращенного (8–10,5 часов), продленного (13–14 часов) дня. Кратковременного (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам законных представителей возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

6) Кроме того, в «порядке» приведены особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

III) Приказ Минобрнауки России №1115 утверждающий «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [3].

1) Согласно концепции стандарта — дошкольное образование — это период психического развития ребенка, это важный и ответственный период. Дошкольное образование:

‒ это познание ребенком окружающего мира,

‒ это выявление природоспособных качеств,

‒ это развитие личностных качеств ребенка, это пора становления личности.

2) В дошкольном образовании выделяются следующие периоды:

‒ раннее детство (младенчество) — период до одного года;

‒ ранний возраст (от одного года до трех лет);

‒ дошкольное детство — это младший дошкольный возраст, период от трех до пяти лет и старший дошкольный возраст — период от пяти до шести лет.

Такая классификация позволяет выделить общие черты развития ребенка и индивидуальные перспективы развития ребенка.

3) Государственный стандарт дошкольного образования отражает следующие психолого-педагогические концепции:

‒ концепция психологического возраста развития ребенка;

‒ научно-психологическое понимание, т. е. детство — это закономерная последовательность внутренне необходимых этапов развития личности;

‒ полнота реализации задатков ребенка определяется соответствием образовательной формы психологическому содержанию того или иного этапа развития;

‒ научное положение об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

4) Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования являются:

‒ гарантии полноценного развития ребенка;

‒ защита его от некомпетентных взрослых;

‒ регулирование и повышение качества педагогического процесса;

‒ создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы дошкольного образования.

5) Государственный стандарт дошкольного образования опирается на стратегию дошкольного образования, которая включает в себя социальные, экономические, организационные, финансовые, методические аспекты в системе дошкольного образования. Таким образом, целью дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде.

6) Основными задачами дошкольного образования являются:

‒ создание необходимых условий для саморазвития, для развития способностей и талантов ребенка;

‒ создание ситуации успеха;

‒ развитие самостоятельности ребенка дошкольного возраста;

‒ развитие интереса к познанию;

‒ развитие нравственных качеств ребенка, формирование ценностных ориентаций у ребенка основанных на нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе;

‒ организация деятельности со сверстниками, которая позволяет ребенку увидеть в другом ребенке личность, учитывающей его желания, интересы.

7) Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, а не подготовка к школе.

Таким образом, учет обозначенных моментов, должен стать основой для управления ДОУ в современных условиях. При этом, нельзя сказать, что вся деятельность руководителя ДОУ, сегодня, жестко фиксирована данными документами, напротив, каждый из них, допускает значительную долю вариативности в управлении ДОУ (наиболее ярко это отражено в Государственном стандарте дошкольного образования).

Исходя из вышеизложенного, векторы развития, заданные рассмотренными документами, нужно считать «стратегическими» и «магистральными». Однако на «тактическом» уровне, «творческий подход» к управлению со стороны руководителя, не только не запрещается, но и приветствуется. Исходя из этой посылки деятельность, направленная на оптимизацию и повышение эффективности управления ДОУ является значимой и востребованной. В нашем докладе, мы представим всего лишь несколько возможных, в данном контексте, мер.

а) в связи с тем, что Федеральный закон № 273 рассматривает родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся как важнейших участников образовательного процесса, фактически первых, по значимости «воспитателей» детей необходима широкая работа по разъяснению наиболее существенных законодательных новаций в сфере дошкольного образования (в форме лекций, или семинаров). Практика и ряд социологических опросов известных агентств, показывают, что родители, к сожалению, весьма фрагментарно «наслышаны» о произошедших изменениях. Разъяснение их, должно рассматриваться как важнейшая задача любого ДОУ. На наш взгляд, эффективное взаимодействие с родителями, предусмотренное законом, просто невозможно.

2) Включение дошкольного образования в систему общего образования влечет новые требования к педагогическим кадрам ДОУ, а также к организации управления ими. Важнейшим условием оптимизации работы в ДОУ нам видится такая дифференцированная организаторская деятельность со стороны руководителей, как:

‒ целесообразная расстановка кадров;

‒ учет требований ФЗ № 273 относительно лиц, имеющих право на занятие педагогической деятельностью;

‒ четкое распределение обязанностей между педагогическими, руководящими и иными работниками образовательного учреждения;

‒ установление взаимосвязи между ними внутри коллектива, а также с коллективом родителей и общественностью.

Принципы, этой деятельности, целесообразно прописать в Уставе ДОУ.

3) Вступивший в силу «Дошкольный стандарт» — это стандарт условий.

К структуре ООП ДО, к условиям реализации ООП ДО, к результатам освоения ООП ДО, что равно ФГОС.

Исходя из этого, очень важно, чтобы педагоги могли сами выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ. Дошкольную программу нельзя унифицировать — дошкольный возраст очень пластичен, существует большое количество вариантов индивидуального развития детей. Необходимо обеспечить условия развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое. С таким разнообразием, следуя за ребенком, педагогам надо уметь работать.

Кроме того, семья тоже имеет право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности. Поэтому для дошкольников должен быть предусмотрен широкий спектр возможностей, в том числе, разные образовательные программы. Руководитель, со своей стороны, должен поддерживать и поощрять творческих педагогов, в том числе морально и материально.

4) Важнейшей мерой, способной благоприятно сказаться на организации управленческой деятельности руководителя ДОУ, считаем правильный выбор ориентиров для самообразования и повышения квалификации руководителя ДОУ. В идеале, руководитель должен обладать определенным набором профессиональных компетенций. Оптимальным перечнем профессионально значимых компетенций, личностных качеств, которыми должен обладать современный руководитель образовательного учреждения, чтобы обеспечивать качество управления развитием своего ДОУ, считаем:

‒ управленческую компетентность;

‒ экономико-правовую компетентность;

‒ информационно-коммуникативную компетентность;

‒ педагогическую компетентность.

‒ воспитательно-методическую компетентность.

‒ социально-психологическую компетентность;

Представленная структура, на наш взгляд, может быть использована руководителем учреждения при выборе ориентиров для самообразования. Ясно, что соответствовать всем требованиям сразу в полной мере невозможно. Но они могут стимулировать самосовершенствование руководителя, развитие осознанности его целей, обеспечивать повышение качества его деятельности, служить критериями оценки его профессиональной успешности и мастерства, следовательно, эффективности всей системы управления. Наконец именно на основе выделенных компетенций, современный руководитель может и должен строить всю работу с коллективом ДОУ.

5) В конкретной модели управления персоналом ДОУ избранной руководителем, большая роль должна отводиться формированию творческого коллектива единомышленников, а современные условия, требуют от педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства. Проводимая по этому направлению работа, бесспорно, создаёт в ДОУ культуросозидающую среду. При этом руководитель должен владеть всесторонней объективной информацией о коллективе. Таким образом, формирование целостной методики работы с коллективом — одна из приоритетных задач современного руководителя ДОУ. Конкретное содержание ее может существенно различаться, однако ее основная цель — формирование творческого коллектива единомышленников с высоким уровнем профессионального мастерства, должна оставаться неизменной.

Литература:

  1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [ред. от 25.11.2013] // Собрание законодательства РФ. — 31.12.2012. -N 53 [ч. 1]. — Ст. 7598.
  2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 [Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038] // Российская газета. — № 238. — 23.10.2013.
  3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 [Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384] // Российская газета. — N 265. — 25.11.2013.
  4. Никишина И. В. Технология управления образовательным учреждением. — М.: Учитель, 2011.
  5. Саенко Т. Профессионализация управленческой деятельности // Народное образование. — 2012. — № 7
  6. Черникова Т. В. Управление развитием образовательного учреждения. — М.: Сфера, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, образовательная деятельность, Государственный стандарт, программа, образовательная программа, ребенок, родитель, Россия, современный руководитель, Российская Федерация.


Похожие статьи

Правовое регулирование осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Правовое регулирование осуществления федерального государственного контроля качества образования

Деятельность кадровой службы по исполнению законодательства при декларировании доходов руководителей образовательных организаций

Управление образовательной организацией на основе комплексной оценки эффективности ее деятельности

Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в условиях применения ФГОС

Проект управления процессом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольной образовательной организации

Готовность учителя начальных классов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Организация воспитательного процесса обучающихся в условиях ФГОС НОО

Полномочия органов местного самоуправления на территории Белгородской области в сфере защиты прав потребителей

Похожие статьи

Правовое регулирование осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Правовое регулирование осуществления федерального государственного контроля качества образования

Деятельность кадровой службы по исполнению законодательства при декларировании доходов руководителей образовательных организаций

Управление образовательной организацией на основе комплексной оценки эффективности ее деятельности

Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в условиях применения ФГОС

Проект управления процессом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольной образовательной организации

Готовность учителя начальных классов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Организация воспитательного процесса обучающихся в условиях ФГОС НОО

Полномочия органов местного самоуправления на территории Белгородской области в сфере защиты прав потребителей

Задать вопрос