Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 10.04.2023

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Ключникова, О. Е. Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи / О. Е. Ключникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101380/ (дата обращения: 16.12.2024).



Чтобы идти в ногу со временем — нужны новые масштабные преобразования в сфере образования. Перед педагогами встала задача — не только дать глубокие знания по предмету, но и воспитать функционально — грамотную личность.

Основы воспитания функциональной грамотности закладываются еще в детском саду. И одним из главных участников развития функциональной грамотности является учитель — логопед. Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у обучающегося эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности.

Причины речевых и многих других нарушений связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием. Чтобы скорректировать имеющиеся нарушения нужны более эффективные направления и формы работы. И одним из таких направлений является нейропсихологическая коррекция.

Нейропсихологи́ческая корре́кция (нейрокорре́кция) — это специальный комплекс упражнений для детей, направленный на нормализацию функций их мозга.

Учитывая, что нейропсихологический подход является здоровьесберегающей и игровой технологией, я его использую на всех этапах коррекционной работы, тем самым оптимизируя усвоение программного материала.

I Подготовительный этап.

Основная цель — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

Комплекс нейропсихологических игр и упражнений подготовительного этапа включает в себя: растяжки, дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения, упражнения для глаз.

Коррекционная работа с детьми начинается с растягивающих упражнений. Мышцы растянуты и расслаблены, а значит ребенок готов к познавательной деятельности. Растягивающие упражнения особенно любимы детьми. Ведь выполняя их, можно ненадолго превратиться в сосульку, цветочек или звезду.

В начале курса занятий большое внимание уделяется выработке правильного дыхания. Оно успокаивает, способствует концентрации внимания, повышает деятельность мозга, а также для постановки звуков необходима сильная воздушная струя. Существует огромное количество дыхательных упражнений: «Загони мяч в ворота», «Прожорливые фрукты», «Фокус». На занятиях мы сочетаем дыхательные упражнения с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка. Используем визуализацию — «надуваем» цветные шарики в животе, «вдыхаем» солнечный свет и золотистую энергию, «пьем» воздух.

За красивую, четкую, правильную речь отвечает подвижность органов артикуляции: языка, губ, неба. Чтобы заинтересовать малышей и удержать их внимание, наряду с обычной артикуляционной гимнастикой, применяю метод биоэнергопластики. Этот метод позволяет объединить движения органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Такую гимнастику выполнять ребенку не только полезно, но и весело. Комплекс упражнений биоэнергпластики влияет на точность артикуляционных укладов, развивает координацию движений и мелкую моторику, синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь. Например, выполняя артикуляционное упражнение «Бегемотик», дети открывают и закрывают рот, одновременно с этим, упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук. А при выполнении упражнения «Чашечка», дети улыбаются, открывают рот и устанавливают язык наверху в форме чашечки, при этом кисти рук согнуты и принимают положение «чашечки».

На подготовительном этапе, для повышения познавательной активности и улучшения восприятия детей, полезны глазодвигательные упражнения. Такие упражнения способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, и прямым образом влияют на учебный процесс детей. А одновременные движения глаз и языка улучшают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. На всех видах занятий я использую упражнения: «Подвигаем глазами», «Подвигаем глазами и подышим», «Восьмерки». Часто глазодвигательные упражнения дополняются речевым сопровождением.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель этапа — сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука.

Комплекс нейропсихологических игр и упражнений подготовительного этапа включает в себя: логоритмические упражнения, массаж, самомассаж, кинезиологические упражнения;

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. С помощью таких занятий у ребенка развиваются: память, внимание, слух. Ребенок лучше ориентируется в пространстве, у него развивается ручная и артикуляционная моторика, улучшается звукопроизношение. В логоритмические занятия включаются чистоговорки, стихотворения, речевые и музыкальные игры, тем самым автоматизируется поставленный звук.

На своих занятиях с детьми я использую массаж и самомассаж: головы, языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. В этом мне помогают различные массажеры: массажные мячики, шарики и пружинки су-джок, сухие бассейны, карандаши, массажные коврики и аппликаторы. Су-джок мячи или «колючие ежики» стимулируют биологические точки на руках, ладонях, пальчиках. Вместо мячей можно воспользоваться «дарами природы» — шишками, орехами или каштанами. Такой массаж ребенок может выполнять самостоятельно. Любое действие с этими предметами принесет только пользу.

Период автоматизации звуков — это длительный и трудный этап работы. Чтобы сделать этот процесс более увлекательным — применяю метод кинезиологии. Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, что помогают улучшить: память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость.

Выполняя упражнение «Колечко», дети поочередно соединяют в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно произносят отработанный звук (слог, слово…) Также развитию межполушарного взаимодействия способствуют упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос».

Двуручное рисование интереснейший творческий опыт, который можно попробовать в любом возрасте. Такие игры вызывают у детей живой интерес. Вследствие этого не только налаживается работа высших психических функций, но и снимается тревожность, которая зачастую мешает ребенку справляться с заданиями

III Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель — формирование у ребенка умения и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения, а также формирование способности контролировать свое умение правильного произнесения звуков.

Комплекс нейропсихологических игр и упражнений данного этапа включает в себя: сказкотерапию, упражнения для релаксации.

В последнее время, в логопедии, заметно возрос интерес к сказкотерапии. Особая роль принадлежит кинезиологическим сказкам. В результате использования таких сказок — дети становятся активными в общении со взрослыми и сверстниками, учатся слушать собеседника, вступать в диалог. Сказка для ребёнка становится верным другом, помощником.

Упражнения для релаксации проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Предлагаемые расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны.

Итак, использование нейропсихологических приемов в работе учителя — логопеда способствует: развитию речевых навыков у детей, общей и мелкой моторики, навыков самоконтроля, высших психических функций, что непосредственно ведет к развитию функциональной грамотности дошкольников.

Литература:

  1. 1.Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Издательство В. Секачев, 2016.
  2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.
  3. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013.
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.
  5. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.: МПСИ, 2017.
  6. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015.
  7. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // М., 2001.
  8. Ахутина Т.В, Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2018.
  9. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом //П., 2018.
  10. Колганова В.С, Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. //М., 2015.
  11. Екжанова Е. А., Фроликова О. А., Эффективная коррекция для первоклассников//С-П., 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, ребенок, подготовительный этап, функциональная грамотность, III, внимание, кисть рук, коррекционная работа, мелкая моторика, Этап формирования.


Похожие статьи

Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя-дефектолога

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Педагогические приемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста, обеспечивающие успешное формирование их функциональной грамотности

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя-дефектолога

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Педагогические приемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста, обеспечивающие успешное формирование их функциональной грамотности

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Задать вопрос