С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Эти дети испытывают большие трудности при освоении программного материала вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга.
При несформированности межполушарного взаимодействия у ребенка наблюдается следующее:
— зеркальное написание букв и цифр;
— псевдолеворукость;
— логопедические отклонения;
— неловкость движения;
— агрессия, несформированность произвольного поведения;
— плохая память;
— отсутствие познавательной мотивации;
— инфантильность;
— нарушение границ предложения;
— трудности запоминания букв и их искажение и др.
Для того чтобы оказать своевременную помочь детям и устранить имеющиеся нарушения целесообразно в своей работе использовать нейропсихологические методики.
Применение нейроигр и упражнений при работе с детьми позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую моторику, зрительно-моторной пространственной координации, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Примеры нейропсихологических игр и упражнений
Самомассаж
Самомассаж различных частей тела способствует повышению статокинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения необходимы для развития речи, самоконтроля поведения, а также стимулируют работу сердца, головного мозга и нервной системы. Можно проводить такие игры:
— подуй через соломинку в мыльную воду, создавай пену;
— задувай свечки, в том числе и плавающие;
— подуй на пёрышко;
— сдувай с ладошки муку и др.
Игры с мячом, массажными ковриками
1 . Одной рукой ребёнок бросает мяч, другой-ловит.
Использую для развития грамматического строя речи: «Один-много», «Назови ласково».
2. Отбиваем, подбрасываем мяч правой или левой рукой «Живое-неживое», «Летает — не летает», усложняя, добавляю массажные коврики. Отбиваем мяч правой на звук Ш, а левой на Ж.
3. Упражнение «Двойной бросок с хлопком в ладоши»
Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке — по мячику. Одновременно бросаете оба мяча, хлопок и ловим. Высота броска — не выше уровня глаз.
Артикуляционные упражнения
«Часики» и «Качели» с пальчиком.
Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.
Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.
Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.
Кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука, слогов или слов.
Такие дорожки способствуют развитию координации, а также формированию содружественных движений обоими руками.
Составляем ритмичный ряд , для этого используем ритмичный круг, картинки, камешки, фишки и др.
«Симметричное рисование или двуручное рисование»(зеркальное)
Ребёнок берёт в каждую руку по карандашу и одновременно обводит одинаковые рисунки, при этом называет вслух эти рисунки.
Упражнение «Телесные фигуры, буквы и цифры».
Придумать вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Проиграть все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.
Нейроклассики
Построить классики из ковриков. Ребёнок прикладывает свою ладошку и стопу к изображению ладошки и стопы на коврике. Это упражнение развивает моторное внимание и переключение. Можно использовать не только на физкультминутках, но и при автоматизации и дифференциации звуков (например: прыгать и проговаривать слоги, слова).
Литература:
- Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. -М.: Академия, 2009.
- Глозман Ж. М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных.-М: Смысл, 2012.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Академия, 2006.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.-М.: АРКТИ, 2000.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
- Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: Сфера, 2003
- https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/nejropsihologicheskie_metodi_v_rabote_logopeda_232305.html
- https://infourok.ru/korrekciya-rechevyh-narushenij-doshkolnikov-s-ispolzovaniem-nejropsihologicheskih-priemov-5300824.html
- https://don-int.ru/neyropsihologicheskie-metody-v-logopedicheskoy-rabote
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/01/17/ispolzovanie-neyropsihologicheskih-metodov-i-priyomov-v