В моей статье речь пойдет о том, насколько существенно значение, а также необходимость и важность нейропсихологических приемов, применяемых логопедами на своих уроках со школьниками, имеющими речевые нарушения. Нейропсихолог и логопед — это современные профессии, которые прочно вошли в нашу жизнь. Мы часто слышим от родителей: мы посещаем с ребенком логопеда или собираемся на консультацию к психологу. В ХХ веке начала свое формирование новая интересная дисциплина, которая стала востребованной и назвали её нейропсихологией. Я хочу заострить внимание на особенностях этих пользующихся спросом профессий, и поговорить о том, что их связывает, а также, почему их так хочется соединить воедино.
Немного истории… Лев Семенович Выготский — известный психолог и педагог, работы которого хоть и были забыты наукой, но всё же именно они стали основой для современной организации обучения, развития программ и правильной разработки систем. Он стал автором и основателем передовой коррекционной педагогики. Но все же заслуга создания нейропсихологии принадлежит другому ученому с мировым именем — А. Р. Лурия. «Первые нейропсихологические исследования в нашей стране начали проводиться в 20-х гг. Л. С. Выготским. На основании изучения различных форм психологической деятельности он сформулировал основные положения о развитии высших психических функций и смысловом системном строении сознания… Дальнейшее развитие представлений о системном строении высших психических функций в коре головного мозга получило развитие в трудах А. Р. Лурия» [1, с. 16].
В нашем современном, динамичном, стремительном и беспокойном мире играет ключевую и серьёзную роль коммуникация. В своей выдающейся и блистательной работе «Мышление и речь» Выготский писал: «Первоначальная функция речи является коммуникативной функцией. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания» [2, с. 12].
Про функции речи в своих трудах писал и А. Р. Лурия, который утверждал: «…речь является орудием мышления и, наконец, средством регуляции (организации) собственных психических процессов человека» … «Поэтому речь, являясь средством общения, становится одновременно и механизмом интеллектуальной деятельности, позволяющим выполнять операции отвлечения и обобщения и создающим основу категориального мышления» [3, с. 297].
Последние годы ознаменовались увеличением жалоб родителей на речевые нарушения детей. В связи с этим появились трудности педагогов в обучении детей, а у школьников в усвоении школьной программы. Такое явление, как задержка речевого развития у детей, плохо сказывается не только на здоровье, но и на качестве жизни ребенка (плохо разговаривает, речь скудна, низкий словарный запас относительно возрастной нормы, медленная речь, нарушения произношения звуков и т. д.). Такая нерадостная картина имеет место не только в России, но и во всём мире. При таком росте речевых нарушений у детей возрастает и желание специалистов всего мира в поисках наиболее действенных способов помощи таким детям. Исходя из того, что научно доказана связь развития речи с работой мозга, результативна и важна совместная помощь логопедов и нейропсихологов.
Немного об этих замечательных науках (логопедия и нейропсихология) и о задачах логопедов и нейропсихологов в работе. «Логопедия — наука о выявлении, изучении, преодолении и профилактике нарушений речи у лиц разного возраста средствами специального обучения и воспитания» [4, с. 9]. Логопедия занимается изучением причин нарушений речи, симптомами и поисками эффективных способов коррекционного воздействия. Логопед проводит диагностику, а затем коррекцию нарушений речи, а также выявляет, попутно, связанные с этими нарушениями психические и физические проблемы.
Логопедия вплотную связана и тесно сотрудничает с другими науками. «Логопедия современности является динамично развивающейся наукой, предполагающей глубокое взаимопроникновение в системы других наук. Будучи педагогической наукой, логопедия, тем не менее, построена на фундаментальных знаниях из области не только общей и специальной педагогики, но и общей и специальной психологии… В современной логопедии широко используются данные психологии о механизмах, характере и структуре процессов мышления, восприятия, памяти, воображения и личностных характеристиках человека…» [4, с. 13].
Что же такое нейропсихология? «Нейропсихология — отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга» [1, с. 19]. Нейропсихология — наука, родившаяся относительно недавно, она постоянно развивается — в том числе разрабатываются новые методы и приемы для работы специалистов. Эта наука связывает психические процессы (память, внимание, речь и т. д.) с работой мозга (его отделов — правого и левого полушария).
Нейропсихологи корректируют психические и поведенческие процессы. Занимаясь пациентами с задержкой или отклонениями в развитии, нейропсихологии добиваются улучшения успеваемости детей в школе, ведь качество жизни напрямую зависит от степени сформированности структур головного мозга. Мозг — это фундамент для овладения знаниями, расширения кругозора и получения необходимых навыков. И логопедическая, и нейропсихологическая диагностика позволяют увидеть причины затруднений в жизни и учебе ребенка, это необходимо, чтобы правильно и грамотно составить профессиональную программу коррекции и развития. Поэтому важно диагностировать нарушения как можно раньше. Чтобы ребенка поскорее избавить от проблем в развитии рекомендуется наблюдать его у смежных специалистов (невролога, психолога, нейропсихолога, логопеда и пр.).
Почему профессии смежные и близкие? Общее у нейропсихолога и логопеда — это оказание помощи детям немедикаментозным методом. Также нейропсихологи и логопеды занимаются анализом и изучением развития детей с различными, иногда уникальными, особенностями развития. В наши дни к этим специалистам обращаются родители детей с индивидуальными особенностями развития, с проблемами и трудностями. Нейропсихологи и логопеды стараются свои возможности обогатить: поделиться методами, обменяться опытом, создать совместные программы. Приемы нейропсихолога могут гармонично и продуктивно вписаться в работу логопеда. В свою очередь способы, которые использует логопед, могут органично включиться в работу нейропсихолога. Знания основ нейропсихологии в части понимания того, как функционируют зоны головного мозга, могут быть полезны логопеду, чтобы правильно оценивать психическое состояние ребенка (поведение, эмоциональное состояния, гиперактивность, агрессивность и т. д.).
Наука нейропсихология (восстановление психических функций), изучающая психические процессы и функции мозга, еще, как и логопедия (восстановление речевых функций), изучает проблемы нормального и аномального развития.
Родители часто задаются вопросом, в каком возрасте лучше приводить ребенкакнейропсихологу и логопеду? Ответ однозначный в обоих случаях: чтобы результат был заметен, приводить ребенка лучше, когда мозг в достаточной мере уже сформировался, но он еще гибок и имеет возможность перестраиваться (примерно от 5 до 12 лет).
Нейропсихолог и логопед применяют специальные профессиональные методы, которые помогают оказать помощь детям в преодолении трудностей. Эти должности очень интересные, но и очень ответственные. Люди, которые выбрали эти профессии, должны обладать не только профессиональными знаниями, но и человеческими качествами. Это специалисты с устойчивой нервной системой, определенными личностными качествами и, конечно, любовью к детям и своей профессии. Эти качества необходимы, чтобы уметь выстроить доверительные и результативные отношения с любым пациентом. Большим плюсом в работе будет настойчивость и терпение. Ведь действия этих специалистов напрямую влияют не только на здоровье своих пациентов, но и на положительный результат дальнейшей жизни ребят.
Давайте разберемся, в чем же заключается помощь нейропсихологии и логопедии? И логопедия, и нейропсихология обходятся без лекарств, как уже было написано выше. Это очень важно для маленьких пациентов. Логопеды в своей работе применяют: нейрогимнастику рук, инновационные технологии, упражнения на развитие (памяти, внимания, мышления и т. д.). Помощь нейропсихологов (нейрокоррекция) напоминает физкультуру (двигательная) и когнитивную гимнастику. Цель нейропсихолога заставить работать все участки мозга (активация неработающих функций мозга и функций, которых не было). Все упражнения (умственные и двигательные), предложенные на занятиях, должны заставить мозг ребенка работать так, чтобы он становился более внимательным, спокойным, усидчивым. Это, как следствие, будет влиять на учебу, поведение, жизнь и здоровье ребенка.
В профессию, связанную с нейропсихологией, приходит много молодых и одаренных людей. Одна из таких И. А. Сальникова, которая владеет методами нейрокоррекции и считает, что очень важна совместная работа логопеда и нейропсихолога. «Психолог, кандидат психологических наук Сальникова И. А. в своей статье затрагивает тему: зачем ребенку нужен нейропсихолог и чем он ему поможет. Многие дети, посещая логопеда, не приходят к нужным результатам. Тогда ребенка следует показать нейропсихологу. Совместная профессиональная помощь этих специалистов обязательно даст ожидаемый результат. Проблем встречается много и родителям необходимо вовремя увидеть их у своего ребенка, и тогда вовремя оказанная совместная помощь, может помочь ребенку добиться успехов и улучшить его качество жизни» [5].
Мы уже пришли к пониманию, что в логопедической работе имеет важное значение применение нейропсихологии. Мы уже говорили о том, что из года в год детей, у которых наблюдаются нарушения в развитии, появляется все больше. Неумолимая статистика показывает, что происходит численный рост детей со смешанными нарушениями в развитии, при этом становится меньше ребят, имеющих только речевые нарушения. От чего это зависит? Это отдельная очень важная и серьезная тема. А мы остановимся на том, какими способами и методами наиболее эффективно помочь нашим детям. При недоразвитии или индивидуальных особенностей развития головного мозга ребенка у него возникают затруднения с письмом и чтением. А без усвоения этих предметов, которые являются основой, не может быть нормального обучения. Страдает при этом и ребенок, и его родители. Поэтому, чтобы помочь таким детям и ускорить результат, логопеды начинают пользоваться и применять нейропсихологические методики. Это помогает более комплексно подойти к оказанию помощи при различных речевых и когнитивных нарушений. Значит, специалист сможет верно разработать и применить индивидуальные программы коррекции. Это крайне полезно, что можно объединить две специализации, которые помогут на профессиональном уровне учесть все аспекты проблемы.
Очень много детей, нуждающихся в своевременной и квалифицированной помощи — это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые живут с физическими или психическими недостатками, имеют ограничение жизнедеятельности. Такие дети имеют нарушения коммуникативной функции речи. Ведь мы знаем, ценность и незаменимость общения для детей с такими отклонениями, а для выражения своей мысли непосредственно речь является главным средством. Поэтому, чтобы помочь таким пациентам, первостепенная цель логопеда обучить ребенка пользоваться этим жизненно важным средством. Логопеду приходится сталкиваться с уникальными и сложными случаями речевых нарушений, и ему в работе просто необходимо пользоваться знаниями в области нейропсихологии, чтобы лучше разобраться и понять функции головного мозга.
Школьнику очень важно научиться читать, писать, говорить, думать. В это время у него работают определенные зоны мозга, изучением которых и занимаются нейропсихологи, в свою очередь эти знания помогают логопеду. Вот мы и подошли к главному выводу в нашей теме: нейропсихологические системы, технологии, разработки, учения, опыт и знания совместно с логопедическими приемами, методиками необходимы для успешной коррекции речевых нарушений — это дает возможность логопеду более качественно и эффективно делать свою работу (справляться с нарушениями интеллектуальными, речевыми и др.). Это фундамент работы логопеда для достижения успеха в помощи детям.
Профессор, доктор психологических наук Т. Г. Визель в своих работах очень доходчиво поясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии. Её учебник «Основы нейропсихологии» очень интересен для логопедов, психологов и для других специалистов. Визель, изучая происхождения нарушений речи, тесно связывает конкретные расстройства с отдельным разделом нейропсихологии. «Особый раздел нарушений речи составляют закономерности нарушений развития речи, которые непосредственно связаны с особенностями общего психического развития ребенка. Это обусловливает то, что часто наблюдаются нарушения и психического, и речевого развития, хотя они могут выступать и изолированно» [6, с. 289].
Совместная работа специалистов в области логопедии и нейропсихологии даёт наилучшие показатели в повышении уровня образования, усвоения школьной программы, развития личности и интеллекта школьника.
Хочу еще раз вспомнить большого ученого А. Р. Лурия. А. Р. Лурия — это кладезь для изучения и познания нейропсихологических подходов, которые необходимы для деятельности логопедов. Компетентность в изучении связи между мозговыми функциями и процессами развития речи незаменима для коррекционных занятий, для квалифицированного оценивания особенностей мозговой структуры ребенка. Эта научная осведомленность поможет логопеду в подборе специальных упражнений. Для более совершенной помощи в устранении речевых дефектов и формировании правильной речи ребенка надо стараться адаптировать методы к каждому определенному случаю.
Вывод: огромная значимость нейропсихологии для деятельности логопеда имеет большое и неоценимое значение. Логопед и нейропсихолог занимаются психической деятельностью, но в разных областях. Поэтому их так хочется соединить воедино — логопед-нейропсихолог.
Необходимый и обязательный подход предполагает использование игровых упражнений и интеллектуальных заданий, которые будут способствовать активизации и стимуляции работы мозга (его нужных участков). Одно из необходимых условий — это грамотный подбор заданий. Очень важно, чтобы они были комплексными и включали в себя развитие: памяти (слуховой и зрительной), лексико-грамматических навыков, развитие речевой активности, артикуляции, психические процессы (восприятие, мышление, внимание) и т. д. Еще один существенный аспект — это интересные, не скучные, увлекательные, мотивирующие задания.
Хочу привести в виде примеров некоторые упражнения, которые я применяю в своей работе со школьниками с речевыми нарушениями. Цель моих упражнений состоит в том, чтобы в игровой форме развить у детей: речевую активность, активизировать межполушарное взаимодействия, накопление словаря, развитие восприятия, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, коррекция нарушений звукопроизношения, развитие связной речи, и, наконец, двигательных навыков.
Упражнения :
- Надо как можно быстрее прочитать про себя каждую строчку (начиная с первой) и назвать вслух цвет каждого слова. Если ребенок ошибся, надо дать ему возможность исправиться — дать правильный ответ. Затем продолжить упражнение. Слова выкрашены в соответствующий слову цвет. [7, с. 7].
Синий, фиолетовый, красный, оранжевый.
Оранжевый, синий, красный, зелёный, фиолетовый.
- Где право, где лево, где середина. Какой по цвету мячик справа, какой слева, какой в середине (все мячики — ёжики разных цветов).
- Кнопочки-«нажималочки». Ловкие ручки (развитие моторики, координации движений, речи). Пять мячиков-ёжиков — пять пальчиков. Сначала каждым пальчиком по очереди нажимаем на один из мячиков-ёжиков. Затем используем все пять мячиков. Кладем ладонь на стол и подушечку каждого пальчика соединяем с каждым из мячиков, нажимая всеми пальчиками на все мячики. Затем пробуем сжимать и разжимать ладонь, удерживая мячики и пытаясь катать их по столу. Работать можно двумя руками.
- Положить ладонь на стол и отвести каждый пальчик друг от друга на возможное расстояние. Затем второй рукой положить между каждым пальчиком по мячику. Тренируя пальчики, пытаться сжимать мячики. После чего сделать то же самое второй рукой.
- Нейрозарядка для ручек и пальчиков. Дом — ёжик — замок. Занятия способствуют развитию логики, творческого мышления, внимания и координации движений. Развиваем умственные способности, тренируем координацию. Соедините пальцы рук «домиком», затем поставьте ладони под углом друг к другу, расположив пальцы одной руки между пальцами другой. Сделайте замок: прижмите ладони друг к другу и сплетите пальцы.
- «Фонарики». Фонарики зажглись — пальчики обеих рук нужно выпрямить. Один фонарик погас: нужно сжать пальцы левой руки. Затем погас другой фонарик: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой — сжаты в кулачок. После этого снова зажигаются оба фонарика, потом они по очереди гаснут. Повторяем упражнение 6–8 раз, постепенно добиваясь высокой скорости его выполнения.
- Межполушарные тетради. Формирование межфункционального взаимодействия высших психических функций. Формирование устойчивых координат (право — лево, верх — низ), формирование зрительно-пространственного восприятия, формирование зрительно-моторных координаций, развитие произвольной регуляции движений, моторной ловкости, мелкой моторики. [8, с. 28–29].
- Межполушарные доски. Развивают мелкую моторику, мышление, память, внимание. Необходимо одновременно двумя руками с помощью стилусов обвести фигуры от начала до конца.
- Игра «Светофор». Развиваем память. Игра в парах. Можно с магнитами, можно с пуговицами (магниты или пуговицы должны быть цветные). Ученик задаёт задание другому: ставит магниты на поле, запоминает и убирает. Другому ученику необходимо запомнить точное расположение магнитов по цветам и поставить также. Потом пара меняется. Задание для более младшего возраста (магниты или пуговицы могут быть одного цвета).
- «Игра в слова». Развиваем внимание. Расширение словарного запаса. Из букв составляем слова и читаем их. Слова можно составлять по горизонтали, вертикали, вверх или вниз. Слова могут изгибаться, но только под прямым углом.
Литература:
- Бизюк, А. П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие / А. П. Бизюк. — СПб: Речь, 2005. — 293 c.
- Выготский Л. С. Мышление и речь: сборник / Л. С. Выготский. — Москва: АСТ: Астрель, 2011. — 637 с.
- Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 c.
- Коллектив авторов. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т. Б.] — изд. 2-е, испр. и доп. — Москва: Эксмо, 2018. — 608 с.
- Сальникова, И. А. Подросток не хочет учиться: проблема или этап взросления / И. А. Сальникова. — Текст: электронный // Центр психотерапии Алвиан: [сайт]. — URL: https://medalvian.ru/zhurnal/podrostok-shkola/
- Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное / Т. Г. Визель. — Москва: Издательство АСТ, 2021. — 544 с.: ил.
- Литинская, К. В. Межполушарное взаимодействие. Задания для развития ребёнка / К. В. Литинская. — Москва: Издательство АСТ, 2022. — 64 с.: ил.
- Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Прописи / Т. П. Трясорукова. — 11-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. — 31 c.: ил. — (Школа развития).