В статье представлены результаты исследования страхов детей старшего дошкольного возраста, а именно самые частые страхи в этом возрасте и причины их появления.
Ключевые слова: страх, старший дошкольный возраст, дошкольник.
В 2019 году среди 50 дошкольников было проведено исследование, направленное на выявления страхов, самых часто испытываемых среди детей старшего дошкольного возраста, и на выявление причин их появления.
По своей сути страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности [5, 386 с.].
Основная часть исследования было построено на таких методиках, как тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой и проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи». Если первая методика дает дошкольнику список из 28 страхов, на каждый из которых возможен положительный ответ — «боюсь» (черный домик) — и соответственно отрицательный — «не боюсь» (красный домик), то вторая методика подразумевает свободный выбор единственного самого сильного страха. В момент самостоятельного выбора дошкольник сам выбирает то, что волнует или пугает его больше всего, когда, выслушивая своеобразный список, ребенок может выбрать от нескольких до всех 28-ми страхов. Каждую из методик можно подстроить под конкретные цели исследования, так полученная информация становится материалом для написания данной статьи, где цель — не выявление уровня подверженности страхам, а выявление самых часто испытываемых.
Стоит отметить, что в течение исследования дошкольники охотно делились своими мыслями и предположениями о моментах и ситуациях возникновения страхов. Это важный момент в работе — дети принимали особенно активное участие, рассказывали о себе и собственных чувствах, что делало работу над исследованием легче и интереснее, хотя ранее предстоящая работа казалась почти тревожной. Конечно, не 100 % опрошенных принимали столь активное участие, несколько ребят предпочитали односложные ответы и не проявляли особой заинтересованности.
Далее приведены самые примечательные результаты проведенных методик. Предполагается начать с итогов проективной методик А. И. Захарова «Мои страхи», для того чтобы впечатление от списка из 28-ми страхов тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой не накладывалось на главный и самый сильный страх дошкольника. Примечательно, что ситуации наложения не возникло и при обратном порядке использования методик, но соблюдать последовательность все-таки стоит во избежание обратного.
Для удобства обработки результатов методики «Мои страхи» были выделены основные виды страхов среди старших дошкольников. Абсолютно преобладает страх отрицательных (страшных) персонажей сказок, фильмов ужасов и игр — 30 % (15). Следующим по преобладанию среди старших дошкольников является страх крови и смерти 24 % (12). Далее страх перед стихией и призраком — 12 % (6).
Откуда берутся такие страхи? Воображение и окружающая информация от персонажей книг, фильмов куда более высокого возрастного рейтинга, до пересказываемых друг другу страшилок.
Далее результаты теста «Страхи в домиках» показывают, как много явлений могут пугать, когда старший дошкольник задумывается об этом. Итак, самым часто испытываемым страхом становится страх войны — 98 % (49) обследованных обозначили его, поместив в «черный домик». Далее выделяется страх нападения и смерти — 86 % (43). Страх перед страшным сном и животным (волком, змеем) выбрали — 80 % (40) старших дошкольников. Также выделяются такие страхи, как: потеряться — 68 % (34), стихий (наводнение, гроза) — 64 % (32), глубины — 60 % (30), смерть близких, чужие люди и наказание — 58 % (29). Далее боль — 56 % (28), укол — 42 % (21), огонь и болезнь — 42 % (21).
Из результатов двух методик следует неожиданный вывод. Большинство детей старшего дошкольного возраста, имея возможность выбрать единственный страх, выбирают «несуществующих отрицательных персонажей». В тоже время в методике, где выбирать можно неограниченное количество страхов, лидируют такие страхи как «войны», «смерти», «нападения», «стихий» и т. д.
Причин для этого оказывается несколько. От большого количества информации, как указано выше, до ее недостатка, как в случае «природных явлений». Современный окружающий мир перенасыщен информацией, дети зачастую получают сведения содержания, сильно превышающий их возраст. В данном случае подобным стали фильмы ужасов 18+, которые фигурировали в равной степени с персонажами сказок и мультфильмов, а также передаваемых друг другу страшилок. В эту же категорию можно отнести страх «войны и смерти», так как в беседе дети обращались в основном к тому, что узнали из кино. В редких случаях «боль» воспринимается, как что-то реальное, если с ней уже сталкивались, в остальных случаях дети имеют смутные представления, взятые из кинофильмов и историй. В случае страха «болезни» чаще описывалось превращение в зомби, чем смерть.
Достаточно случаев, когда страх формируется по незнания явления или необходимых действий — такие как «природные явления» и «потеряться/ остаться одному.
Большинство испытываемых страхов имеют временный характер и проходят сами. Часто игнорируются взрослыми. Так, страхи не исчезают бесследно, на их место приходят новые и так далее. Самое важно, не допущение превращения страхов в фобии.
Литература:
- Горьковая, И. А. Страхи у детей и их преодоление психология и педагогика // Педиатр. — 2014. -№ 3. — С. 128 -133.
- Дорофеева Г. А. Страхи: определение, виды, причины // Известия ТРТУ. — 2002. № 1 — С. 177–184.
- Ильин, Е. П. Психология страха. — СПб.: Питер, 2017–500 с.
- Кочетова, Ю. А. Психологический анализ страхов детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 10–2. — С. 186–193.
- Краткий психологический словарь/ ПЕР СЭ; Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. И доп. — М., — 494 с.