Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Самые распространенные страхи детей старшего дошкольного возраста

Психология
23.08.2020
322
Поделиться
Библиографическое описание
Михайлова, М. В. Самые распространенные страхи детей старшего дошкольного возраста / М. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 34 (324). — С. 117-118. — URL: https://moluch.ru/archive/324/73252/.


В статье представлены результаты исследования страхов детей старшего дошкольного возраста, а именно самые частые страхи в этом возрасте и причины их появления.

Ключевые слова: страх, старший дошкольный возраст, дошкольник.

В 2019 году среди 50 дошкольников было проведено исследование, направленное на выявления страхов, самых часто испытываемых среди детей старшего дошкольного возраста, и на выявление причин их появления.

По своей сути страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности [5, 386 с.].

Основная часть исследования было построено на таких методиках, как тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой и проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи». Если первая методика дает дошкольнику список из 28 страхов, на каждый из которых возможен положительный ответ — «боюсь» (черный домик) — и соответственно отрицательный — «не боюсь» (красный домик), то вторая методика подразумевает свободный выбор единственного самого сильного страха. В момент самостоятельного выбора дошкольник сам выбирает то, что волнует или пугает его больше всего, когда, выслушивая своеобразный список, ребенок может выбрать от нескольких до всех 28-ми страхов. Каждую из методик можно подстроить под конкретные цели исследования, так полученная информация становится материалом для написания данной статьи, где цель — не выявление уровня подверженности страхам, а выявление самых часто испытываемых.

Стоит отметить, что в течение исследования дошкольники охотно делились своими мыслями и предположениями о моментах и ситуациях возникновения страхов. Это важный момент в работе — дети принимали особенно активное участие, рассказывали о себе и собственных чувствах, что делало работу над исследованием легче и интереснее, хотя ранее предстоящая работа казалась почти тревожной. Конечно, не 100 % опрошенных принимали столь активное участие, несколько ребят предпочитали односложные ответы и не проявляли особой заинтересованности.

Далее приведены самые примечательные результаты проведенных методик. Предполагается начать с итогов проективной методик А. И. Захарова «Мои страхи», для того чтобы впечатление от списка из 28-ми страхов тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой не накладывалось на главный и самый сильный страх дошкольника. Примечательно, что ситуации наложения не возникло и при обратном порядке использования методик, но соблюдать последовательность все-таки стоит во избежание обратного.

Для удобства обработки результатов методики «Мои страхи» были выделены основные виды страхов среди старших дошкольников. Абсолютно преобладает страх отрицательных (страшных) персонажей сказок, фильмов ужасов и игр — 30 % (15). Следующим по преобладанию среди старших дошкольников является страх крови и смерти 24 % (12). Далее страх перед стихией и призраком — 12 % (6).

Откуда берутся такие страхи? Воображение и окружающая информация от персонажей книг, фильмов куда более высокого возрастного рейтинга, до пересказываемых друг другу страшилок.

Далее результаты теста «Страхи в домиках» показывают, как много явлений могут пугать, когда старший дошкольник задумывается об этом. Итак, самым часто испытываемым страхом становится страх войны — 98 % (49) обследованных обозначили его, поместив в «черный домик». Далее выделяется страх нападения и смерти — 86 % (43). Страх перед страшным сном и животным (волком, змеем) выбрали — 80 % (40) старших дошкольников. Также выделяются такие страхи, как: потеряться — 68 % (34), стихий (наводнение, гроза) — 64 % (32), глубины — 60 % (30), смерть близких, чужие люди и наказание — 58 % (29). Далее боль — 56 % (28), укол — 42 % (21), огонь и болезнь — 42 % (21).

Из результатов двух методик следует неожиданный вывод. Большинство детей старшего дошкольного возраста, имея возможность выбрать единственный страх, выбирают «несуществующих отрицательных персонажей». В тоже время в методике, где выбирать можно неограниченное количество страхов, лидируют такие страхи как «войны», «смерти», «нападения», «стихий» и т. д.

Причин для этого оказывается несколько. От большого количества информации, как указано выше, до ее недостатка, как в случае «природных явлений». Современный окружающий мир перенасыщен информацией, дети зачастую получают сведения содержания, сильно превышающий их возраст. В данном случае подобным стали фильмы ужасов 18+, которые фигурировали в равной степени с персонажами сказок и мультфильмов, а также передаваемых друг другу страшилок. В эту же категорию можно отнести страх «войны и смерти», так как в беседе дети обращались в основном к тому, что узнали из кино. В редких случаях «боль» воспринимается, как что-то реальное, если с ней уже сталкивались, в остальных случаях дети имеют смутные представления, взятые из кинофильмов и историй. В случае страха «болезни» чаще описывалось превращение в зомби, чем смерть.

Достаточно случаев, когда страх формируется по незнания явления или необходимых действий — такие как «природные явления» и «потеряться/ остаться одному.

Большинство испытываемых страхов имеют временный характер и проходят сами. Часто игнорируются взрослыми. Так, страхи не исчезают бесследно, на их место приходят новые и так далее. Самое важно, не допущение превращения страхов в фобии.

Литература:

  1. Горьковая, И. А. Страхи у детей и их преодоление психология и педагогика // Педиатр. — 2014. -№ 3. — С. 128 -133.
  2. Дорофеева Г. А. Страхи: определение, виды, причины // Известия ТРТУ. — 2002. № 1 — С. 177–184.
  3. Ильин, Е. П. Психология страха. — СПб.: Питер, 2017–500 с.
  4. Кочетова, Ю. А. Психологический анализ страхов детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 10–2. — С. 186–193.
  5. Краткий психологический словарь/ ПЕР СЭ; Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. И доп. — М., — 494 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
страх
старший дошкольный возраст
дошкольник
Молодой учёный №34 (324) август 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 117-118):
Часть 2 (стр. 87-163)
Расположение в файле:
стр. 87стр. 117-118стр. 163

Молодой учёный