На обложке
изображен
Ээро Сааринен (1910–1961), американский архитектор
и дизайнер мебели финского происхождения.
Сааринен родился
в Финляндии, в семье известного архитектора, одного из основоположников
финского архитектурного романтизма, Элиеля Сааринена и дизайнера по
текстилю Лои Сааринен. Его мать была, кроме того, скульптором и очень
серьезно относилась к художественным занятиям сына. Все детство Ээро
глубоко изучал рисунок и живопись. Когда ему было 13 лет, семья переехала
в Америку.
Известно, что
молодой Сааринен был фантастически азартным и обожал соревнования и конкурсы.
Однажды в 12 лет, еще до переезда в Америку, он выиграл конкурс на лучший
дизайн спичек, организованный шведской газетой. Сначала он мечтал быть
скульптором: около года молодой Сааринен изучал скульптуру в парижской
Академии де ла Гранд Шомьер. Однако переключился на освоение архитектуры
в Йельском университете. После его окончания, Сааринен на два года уехал
в Европу, где познакомился с новейшими архитектурными направлениями.
В США же он вернулся убежденным сторонником функционализма, со второй
половины 1930-х годов все больше влиявшего на американскую архитектуру.
Архитектурную практику Сааринен проходил под руководством отца.
Всего за десять
с небольшим лет Сааринену удалось создать ряд выдающихся проектов, которые
задали векторы развития современной архитектуры.
Первый
самостоятельный и беспрецедентный архитектурный проект молодого Сааринена —
мемориал «Ворота Запада» или Jefferson National Expansion в Сент-Луисе,
победивший в архитектурном конкурсе 1948 года. Причем заявки на конкурс
подали оба Сааринена — и сын, и отец, независимо друг от друга.
Сначала пришла телеграмма о том, что выиграл проект Элиэль и ему
причитается сумма 40000 долл. И лишь несколькими днями спустя стало
известно, что выиграл не отец, а сын.
Следующей крупной
работой, принесшей Сааринену широкую известность, стал комплекс для
«Дженерал-моторс» в Уоррене, штат Мичиган, названный журналистами
«промышленным Версалем». Затем Ээро Сааринен спроектировал аудиторию
Массачусетсского технологического института, где применил новаторские решения.
В это же время
Сааринен активно разрабатывал принципы органической архитектуры, заложенные
Фрэнком Ллойдом Райтом. Развитие архитектурной композиции Сааринен уподоблял
развитию биологического организма на основе заложенного в нем
генетического кода. По этому принципу Ээро Сааринен создал здания аэропорта им.
Дж. Кеннеди в Нью-Йорке, аэропорта им. Даллеса в Вашингтоне и крытого
хоккейного стадиона Йельского университета.
В 1956 году его
портрет появился на обложке журнала «Time» — настоящее событие для
архитектора, свидетельствовавшее об его огромной популярности при жизни.
Со временем стало
заметно, как расширился стилистический диапазон архитектора. Он сочетал
криволинейные железобетонные опоры и сложные своды, чтобы создать образ
взлетающей птицы (аэровокзал в Нью-Йорке). Он отдавал дань неоакадемизму
в зданиях американских посольств в Лондоне и Осло и оригинально
трактовал готику в жилом комплексе Йельского университета.
Многим Ээро
Сааринен известен не как гениальный архитектор, а как дизайнер, создатель
популярных икон модернизма — самой узнаваемой и часто копируемой
мебели в мире.
Сааринен навсегда
изменил отношение к предметам домашнего обихода. Когда Флоренс Нолл
пригласила его работать в компании «Knoll» в 1940 году, у Сааринена
уже был огромный опыт проектирования. На протяжении последующих 15 лет Сааринен
создал большинство узнаваемых вещей для этой компании — в том числе
стул «Tulip» («Тюльпан») и кресла «Womb» («Чрево») и «Grasshopper»
(«Кузнечик»).
Один из таких
показательных экспериментов — разработка Organic сhair «органического
кресла», спроектированного совместно с Чарльзом Имзом. Модель создавалась
специально для конкурса MoMA «Органический дизайн в домашней обстановке». Предмет
стал победителем конкурса, однако военное время не позволило запустить его
в производство. Объект увидел свет только в 2006 году, когда его переиздала
компания Vitra.
Инновационные для
тех лет материалы, формы, инженерные решения оставили в истории имя Ээро
Сааринена, ушедшего из жизни на пике своей карьеры. Дизайнер скончался в расцвете
творческих сил от опухоли мозга. В 1962 году Сааринен был посмертно награжден
Золотой медалью Американского Института Архитекторов. На момент его смерти
десять из его знаменитых построек еще не были завершены.