Методы и правила мозгового штурма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №34 (324) август 2020 г.

Дата публикации: 24.08.2020

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Скотаренко, Н. Д. Методы и правила мозгового штурма / Н. Д. Скотаренко, О. Н. Макушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 34 (324). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/324/73268/ (дата обращения: 19.12.2024).



Создание новых идей, а в особенности творческих идей высокого класса, — это жизненно важный процесс для развития любого бизнеса. Потребность в высококачественных креативных идеях всё больше возрастает на сегодняшних рынках. Многие утверждают, что высокий уровень креативности необходим для всех сфер бизнеса, включая стратегическое планирование и менеджмент.

За всю историю человечества проведено огромное количество исследований, которые касаются проблемы создания творческих идей. Большая часть этих исследований была стимулирована книгой Алекса Осборна, выпущенной в 1953 году под названием «Applied Imagination: Principles and Procedures of Creative Thinking». Там и было впервые введено понятие «мозговой штурм». В том же году понятие распространилось по всему миру, прочно оседая в сознании людей.

Позднее, при создании термина «мозговой штурм», на Алекса Осборна повлияли работы Грэма Уоллеса, которые включали в себя фундаментальные элементы процесса творческого мышления. И когда он ввёл понятие «brainstorming», то сразу же разработал для него 4 основных правила:

Первое правило устанавливало конечную цель процесса, которая заключалась в том, чтобы генерировать как можно больше идей. Основной упор делался на количество генерируемых идей, а не на их качество.

Второе правило состояло в запрете критике любой из идей. Осборн хотел, чтобы все суждения были исключены из процесса генерации вариантов решения, поэтому любые суждения откладывались до тех пор, пока не закончится процесс мозгового штурма.

Третье правило состояло в том, что дикие и сумасшедшие идеи только приветствовались, поскольку на самом деле порой приносили безумную пользу.

Четвертое и последнее правило заключалось в том, что участникам разрешалось объединять идеи или совершенствовать идеи друг друга.

Мозговой штурм, по словам Осборна, должен был проводиться в группе примерно из 5–12 человек. Он предположил, что участники группы должны иметь разный опыт в выполнении поставленной задачи, однако он не рекомендовал смешивать участников с различными уровнями иерархии компании в рамках группы мозгового штурма.

Другие особенности, которые предложил Осборн, заключались в том, что участники должны были быть заранее адекватно информированы о проблеме, которая будет решена в ходе мозгового штурма.

Всё это для того, чтобы творческое внимание было сосредоточено на конкретной проблеме. Кроме того, участники должны были пройти подготовку по правилам и методам мозгового штурма до начала сессии со стороны модератора. Осборн ясно дал понять, что ведущий мозгового штурма, играет ключевую роль в этом процессе.

Но что же до современного мозгового штурма, то он претерпел множество изменений, по сравнению с классической моделью. Теперь же это понятие куда шире, и затрагивает самые разные методики, общая цель которых остаётся прежней — добиться инсайта по решению той или иной проблемы.

Существует несметное количество придуманных методик для проведения мозгового штурма, и порой самой продуктивным методом может выступать собственноручно придуманный. Почему так? Потому что каждая ситуация по-своему индивидуальна.

И чем меньше шаблонности в применяемом методе, чем больше метод связывается с конкретной тематикой и конкретной проблемой, тем более высока вероятность решения этой проблемы и возникновения гениальной идеи. Предлагаю рассмотреть несколько методик, которые лично мне показались достаточно интересными.

Методика 1. «Почему бы и нет?» (рис. 1).

Методика «Почему бы и нет?»

Рис. 1. Методика «Почему бы и нет?»

Данный метод похож на пошаговую структурированную инструкцию по решению проблемы, но, как ни странно, в основном проводится в тишине. Представляется решение рассматриваемой идеи, после чего участники пытаются доказать все способы, при которых это решение является ошибочным. Почему? Да почему бы и нет? Такой метод следует применять, чтобы проверить «на прочность» возможное решение проблемы и доработать частично разработанное. Для проведения такого метода понадобится всего лишь бумага и ручки.

Методика 2. Цикл Деминга PDSA (рис. 2).

У. Эдвардс Деминг считал, что путём тщательного измерения и анализа бизнес-процессов можно определить, почему товары отклоняются от требований клиентов. Он создал довольно упрощённый цикл обратной связи — цикл PDSA. PDSA означает «plan» (планировать), «do» (делать), «study» (изучать), «act» (действовать).

Цикл Деминга PDSA

Рис. 2. Цикл Деминга PDSA

В этой модели нет ничего волшебного — это здравый подход к постоянному совершенствованию. И реальная сила метода заключается не в том, чтобы использовать его один раз, а в его постоянном использовании. Деминг приписывает своему наставнику Уолтеру Шухарту из Bell Laboratories создание этого цикла и называет его циклом Шухарта. Шухарт называл его циклом PDCA (plan, do, check, act). Деминг изменил его на PDSA. Интересно отметить, что в более новой концепции основной является стадия «plan», тогда как в более традиционных организациях эту роль выполняет стадия «do».

Итак, подводя итог, следует отметить, что процесс проведения мозгового штурма требует крайне тщательной подготовки. Определение темы, подготовка участников, выбор помещения, оснащение всем необходимым оборудованием — всё это не просто мелочи, а залог успеха мозгового штурма, не говоря уже и о самом процессе проведения. Но также следует отметить, что не обязательно придерживаться какой-то одной стратегии или методики при проведении brainstorming. Нужно понимать, что каждая ситуация индивидуальна. И на примере двух представленных методик можно смело сказать, что чем более оригинальная методика используется при решении конкретной проблемы — тем больше шансов на поиск креативного решения.

Литература:

1. Рассел, Джесси Метод мозгового штурма / Джесси Рассел. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 126 c.

2. Осборн, А.Ф. // Applied Imagination: Principles and Procedures of Creative Problem-Solving, 1963. — 417 с.

3. Коттон, Дэвид // The Smart Solution Book: 68 Tools for Brainstorming, Problem Solving and Decision Making, 2016. — 192 с.

4. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 2014. — 310с.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2015. — 480с.

Основные термины (генерируются автоматически): PDSA, мозговой штурм, идея, методика, PDCA, правило, проблема, том, участник, цикл.


Задать вопрос