Психолого-педагогический анализ некоторых методов, приемов и способов формирования у будущих учителей изобразительного искусства художественно-конструкторских знаний и умений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нурметов, М. Р. Психолого-педагогический анализ некоторых методов, приемов и способов формирования у будущих учителей изобразительного искусства художественно-конструкторских знаний и умений / М. Р. Нурметов, Д. Д. Хайитбаев, А. А. Сейитниязова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 685-687. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27342/ (дата обращения: 16.12.2024).



«Мозговой штурм» — «Брейнсторминг», «Синектика», «Методы и приемы творческого поиска в художественном конструировании», «Методы активизации творческого художественно-конструкторского мышления».

Метод «мозгового штурма» представляет собой процесс выработки и отбора идей по определенной проблеме группой студентов, обладающих развитым ассоциативным мышлением, способных проводить широкие аналогии. Сначала напоминает игру, то есть высказывание любых, даже абсурдных идей. Высказывания в группе стимулируют творческую мысль каждого, дают обширную пищу для создания ассоциативны связей, аналогий. Все высказывания заносятся в список, а затем обсуждаются. После отбора группы идей вырабатывается коллективное решение. Нормальную работу в группе обеспечивает руководитель, ставящий перед ней задачу, следящий за соблюдением в коллективе доброжелательных отношений, пресекающий критику по отношению к высказываниям друг друга, поддерживающий нужный темп работы. Несомненно то, что руководитель группы — хороший педагог и психолог. В этом методе необходимо выделить главный педагогический момент — организацию интеллектуальной коллективной деятельности в процессе решения творческой задачи.

Метод синектики. К коллективным методам можно отнести и метод «синектики». Также, как в методике «мозгового штурма» в синектических группах участвуют студенты, обладающие неограниченной фантазией. Руководитель группы не знакомит ее членов с содержанием задачи. Вначале идет разбор отдельных признаков объекта (функций, конструкций, формы, принципа строения или движения и т. д.), поскольку преждевременная постановка задачи затрудняет абстрагирование от привычного хода мышления на основе стереотипов. Процесс работы синектических групп включает в себя следующие фазы:

  1. Прямая аналогия. Аналогии часто находят в биологических системах, в технических объектах.
  2. Символическая аналогия. Находит отражение в конкретном приеме поиска. Подбираются названия, содержание ключевое понятие рассматриваемой проблемы и придающие этому понятию новую окраску.
  3. Личная аналогия (эмпатия) — вживание в образ изучаемого объекта и описание состояния объекта от первого лица.
  4. Фантастическая аналогия. Представление вещей такими, какими они не являются, но какими их хотелось бы видеть. Поскольку такая формулировка расплывчата, можно привести прием фантазирования, описанный Д. Родари, где отправной точкой является начало вопроса «Что было бы, если …?». Как видно, метод «синектики» состоит из творческих приемов, способных активизировать творческое мышление, сформировать огромное количество «подсобного материала» — аналогий, ассоциативных связей, выработать неординарное решение.

Рассмотрим отдельные элементы этих методов:

  1. Руководство коллективными интеллектуальными действиями. В методиках «мозгового штурма» и «синектики» руководство осуществляет широко эрудированный человек, обладающий высокими коммуникативными способностями, умеющий вести активный диалог, поддерживать в ходе диалога психологически комфортную обстановку. Члены групп высказывают идеи, опираясь на предшествующий, как осознанный, так и неосознанный опыт, способности к воображению, фантазии, импровизации, ассоциативное мышление. Все их высказывания, как «камни, брошенные в пруд», влияют на мысленные сознательные и бессознательные движения, чего не может быть, если творческую задачу в ограниченный временной промежуток решат один человек. Характеристику, данную руководителю группы, можно полностью отнести к современному педагогу, независимо от преподаваемого им предмета — характеристику, естественно, идеальную. Точно так же можно охарактеризовать положительный тип современного руководителя любого уровня, особенно — руководителя дизайнерского профиля. Здесь опорным сможет послужить осознанный практический и интеллектуальный опыт (знания по предметам школьной программы, изобразительно-художественные и трудовые умения и навыки, бытовой опыт, знания, полученные по каналам различных источников информации, общения со сверстниками и взрослыми и т. д.). Остальные факторы, такие как воображение, импровизация, ассоциативное мышление, а точнее — пробуждение этих свойств личности, зависят от уровня интеллектуального развития (на основе художественно-образного и логико-математического видов мышления), знания конкретного учебного коллектива, конкретного студента, и в большей мере — от самого преподавателя, его умения создать творческую атмосферу в учебном коллективе. При этом нужно учитывать опыт исследования по введению элементов «мозгового штурма» и метода «синектики» в учебную практику. Участников такой работы необходимо располагать лицом друг к другу (по кругу). С учетом того, что не все участники имеют один и тот же уровень знаний. Рекомендуется переформулировать задачу, если в ней имеются усложненные специальные термины, т. е. сделать доступной пониманию всех участников. Следует помнить и то, что студенты, участвовавшие в «брейнсторминге» (вариант «мозгового штурма») испытывают по окончании «сеанса» огромное моральное удовлетворение, так как им удалось без помех проявить свои способности. Последнее говорит о мастерстве руководителя, и очень важно, чтобы такое же удовлетворение испытывали бы студенты после окончания «шторма». Поощрения преподавателя позволяют сформировать у студентов к окончанию занятия убеждение в том, что они «сами до всего дошли», и нет беды в том, что свою удачу они не ставят в заслугу преподавателю (по первому впечатлению). Убеждение в своих не до конца раскрытых резервах добавит новый стимул к учению.
  2. Методы и приемы творческого поиска:
    1. Прямые аналогии. Различают био- и техноаналогии. В биоаналогиях используется антропоморфизация или зооморфизация (подобие живому организму в целом или по частям; в принципе движения, строения; форме, конструкции) и мимикрии — маскировочные приемы: реингтеграция, метаморфозы, псевдоморфозы. Техноаналогия ведет к взаимообогащению различных отраслей техники (перенос технических решений из военной сферы в производственную, из производственной — в бытовую и т. д.). В ХК дизайнерской практике используется как ведущий метод и как частный прием. Био- и техноаналогии представляют интерес для обучения методам и приемам решений технических и художественно-конструкторских задач.
  1. Символическая аналогия. Опирается на развитое образное мышление. Например, «поиск названия нужной книги».
  2. Личная аналогия (вживание в образ объекта). Может найти применение в отдельных индивидуальных случаях при решении художественно-конструкторских задач.
  3. Фантастическая аналогия. Также может найти применение в решении художественно-конструкторских задач описанными выше средствами, а также представлением различных обыденных предметов в различных размерных соотношениях по отношению к человеческим размерным признакам.

В рассмотрении методов активизации творческого мышления мы руководствовались положением об общности психофизиологических основ творчества детей и взрослых.

Достойны внимание и некоторые другие методы:

  1. Инверсия — метод проектирования от противного — способствует всестороннему развитию гибкости мышления «проектировщика», так как заставляет взглянуть на проблему с новой точки зрения. Это относительно простой, хотя и требующий определенных навыков, метод сознательного преодоления психологической инерции, являющейся главное помехой творческого подхода к любому виду проблем.
  2. Метод эвристического комбинирования. Базируется на комбинировании элементов объекта и предполагает изменение компоновочной схемы элементов, их замену и соединение в другой последовательности (перестановка, рекомбинация), что может оказать существенное влияние на форму объекта в целом.
  3. Пространственное сращивание — комплексное объединение предметов, функционально различных (элементы интерьера — мебель, радиоаппаратура, светильники и т. д.).
  4. Метод модульных элементов — один из эффективных методов проектирования, использующий в качестве основного элемента формы, конструкции, стандартную единицу — модуль (например, пчелиные соты имеют строение на основе шестиугольного модуля).
  5. Творческое переключение — переход от решения одной совокупности задач к другим. Данный эвристический прием соответствует требованиям гигиены умственного труда.
  6. Метод переопределения — один из эффективных методов повышения гибкости мышления, осуществляемой серией вопросов относительно других применений объекта в его настоящем виде при его модификации, по истечении срока эксплуатации.
  7. Метод выявления визуальных несоответствий. Способствует определению направлений, по которым должен идти поиск путей художественно-конструкторского решения. Включает в себя изучение образцов объекта проектирования; определение несоответствий и противоречий в компоновке и назначении деталей конструкции; определение причин этих несоответствий; выработка путей их устранения и способов приведения конструкции в соответствие с условием эксплуатации.
  8. Метод совершенствования объемно-пространственного мышления — изображение рентгеносхемы проектируемого объекта (или невидимых сторон и частей его при условии: субъект и объект неподвижны относительно друг друга.

Безусловно, что сами по себе перечисленные методы не могут составить основу для развития ХК — ХК — дизайнерского мышления студентов. Успешность их применения как в педагогической практике, так и в содержании обучения, зависит от их педагогического осмысления с учетом имеющихся исследований по аналогичной проблеме и, главным образом, — от конкретных действий преподавателя-практика.

Литература:

  1. Саламатова С. М. Формирование у студентов конструктивных знаний и умений в процессе трудовой подготовки на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1989.
  2. Радчук Л. И. Основы художественного конструирования: Учебное пособие для вузов. М.: Легпромбытиздат, 1989.
  3. Григорьев Э. П., Заец Р. В., Моляко В. А. Психологические аспекты художественного конструирования. — Киев, 1985.
  4. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Пер. с англ. — 2-ое изд., доп. — м.: Мир, 1988.
  5. Клубиков Б. И. Методы активизации творческого поиска в дизайне: Дисс. канд. искусствоведения. — Л., 1988.
  6. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. Пер. с фр. / Предисловие А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1989.
  7. Современные педагогические технологии в личностно ориентированном обучении и воспитании: Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей / Под ред. докт. пед. наук, проф. Р. Х. Джураева. — Ташкент, 2008.
  8. Зиямухамедов Б. и др. Новая педагогическая технология: теория и практика. — Ташкент, 2002.
  9. Половинкин А. И. Основы инженерного творчества / Учебное пособие для студентов втузов. — М.: Машиностроение, 1988.
  10. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй: Пер. с итальянского. — М.: Прогресс, 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): руководитель группы, ассоциативное мышление, друг друга, задача, студент, творческая задача, творческий поиск, творческое мышление, учебный коллектив.


Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Рекомендации по формированию у будущих учителей изобразительного искусства художественно-конструкторских знаний и умений

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у художников-стилистов в условиях интеграции дисциплин художественного и инженерного направления

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Педагогические возможности экономических дисциплин в развитии нравственно-правовой культуры студента

К рассмотрению воспитательных методов и подходов в управлении педагогическими процессами в средне специальных учебных заведениях

Психолого-педагогические рекомендации по формированию межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Рекомендации по формированию у будущих учителей изобразительного искусства художественно-конструкторских знаний и умений

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у художников-стилистов в условиях интеграции дисциплин художественного и инженерного направления

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Педагогические возможности экономических дисциплин в развитии нравственно-правовой культуры студента

К рассмотрению воспитательных методов и подходов в управлении педагогическими процессами в средне специальных учебных заведениях

Психолого-педагогические рекомендации по формированию межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза

Задать вопрос