Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методика мозгового штурма в обучении экономике

Педагогика
Препринт статьи
09.12.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается потенциал методики мозгового штурма как эффективного инструмента активизации познавательной деятельности учеников в процессе обучения экономическим дисциплинам. Анализируются ключевые этапы, правила и модификации метода, адаптированные для решения специфических экономических задач.
Библиографическое описание
Адаменко, А. Е. Методика мозгового штурма в обучении экономике / А. Е. Адаменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131209.


Экономика как наука не существует в вакууме — она динамична, сложна и часто не имеет единственно верных ответов. Традиционные лекционные форматы, направленные на передачу знаний, не всегда развивают навыки критического мышления, креативности и работы в команде, столь востребованные на современном рынке труда.

Мозговой штурм, разработанный Алексом Осборном в 1950-х годах, является идеальным методом для преодоления этих ограничений. Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Мозговой штурм относится к методу критического мышления, активирующему умственную деятельность и творческий подход в решении поставленных задач. метод направлен на реализацию деятельностного и личностно — ориентированного подхода. [2]

Его суть — генерация максимально широкого спектра идей по заданной проблеме без их критики на первом этапе.

Успешное проведение мозгового штурма в обучении требует четкого следования структуре:

1. Подготовка, включает в себя формулировку темы, постановку проблемы, обоснование задачи для поиска решения, деление обучающихся на группы и объяснение правил. Задача должна быть конкретной, открытой и стимулирующей к размышлению.

Формирование группы. Оптимальный размер — 5–9 человек. Важно создать разнородную группу (например, объединить учеников с разной успеваемостью).

2. Генерация идей. Этот этап по является самым важным, так как именно от него зависит исход мозгового штурма. Для его успешного проведения соблюдать следующие правила:

— нет плохих идеи, то есть нужно выработать как можно больше идей, фиксируются абсолютно все варианты — нет никаких ограничений;

— запрещена любая критика, даже в форме жестов и усмешек в сторону генератора идей;

— участники должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, предложенные другими; [1]

После этого этапа необходимо сделать перерыв.

Это ключевой этап, который длится 15–25 минут. Строгое соблюдение правил обязательно.

3. Анализ и отбор, на данном этапе необходимо оценить выдвинутые идеи и выбрать наиболее оптимальные для решения поставленной проблемы.

На заключительном этапе представители групп делают сообщение о результатах мозгового штурма. По результатам обсуждения предложенных идей делается коллективный вывод и решение поставленной задачи. Преподаватель подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т. п. Этот этап очень важен в учебном плане, так как при обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен информацией, ее осмысление и активное усвоение.

Также необходимо выделить сложности использования методики мозгового штурма на уроках экономики.

Одной из главных трудностей является сама групповая динамика, которая в условиях школьного коллектива редко протекает идеально. Уже на этапе генерации идей наблюдается выраженный дисбаланс активности, при котором интеллектуальную инициативу перехватывает небольшая группа лидеров, обладающих высокой скоростью реактивного мышления или более уверенной позицией. В то же время значительная часть класса занимает пассивную позицию, превращаясь из полноправных участников в молчаливых зрителей. Это явление не только противоречит базовому принципу коллективной работы, лежащему в основе метода, но и порождает устойчивый эффект «социальной лени», когда часть учащихся осознанно или неосознанно перекладывает интеллектуальную нагрузку на более активных одноклассников, что в конечном итоге приводит к поверхностному усвоению материала пассивными участниками, не прошедшими через глубокую внутреннюю проработку проблемы.

Психологическим барьером, серьезно ограничивающим продуктивность метода, выступает боязнь критики и так называемой «социальной ошибки». Подростковая среда характеризуется крайне высокой конформностью и зависимостью от мнения сверстников. В связи с этим учащиеся часто предпочитают молчать или предлагать лишь социально одобряемые, заведомо безопасные и шаблонные идеи, опасаясь показать свою некомпетентность в сложных вопросах или быть осмеянными за нестандартное, «дикое» предложение. Усугубляет ситуацию и проблема недостаточной мотивации, когда поставленная учителем проблема оказывается оторвана от жизненного опыта и личных интересов учащихся, что приводит к их формальному участию и отсутствию подлинной творческой активности.

Другой существенной проблемой является и сложность этапа критического анализа и отбора предложенных идей. Школьникам часто не хватает знаний, чтобы проверить, сработает ли их идея в реальности. Они не могут оценить, будет ли она прибыльной, какие риски может повлечь, не нарушает ли она законы и как повлияет на экономику в целом. Без четко определенных, понятных и совместно разработанных критериев отбора этап анализа легко превращается в хаотичный и малопродуктивный спор мнений, что сводит на нет его учебную ценность и демотивирует участников. В связи с этим возникает закономерный риск подмены творческого процесса дилетантством, когда внешне «креативные» идеи оказываются либо экономически несостоятельными, либо банально известными, а учитель сталкивается с чрезвычайно сложной педагогической задачей — тонко и ненавязчиво направлять обсуждение в продуктивное русло, не подавив при этом искру инициативы и самостоятельности учащихся.

Также стоит отметить, что эффективное ведение мозгового штурма требует от педагога высочайшего уровня педагогического мастерства и психологической компетентности, поскольку ему необходимо одновременно выполнять несколько сложных задач: управлять групповой динамикой, фиксировать все поступающие идеи (что является критически важным для последующего анализа), обеспечивать неукоснительное соблюдение регламента и правил метода, мягко купировать доминирование одних и активизировать других учащихся, сохраняя при этом позитивный и конструктивный настрой в группе.

Таким образом, методика мозгового штурма — это не просто развлечение или смена деятельности на занятии. Это мощный педагогический инструмент, который превращает пассивных слушателей в активных со-исследователей экономических закономерностей. Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время работы поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Он учит обучающихся не бояться сложных, неоднозначных проблем, работать в команде, аргументировать свою точку зрения и находить нестандартные пути решений.

Литература:

  1. Метод мозгового штурма / Э. А. Измаилова, Ю. А. Кузнецова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2013. — № 2 (6). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-mozgovogo-shturma (дата обращения: 21.10.2025).
  2. Методика применения педагогической технологии «мозговой штурм» / А. С. Манаков, Е. О. Манакова, Т. С. Зверева, А. А. Бородина // Теория и практика современной науки. — 2022. — № 1 (79). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-primeneniya-pedagogicheskoy-tehnologii-mozgovoy-shturm (дата обращения: 21.10.2025).
  3. Никишина Н. В. Разновидности «мозгового штурма» как эффективные методы принятия управленческих решений / Н. В. Никишина // Экономика и социум. — 2015. — № 1–4 (14). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raznovidnosti-mozgovogo-shturma-kak-effektivnye-metody-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy (дата обращения: 21.10.2025).
  4. Осипова Г. М. Методы мозгового штурма и мозговой атаки в обучении школьников / Г. М. Осипова // Инновации в образовании. — 2018. — № 3. — С. 45–56.
  5. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методика преподавания / Е. В. Савицкая. — Москва: Вита-Пресс, 2021. — 304 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный