Творческие методы генерации альтернатив решений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 02.02.2017

Статья просмотрена: 1031 раз

Библиографическое описание:

Вервишко, И. С. Творческие методы генерации альтернатив решений / И. С. Вервишко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39123/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современном мире перед руководителем любой организации стоит вопрос решения возникающих проблем. Для большинства из них имеется выработанный алгоритм, позволяющий быстро и эффективно принимать решение, но встречаются задачи, не имеющие готового алгоритма решения. Для решения сложных задач необходимо генерировать альтернативы, позволяющие лицу, принимающему решения, оценить возможные затрачиваемые ресурсы и сделать вывод об эффективном применении той или иной альтернативы, а так же принять решение об ее использовании. Так как спектр задач решаемых руководителем довольно широк, некоторые из них не могут быть формализованы, либо затрачиваемые ресурсы для формализации слишком велики. Для генерации альтернатив решения данных задач существуют творческие методы.

Рассмотрим некоторые творческие методы генерации альтернатив: метод синектики, контрольную таблицу Алекса Осборна, метод морфологического анализа, метод фокальных объектов.

Метод синектики

Первое упоминание о синектике появилось в 1961 г. в книге Уильяма Горна «Синектика: развитие творческого воображения». Синектика (в понимании У. Горна) — это соединение различных, порой несовместимых элементов. Основной целью данного метода является направление деятельности нервной системы и мозга на решение проставленной проблемы. [3]

Особенностью данного метода является отбор персонала для группы синектиков. Группа формируется из 5–7 человек, возрастом от 20 до 40 лет, имеющих гибкость мышления, опыт работы в разных сферах деятельности, психологическую совместимость. Группа работает в рамках разработанных правил, главным условием которых является отсутствие обсуждения достоинств и недостатков членов группы.

Виды аналогий, используемых в синектике:

  1. Прямые аналогии, основанные на биологических системах;
  2. Субъективные аналогии, основанные на личном опыте;
  3. Символические аналогии, основанные на абстрактных понятиях;
  4. Фантастические аналогии.

Рис. 1. Этапы метода синектики

В настоящее время метод синектики все чаще используется для решения социальных и административных задач.

Контрольная таблица Алекса Осборна

Алекс Осборн один из основателей известного рекламного агентства BBDO (Batten, Barton, Durstine& Osborn). В 1942 году он издал книгу: Howto «ThinkUp», где описал первый вариант мозгового штурма — brainstorming, который использовался им и его сотрудниками в рекламном агентстве ещё в конце 30-х годов XX века. Основными принципами при создании идей он считал:

  1. принцип отсроченной критической оценки;
  2. принцип, по которому увеличение количества идей влечёт за собой рост их качества.

Использование данного метода позволяет активизировать работу мышления для создания новых идей из уже имеющихся решений, при этом используется ментальная провокация (противоречивые высказывания). Зачастую новые идеи полностью противоречат имеющемуся опыту и здравому смыслу. Приблизительное время работы группы с таблицей составляет 60 минут. Основным словами — провокациями могут выступать (согласно Майколу Микалко):

– «заменить»

– «скомбинировать»

– «применить в другой области»

– «увеличить» или «уменьшить»

– «исключить»

– «изменить на противоположное»

Пример контрольной таблицы Алекса Осборна [1]

Действие

Искомый предмет

1. Использовать иначе

Можно ли по-другому использовать, применять это?

2. Привести аналогии

На что это похоже? Есть ли аналогии?

3. Изменить признаки

На что это похоже? Есть ли аналогии?

4. Увеличить

Можно ли увеличить размер, скорость, количество?

5. Уменьшить

Можно ли это уменьшить? Что-нибудь убрать? Разделить? Сделать легче, светлее, тоньше?

6. Заменить

Какие свойства можно заменить? Иначе организовать процесс или расположение?

7.Передвинуть

Можно ли поменять местами отдельные фрагменты? Причину и следствие?

8. Сделать наоборот

Как будет выглядеть противоположная идея? А если поменять роли?

9.Комбинировать

Можете ли Вы совместить эту идею с другими? Разложить на отдельные элементы?

10.Трансформировать

Можно ли это продырявить, сжать, растянуть? Сделать твердым, жидким, прозрачным?

Метод морфологического анализа

Разработан швейцарским астрономом Фрицем Цвикки для решения технических задач в ракетостроении. Основа метода — построение матрицы структурных взаимосвязей между объектами, явлениями и концепциями. При обработке матрицы выдвигаются и рассматриваются различные варианты решения задачи, при этом следует учитывать, что очень часто находятся идеи ранее не рассматриваемые при использовании других методов решения поставленной задачи. При ручной обработке матрицу, как правило, строят на 4–7 узлов, при обработке вычислительной техникой ограничение только ее физические возможности.

В настоящее время метод наиболее часто используется в экономической сфере.

Принципы:

  1. Всеобщность — использование полной совокупности знаний об объекте;
  2. Нельзя отбрасывать объекты и процессы, источники риска без всестороннего исчерпывающего анализа, что обеспечивается отсутствием предварительного суждения.

Рис. 2. Этапы метода морфологического анализа

Несомненным плюсом данного метода является его использование при малом объеме информации.

Метод фокальных объектов

Данный метод так же носит название метода каталога или метода случайных объектов. Он открыт профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1923 г., доработан американцем Ч. Вайтингом в 50-е годы. Основа метода — усовершенствование и создание новых вещей (идей) путем присоединения случайных свойств и признаков к изучаемому предмету. Направление применения — модификация устройств, рекламный бизнес. [2]

Рис. 3. Этапы метода фокальных объектов

Достоинства:

– Простота освоения и возможность применения практически в любой сфере;

– Оригинальность получаемого результата;

Недостатки:

– Невозможность использования для сложных задач;

– Отбор новых идей по ограниченному количеству критериев.

Рассмотрев вышеуказанные методы, можно сделать вывод об их применении, достоинствах и недостатках. Следует заметить, что очень редко применяется только один метод без других, в каждой организации (при его полярности) используется некоторая его модификация.

Литература:

  1. И. О. Вагин Умейте мыслить гениально. — СПб.: Питер, 2002. — 192 с. — (Серия «Сам себе психолог»).
  2. Б. Л. Злотин, А. В. Зусман Решение исследовательских задач. — Кишинев: МНТЦ, «Прогресс», Картя Молдовенск э, 1991. -204 с.
  3. http://www.grandars.ru/student/marketing/sinektika.html [электронный ресурс] (дата обращения 11.01.2017 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): контрольная таблица, морфологический анализ, решение, BBDO, Горн, задача, идея, метод синектики, основа метода, этап метода.


Задать вопрос