Изучение понятия «стрессоустойчивость» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (324) август 2020 г.

Дата публикации: 19.08.2020

Статья просмотрена: 4749 раз

Библиографическое описание:

Чернова, А. Д. Изучение понятия «стрессоустойчивость» / А. Д. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 34 (324). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/324/73195/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье автор акцентирует внимание на рассмотрении зарождения понятия «стрессоустойчивость», а также выделяет уже известные определения термина «стресс». Помимо этого в статье изложены различные точки зрения на определение выбранного понятия, классификации, стадии развития и составляющие.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, развитие устойчивости к стрессу.

В связи с быстрой информатизацией и глобализацией в XXI веке жизнь становится стрессогенной. Это связано с тем, что темпы жизнедеятельности и развития нарастают, люди вынуждены решать все более сложные и амбициозные задачи.

Понятие стресса в науку ввел Г. Селье. Под этим термином он понимал особую специфическую реакцию организма на стрессогенные факторы, также стрессом автор называл общий адаптационный синдром, стресс-реакцию, синдром адаптации и так далее. Помимо этого Г. Селье делил стресс на два вида: положительный и отрицательный, то есть эустресс и дистресс. Положительный стресс оказывал полезное воздействием на организм, следовательно, дистресс — отрицательное. [1]

В. Э. Мильман понимает стресс как функцию величины потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения. [2]

Р. Лазарус отмечал, что стресс — это индивидуальная реакция организма, которая определяется его субъективной оценкой угрозы и своих ресурсов для преодоления данной угрозы. [3]

Следует заметить, что основной индивидной характеристикой содержания стресса является адаптация, то есть стрессоустойчивость. Многие эксперты отмечают, что одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха профессиональной деятельности является стрессоустойчивоть, то есть устойчивое поведение людей в условиях стресса. [4] Исследователи в области социологии говорят о том, что в современном мире нужно обладать высокой степенью стрессоустойчивости. Высокая степень этого качества нужна, прежде всего, для сохранения физического и психического здоровья личности, а также для возможности заниматься эффективной профессиональной деятельностью.

В современной научной литературе проблему стрессоустойчивости разрабатывали многие ученые. К самым известным из них можно отнести A. А. Баранова, Б. Х. Варданян, В. А. Бодрова, С. В. Субботина, А. А. Реан и других.

С. В. Субботин дает своё определение термину стрессоустойчивость – это определенная составляющая эмоциональной устойчивости, психологической устойчивости к стрессу, а также стресс-резистентность, фрустрационная толерантность [4].

Другой известный исследователь Б. Х. Варданян говорит о том, что стрессоустойчивость — это особое взаимодействие эмоциональных и других компонентов психической деятельности. Также автор определяет стрессоустойчивость как свойство личности, которое призвано обеспечивать баланс и гармонию между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации. Таким образом, развитию стрессоустойчивость способствует успешному выполнению деятельности. [4]

Другой исследователь в данной области К. К. Платонов считает, стрессоустойчивость — это взаимодействие эмоционально волевых качеств личности. По мнению автора, такие эмоционально волевые качества следует рассматривать в отношении к характеру деятельности и по силе влияния на навыки и на деятельность человека. [7]

П. Б. Зильберман считает, что само понятие устойчивости характеризуется недостаточной гибкостью, изменчивостью, недостаточной приспособляемостью, ригидностью. Стрессоустойчивость по его мнению, является интегративным свойством личности, которое благодаря взаимодействию эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности, обеспечивает успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. [4]

А. В. Эккерман даёт свое определение стрессоустойчивости. Автор считает, что стрессоустойчивость — это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Помимо этого автор отмечает, что данный феномен определяется совокупностью личностных качеств, которые позволяют человеку переносить различные нагрузки. К ним можно отнести: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. [8]

Как следует из всех приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

Современными учеными выделены этапы развития стрессоустойчивости:

  1. Первый этап заключается в интерпретации и оценки ситуации.
  2. Второй этап заключается в оценке (анализе) стрессовых изменений в своем организме.
  3. Третий этап подразумевает под собой адаптационный процесс.

Ю. Н. Гурьянов в свою очередь предлагает собственную структуру стрессоустойчивости. В нее входят следующие компоненты: мотивационный компонент, физиологический компонент, познавательный компонент, операциональный или моторный компонент, коммуникативный компонент. [10]

Другой исследователь в данной области А. Л. Рудаков выделяет следующие компоненты стрессоустойчивости: направленность личности, личностная и ситуативная тревожность, локус контроля, личностная рефлексия, самооценка, когнитивный стиль, степень нейротизма. [9]

Таким образом, понятие стрессоустойчивости, её видов и компонентов было изучено многими исследователями. Понятие стресса обусловлено неспецифической реакцией организма на раздражители. Исходя из этого, стрессоустойчивость — это комплексное свойство человека, которое характеризуется степенью его устойчивости, способности противодействовать раздражающим факторам.

Литература:

  1. Селье Г. Стресс без дистресса-М.: Книга по требованию, 2012. С.57–69.
  2. Мильман В. Э. Стресс иличностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. С. 24–46.
  3. Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.; Женева, 1989. С. 121–126.
  4. Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А. Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2011. — № 1. т.10. — с. 6–19.
  5. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1984.С.54–58.
  6. Эккерман А. В. Стрессоустойчивость как современная характеристика личности педагога // Magister Dixit. 2011. С.83–89.
  7. Рудаков А. Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте: монография / А. Л. Рудаков. — Красноярск, 2011. — С. 31–33.
  8. Гурьянов Ю. Н. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России. Учебное пособие / Ю. Н. Гурьянов. — М.: Академия ФПС России, 2001. — С. 470.
Основные термины (генерируются автоматически): психическая деятельность, стресс, автор, компонент, свойство личности.


Ключевые слова

стресс, стрессоустойчивость, развитие устойчивости к стрессу

Похожие статьи

Адаптация как социальная категория

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся изучения социальной адаптации. Автор ставит перед собой цель рассмотреть теоретико-методологические основы процесса социальной адаптации. В работе сформулированы ключевые понятия вопроса.

Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости

В данной статье представлен теоретический обзор и краткий статистический анализ проблемы компьютерной зависимости в современном обществе. Автор дает обобщенное определение и классификацию компьютерной зависимости. Рассмотрены факторы формирования ком...

Стресс: эмоциональная составляющая

В статье рассматривается эмоциональная составляющая стресса. Исследуется генезис понятия «стресс» в трудах отечественных и зарубежных исследователей. В заключение дано авторское понимание стресса.

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Психология экзаменационного стресса

В статье дается определение понятию «стресс», рассматриваются виды стресса, обозначаются причины, вызывающие стресс. Автором делается попытка описать, что представляет собой «экзаменационный стресс». Также рассматриваются способы профилактики стресса...

Понятие адаптации с точки зрения психологии

В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

Теоретические и практические задачи педологии как науки

Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

Физическая культура как средство поддержания психологического здоровья

В данной статье авторы попытались рассмотреть роль физической культуры в решении проблем психологического здоровья. Определить актуальность проблемы отсутствия физической активности населения и выявлены несколько основных причин появления данной проб...

Теории возникновения депрессии: биологические, социально-психологические и интегративные подходы

В статье рассматриваются различные теории возникновения депрессии, включая биологические, социально-психологические и интегративные подходы. В работе приводится обзор современных научных исследований, выявляющих взаимосвязь между генетическими фактор...

Похожие статьи

Адаптация как социальная категория

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся изучения социальной адаптации. Автор ставит перед собой цель рассмотреть теоретико-методологические основы процесса социальной адаптации. В работе сформулированы ключевые понятия вопроса.

Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости

В данной статье представлен теоретический обзор и краткий статистический анализ проблемы компьютерной зависимости в современном обществе. Автор дает обобщенное определение и классификацию компьютерной зависимости. Рассмотрены факторы формирования ком...

Стресс: эмоциональная составляющая

В статье рассматривается эмоциональная составляющая стресса. Исследуется генезис понятия «стресс» в трудах отечественных и зарубежных исследователей. В заключение дано авторское понимание стресса.

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Психология экзаменационного стресса

В статье дается определение понятию «стресс», рассматриваются виды стресса, обозначаются причины, вызывающие стресс. Автором делается попытка описать, что представляет собой «экзаменационный стресс». Также рассматриваются способы профилактики стресса...

Понятие адаптации с точки зрения психологии

В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

Теоретические и практические задачи педологии как науки

Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

Физическая культура как средство поддержания психологического здоровья

В данной статье авторы попытались рассмотреть роль физической культуры в решении проблем психологического здоровья. Определить актуальность проблемы отсутствия физической активности населения и выявлены несколько основных причин появления данной проб...

Теории возникновения депрессии: биологические, социально-психологические и интегративные подходы

В статье рассматриваются различные теории возникновения депрессии, включая биологические, социально-психологические и интегративные подходы. В работе приводится обзор современных научных исследований, выявляющих взаимосвязь между генетическими фактор...

Задать вопрос